О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Названы 3 ключевых покупательских тренда для 2023 года

Экономия бюджета приведет к сокращению трат и прицельному поиску скидок как онлайн, так и в физических магазинах
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

На основе опросов потребителей и участников рынка британская исследовательская компания Attest выделила три ключевых тренда, которые будут влиять на развитие розничной торговли в предстоящем году. С аналитическим отчетом экспертов ознакомилось издание Fashionunited.com.

В контексте ухудшающихся экономических условий исследование прогнозирует «тектонические сдвиги» в покупательском поведении, вызванные изменением ожиданий и ценностей. Учитывая комплексность рыночной ситуации, авторы отчета рекомендуют ритейлерам и брендам на постоянной основе отслеживать и оперативно реагировать на возникающие потребности целевой аудитории.

Так, к наиболее важным и не зависящим от определенного региона они отнесли три тренда, которые PROfashion попросил прокомментировать специалиста по российскому рынку — эксперта по стратегическому развитию и управлению продажами Данию Ткачеву.

Покупатели урезают свои бюджеты на 2023 год

Вследствие роста стоимости жизни, в первую очередь из-за увеличения расходов на энергию и бензин, потребители будут сокращать свои расходы в следующем году. Например, в Великобритании в общей сложности 61% респондентов заявили о повышенном контроле за бюджетом, в то время как всего 18% сообщили, что не будут ограничивать свои траты.

Дания Ткачева соглашается с тем, что в России покупатели урезают и будут урезать свои бюджеты на 2023 год. «Это связано, в первую очередь, с инфляцией, снижением реальных доходов населения и, во-вторых, — с индексом потребительской уверенности, который в очередной раз снизился в 2022 году. В условиях кризиса населению сложно предположить, что будет дальше, и какая экономическая ситуация сложится в следующем году. Это означает, что деньги будут скорее сберегать и откладывать покупки до лучших времен, чем тратить, — отмечает она. — Наряду с этим свой негативный отпечаток будет накладывать растущая безработица, на которую в том числе повлиял уход западных компаний и оптимизация персонала в выкупленном бизнесе со стороны российских компаний».

Даже если брать в расчет только «математическую составляющую», то траты населения в 2023 году в любом случае упадут по сравнению с 2022 и 2021 годами: «Поскольку если в 2021 и весной 2022 году население впрок покупало технику, одежду, косметику, обувь, то в 2023 году нет сопоставимого по уровню цен продукта: санкции не позволяют ввозить предметы роскоши и продукт дороже 300 евро, а техники подобного уровня просто нет. Есть недорогие азиатские аналоги, но с точки зрения уровня цен, траты предыдущих лет не будут сопоставимы с 2022 и 2021 годами».

Физические магазины предпочитают покупатели более старшего поколения

Несмотря на сокращение доходов покупатели не планируют снижать обычную частоту посещения торговых точек. Платформа обнаружила, что количество людей, совершающих покупки ежедневно или еженедельно, увеличилось на 6,2 пункта. Но на этот показатель оказали влияние в основном представители поколения бумеров [люди, родившиеся в период примерно с 1946 по 1964 годы — здесь и далее прим. ред.]. Между тем молодые покупатели больше предпочитают онлайн: 47,2% представителей поколения Z [2000–2011] и 49,7% миллениалов [1984–2000] склоняются к покупкам через интернет.

Дания Ткачева: «Предполагаю, что в РФ — другая статистика. Наши российские бумеры рождались в тяжелое послевоенное время. Они пережили дефициты, перестройку и развал СССР, познали нищету сразу после и далее все кризисы. Это тревожные люди, которых не раз спасала стратегия сбережения. Поэтому они, скорее всего, как были редкими гостями в физических магазинах, так ими и останутся. Однако в других возрастных группах при анализе потребительского поведения я бы разделила потребителя Москвы и среднестатистического потребителя регионов. Потому что основное импортозамещение пока проходит в Москве, а в регионах по-прежнему пустуют торговые центры. В регионах российские бренды открываются не так охотно, как в Москве и СПб. Поэтому подозреваю, что там снижение трафика в торговых центрах и физических магазинах будет значительное среди всех возрастов. Население будет склонно все более концентрироваться на ПВЗ маркетплейсов, поскольку в регионах именно они обеспечат легкий доступ к продукту. А вот в Москве поколение Х (1964 по 1981) и миллениалы будут формировать основу трафика в физических магазинах, тогда как поколение Z и поздние миллениалы — в онлайн».

Предложения со скидками будут привлекать наибольшее внимание

В Attest отметили, что чрезмерное потребление «выходит из моды», а бережливость становится положительным трендом. 40% опрошенных британцев заявили, что собираются покупать меньше вещей, 44% намереваются продать ненужные товары. Одновременно с этим объем покупок в офпрайс-сегменте будет расти: 35% потребителей готовы «охотиться за выгодной покупкой» в таких магазинах. Кроме того, 23,5% участников исследования сообщили, что в следующем году будут покупать меньше предметов быстрой моды.

В целом порядка 46% респондентов скорее позитивно настроены в отношении развития событий в следующем году, а 30% оценивают его как потенциально негативный.

Дания Ткачева: «Что касается низкого ценового сегмента, безусловно, формат дисконтных магазинов станет популярным. Причем не столько из стремления быть в тренде или в моде, сколько из банальной необходимости. В 2022 реальные доходы снова снизились, поэтому ничего не остается людям с низкой покупательской способностью, кроме как идти в подобные форматы. Так, к примеру, федеральные FMCG сети Магнит и X5 заявили о масштабировании их дискаунтеров. Это является отражением ожиданий ритейлеров и не только в FMCG сфере, но и в непродуктовых сетях».

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний