Пространство контакта
В любом магазине атмосфера и оформление пространства важны не менее, чем ассортимент. Удачно разработанный дизайн интерьера может не один год работать на имидж и привлекать покупателей. Вот несколько примеров ярких архитектурных решений в российском ритейле, вызывающих у посетителей желание снова и снова вступать в контакт с торговым пространством.
Логик
Шахматная партия
В феврале 2014 года в Санкт-Петербурге, на Большой Конюшенной улице, 13, открылся флагманский магазин Prada. Дизайн интерьера разработан итальянским архитектором Роберто Бачокки. Команда Studio Baciocchi оформила магазин площадью почти в 400 м2 в традиционных для бутиков Prada черном и белом цветах с вкраплениями зеленого. Пространство разделено на две части. Первая выдержана в соответствии с глобальной концепцией магазинов Prada — мраморный пол в черно-белую шашечку, стены, обтянутые зеленой тканью, с тонкими дисплеями. Во втором зале установлены стеклянная мебель, зеленые бархатные диваны и столики из стали и плексигласа.
Роберто Бачокки разрабатывал концепции магазинов для Kiton, La Perla, Billionare, Car Shoe, Church, Folli Follie. Он работает во всех столицах мира – от Рима и Лондона до Пекина и Абу-Даби. Роберто руководил реставрацией старейшего универмага Милана, La Galleria Vittorio Emanuele II. Но известен как «архитектор Prada».
Знаменитый элемент архитектурной концепции модного дома – мраморный пол в черно-белую клетку – придумал именно Бачокки. Стены традиционно оформляются в зеленовато-сером цвете, но в некоторых флагманских бутиках в разных залах используются еще три оттенка – более насыщенный зеленый, бирюзовый и красный.
Для выкладки применяются островные столы из стекла и стали, встроенные в стены ниши. Это позволяет сделать пространство «воздушным» и компенсировать агрессивность черно-белой «шахматной доски». Зеленые бархатные диваны и банкетки, разработанные Вернером Пантоном специально для Prada, дополняют интерьер.
«Я не терплю случайности или импровизации, для меня все должно следовать логической культурной линии, – рассказывает Роберто Бачокки о своем подходе. – В рамках этой логики нужно создать свой собственный способ чувствовать и работать. Мы в Studio Baciocchi не фокусируемся на технической точности, для нас важны качество и прежде всего индивидуальность».
Бачокки не видит в росте онлайн-коммерции угрозы для творчества и офлайн-ритейла. «Digital – это необычный инструмент, который убивает то, что не поспевает за новыми ритмами, – говорит Роберто. – С этой точки зрения я вижу в интернете невероятные возможности. Мне нравится конкуренция между онлайн и физическими магазинами. Знаете, почему? У меня есть преимущество – богатый жизненный и культурный опыт».
Эклектичные минималисты
Сдержанная геометрияБутик Loro Piana в формате shop-in-shop открылся в Санкт-Петербурге в 2009 году. Торговое пространство в 200 м2 расположилось на двух этажах старинного здания с большими арочными окнами. Дизайн интерьера разработан архитектором из Генуи Мизо Поджи. Она не только оформляет бутики Loro Piana, но и известна как дизайнер внутреннего убранства роскошных яхт Loro Piana Interiors. Этот творческий опыт отразился в интерьере петербургского магазина. Концепцию можно охарактеризовать как «сдержанная геометрия». «Рифленые» стены цвета слоновой кости и мебель светлого дуба создают ощущение тепла. Система освещения благодаря утонченным фильтрам гарантирует правильную видимость цветной одежды. Постеры итальянского художника-модерниста Марчелло Дудовича подчеркивают творческий дух марки. Орхидеи и ароматические свечи добавляют ноту легкомыслия, чтобы разбавить серьезность параллельных прямых.
Флоренция в Москве
В 2015 году в московском ТРЦ «Авиапарк» открылся первый магазин Meucci. Интерьер оформили Лино Лозанно и Лоренцо Перини из итальянского бюро PLS Design. Источником вдохновения послужила Флоренция, с ее соборами и старинными залами палаццо, украшенными фресками. В отделке бутика использованы ценные породы дерева, традиционный флорентийский камень и натуральная кожа. Магазин разделен на две части: зона сasual и зал классики. Кэжуальный зал оформлен в духе 1950-х, его декор напоминает оформление библиотеки середины XX века. Второй зал выглядит более традиционно – вертикальные линии, четкие пропорции; основой для идеи декора стал образ классической гардеробной.
Архитекторы итальянской студии PLS Design познакомились с директором Meucci на выставке Pitti Uomo во Флоренции. Бюро Лино Лозанно и Лоренцо Перини оформляло магазины Gucci, Tom Ford, Harmont & Blaine, Moncler, Luisa Spagnoli, разрабатывало новую концепцию магазинов для Trussardi и Antony Morato.
Магазин Meucci – не единственный российский проект PLS Design. В прошлом году компания оформила бутик Gucci в торговом доме «Весна» на Новом Арбате в Москве. Торговое пространство площадью 80 м2 получилось максимально эклектичным: здесь соседствуют мрамор и цемент, металлические конструкции и персидские ковры, желтые бархатные кресла и хромированные рамы зеркал.
Лино Лозанно рассказывает, что архитектурный стиль студии эволюционировал вместе с клиентами: «Девяностые годы были взрывом минимализма, везде – бетонные полы, гипсовые стены, отсутствие цвета, все очень просто. Это позволяло создавать очень красивое пространство. Но затем клиенты почувствовали, что им хочется чего-то большего. Поэтому мы начали вводить сильные элементы – могли в современном пространстве поставить стул в стиле барокко или повесить венецианскую люстру. В общем, наступило время миксов. В 2000-х годах внимание переключилось на декорирование. В ритейле появились современные пространства со множеством украшений. Мы снова начали использовать обои, цвета, светодиодные экраны, специальные материалы, например, Perspex (органическое стекло). Сейчас возвращаемся к минимализму, но «дизайнерскому». Это означает, что архитектор уделяет одинаково важное внимание и планированию пространства, и материалам».
Психоаналитик
Сексуальность
В 2014 году в ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге открылся флагманский магазин Love Republic, оформленный в соответствии с новой концепцией бренда, которую разработал Аншу Шриваштава, создатель британского агентства MRA Architecture & Interior Design. Интерьер магазина отразил основные ценности бренда – женственность и сексуальность. Сочетание контрастных цветов – черно-белой гаммы, насыщенного красного и золота – придало торговому пространству более современный, динамичный вид. Фактуры мрамора, темного дерева, глянцевые зеркальные поверхности и эксклюзивный кружевной орнамент, обрамляющий фасад, добавили чувственности. Пространство магазина разделено на специальные зоны по ассортиментным линиям и цветовой гамме.
Архитектурная студия MRA сделала разработку торговых зданий и помещений своим главным направлением. К 2017 году среди заказчиков появились Christian Louboutin, Esprit, Hermès, House of Hackney, Jean Paul Gaultier, Jimmy Choo, Juicy Couture, Mango, Marc Jacobs, Nike.
Создавая проект для Love Republic, архитекторы переводили на визуальный язык элегантность и эротичность бренда. Управляющие попросили учесть некоторые символы Санкт-Петербурга, где находится центральный офис ритейлера, – белые ночи и Зимний дворец. Им хотелось сделать интерьер более мягким, женственным и в то же время сексуальным, сохранив при этом традиции марки. В результате в интерьере появились сочетания контрастных цветов и мягкие занавесы.
Возможно, понять тонкую душевную организацию покупательниц Love Republic помогла вторая специализация Аншу Шривастава – помимо архитектурного образования у него степень психоаналитика.
Аншу органично соединяет новые цифровые технологии и физические пространства магазинов. «Цифровизация, локализация и уменьшение размеров магазинов будут ключевыми вызовами 2017 года, – считает руководитель MRA. – И мы учитываем эти тренды в разработке концепций. Например, для того чтобы использовать новую привычку покупателей — искать информацию о марке и наличии конкретных вещей в магазинах в смартфоне до офлайн-шопинга, — мы заключили договор с американской компанией, которая обеспечивает трехмерное визуальное распознавание модели. Так ритейлер может соединять продажи онлайн и офлайн. Мы считаем, что новый цифровой пейзаж может освободить магазин, чтобы тот стал чем-то большим, чем просто место для транзакции. Он может выступать в роли «контактной точки» для клиента в более широких отношениях с брендом, ощутимой и тактильной возможностью развлекаться и выражать свои предпочтения».
Бегуны на длинную дистанцию
Субкультурный код
В 2016 году в Москве, на Кузнецком Мосту, 20, открылся мультибрендовый магазин кроссовок Drop компании A3 Retail Group. Интерьер оформлен креативным директором лондонского агентства Rosie Lee Марком Флемингом. Максимум свободного пространства, светлые стены, белая кирпичная кладка, неон под потолком, затейливая плитка на полу и четкое разделение на мужскую и женскую зоны. Атмосфера торгового пространства транслирует субкультурные коды: граффити, хип-хоп, андеграундная музыка.
Rosie Lee давным-давно работает с Nike и занимается не только оформлением магазинов, но и участвует в акциях бренда, таких как Nike Air Max Day или Международный день защиты детей вместе с Nike. А московская компания A3 Retail Group развивает магазины Nike. Эта марка и помогла им встретиться – чтобы спроектировать не просто магазин, а комьюнити-хаб для знатоков сникерсов.
Название магазина вдохновлено двумя идеями. С одной стороны, слово «drop» означает доставку грузов в труднодоступные районы, с другой – используется для обозначения даты выпуска новой модели кроссовок. «Мы синтезировали элементы городской среды Москвы и мегаполисов всего мира, – объясняет Марк Флеминг. – Замысловатый кафельный пол был вдохновлен рисунком протекторов на подошвах кроссовок, а идея мебели навеяна Московским метрополитеном».
Кроме Nike студия Rosie Lee делает проекты для JD Sports в Китае, для Barbour и Uniqlo в Европе. «Сочетание дисциплин, масштабируемость и разнообразие нашей работы отличает нас от конкурентов, а наши показатели удержания персонала подчеркивают: мы понимаем, что именно делает прочные долгосрочные отношения», – считает коммерческий директор Rosie Lee Джо Мэлони.
Упомянутых архитекторов объединяют глобальность и индивидуальность подхода — все они делают проекты для компаний на разных континентах и уделяют особое внимание человеку, который будет в созданном ими пространстве работать или покупать.
Читайте эту и другие статьи в