Приготовьтесь узнать правду

Александр Бугров, Григорий Шанаев, старшие партнеры Консалтинговой группы «Тривизиум», для рубрики #бизнес-ликбез.
Сразу скажем: ни в коем случае и никогда не останавливайте маркетинг. Многие именно с него начинают сокращение финансирования, но как только это произойдет, вы сразу прекратите лидогенерацию для своего бизнеса, и притока новых или подзабывших о вас клиентов больше не будет. А в скором времени «выгорят» и постоянные, которые ходят к вам по инерции, по старой памяти. К сожалению, покупательская память довольно быстро затухает в наше время — обилия рекламы и коммерческих предложений от конкурентов.
Снимите показания
Что является основным продуктом работы маркетинга? Это пришедшие в магазин потенциальные клиенты, понимающие ценность продукта или сервиса компании и имеющие средства для его приобретения. Подчеркнем, что для бизнеса важен не просто входящий трафик. Вам не нужны те, кто пришел спонтанно, «просто посмотреть».
Необходимо понимать и рассчитывать основные показатели маркетинга. Первое, за что должен отвечать ваш директор по маркетингу, — это ROMI (Return on Marketing Investment), окупаемость инвестиций в маркетинг. Важны не объемы каталогов, не красивые картинки, не то, какая девушка у вас на билборде, — важен ROMI.
Второй значимый показатель — RPV (Revenue Per Visitor). Это соотношение выручки к количеству посетителей (магазина, сайта, офиса продаж
Следующий показатель — CPL (Cost Per Lead), сколько стоит один человек, зашедший в магазин и проявивший себя как лид, то есть вступивший в диалог, начавший примерку, оставивший предварительную заявку на сайте
Еще два показателя, крайне важные для бизнеса: валовая маржа и валовая прибыль. Если растет ROMI, но валовая маржа (выраженная в деньгах, а не процентах) мала
Консультируя предприятия малого и среднего бизнеса, мы довольно часто анализируем полезный, но не распространенный в России показатель — соотношение прибыли и количества сотрудников. Поделите вашу прибыль на число персонала и регулярно контролируйте этот показатель. Он должен быть как минимум стабильным, а в развивающемся бизнесе — постоянно растущим.
Показатель LTV (Life Time Value) — один из самых важных показателей для оценки удержания клиентов. Самый простой метод его расчета: среднюю сумму чека нужно умножить на среднее количество всех покупок клиентов за все время их взаимодействия с вашим бизнесом.
Многие коммерческие компании постоянно работают над увеличением суммы чека. Но подумайте также о том, как часто возвращаются к вам покупатели, как вы реактивируете их. Когда происходит стагнация или падение оборота, это может означать, что вы мало продаете не только новым, но и старым клиентам. Очень важно и общаться с теми, кто совершает у вас покупки, и реактивировать тех, кто совершал покупки раньше, а сейчас стал делать это реже. Да и с точки зрения затрат на привлечение клиентов активировать уже существующего на порядок дешевле, чем «достучаться» рекламой для нового и объяснить ему, почему ему стоит выбрать именно ваше торговое предложение.
Обязательно делайте анализ каждого канала продвижения. Стоит взять за правило такой подход: если канал коммуникаций не просчитывается, то его не существует для вашего бизнеса.
Определитесь с задачами
Главное при использовании данного инструмента — до запуска той или иной акции определитесь с ее задачами. Не надо просто делать
При оформлении акции в торговых помещениях или рекламных материалах не используйте длинные тексты и сложные, перегруженные информацией изображения. Люди не любят долго вглядываться и читать лонгриды, особенно сейчас, в эпоху Instagram.
После того, как создан макет
Для информации: среднее время зрительного контакта с витриной и рекламными /
При разработке каналов продвижения промо подумайте об интеграции видеоносителей. Принцип «самой яркой палатки на рынке» работает даже в премиальном сегменте. Повесьте у себя видеодисплеи. Они должны быть хорошо видны, чтобы на них сразу обращали внимание. Сделать движущийся контент можно в редакторе на MAC или Windows, сегодня анимировать любой макет способен даже школьник. И это работает намного эффективнее, чем красивый, но стандартный постер.
Обязательно продумывайте и заранее прописывайте план промоакций. Для чего это нужно? Вы должны понимать, в какой момент какие товары вам необходимы для того или иного промо. Когда мы просто бросаемся делать акцию и скидываем цену на текущий товар, в большинстве случаев это не работает. Это признак паники, хаоса или даже агонии бизнеса. Подумайте о том, что, возможно, вам надо на определенный период закупить
Откройте двери
Сегментируйте, сегментируйте и еще раз сегментируйте! Работайте с разными покупателями
Единообразные рассылки sms или email без учета типа активности покупателя уже практически не работают.
Обязательно проводите опросы. Мы часто забываем об этом, но крайне важно узнавать у самих клиентов: почему купили, что еще хотели бы приобрести? Что их привлекает у ваших конкурентов? Почему они ходят к ним и почему к вам? Также важно понимать, почему люди не купили у вас, что им мешает или чего не хватает. Используйте для этого внешних специалистов либо поручите вашим сотрудникам и контролируйте процесс сбора информации, иначе ответы могут оказаться искусственно нарисованными.
Обязательно проводите регулярный мониторинг ассортимента и акционности конкурентов. Мы в своей работе слишком часто встречаем компании, которые не в курсе матрицы конкурентов, не отслеживают рыночные цены, не владеют информацией о KVI (Known Value Items) — товарах, на которые потребитель знает точную или приблизительную цену у конкурентов и на которые ориентируется при определении уровня цен у вас.
Вам необходимо иметь детализированные данные и отчеты. Как организовать сбор такой информации? Например, в ритейле самое простое — в понедельник или во вторник утром, когда у продавцов маленький трафик, отправить их к конкурентам переписать товарную матрицу. Это делается очень просто. Можно фотографировать выкладку с ценами (у нас нет закона, который это запрещает) или наговорить на диктофон информацию с ценников. Промониторьте
Не менее важно для сравнительной оценки собственного бизнеса постоянно сопоставлять свои показатели с данными о трафике и количестве чеков у конкурентов. Иногда наши клиенты начинают свой рассказ о бизнесе с фразы «у нас все хорошо» или, наоборот, «все плохо». На чем основаны такие оценочные суждения? Мы всегда должны опираться только на факты. Стоит выбрать несколько торговых точек, наиболее сильно конкурирующих с вами, и регулярно делать там замеры трафика и количества чеков.
И самый важный вопрос, о котором много говорят, но по факту мало кто на него отвечает, это оценка уровня удовлетворенности клиента — так называемый NPS (Net Promoter Score). Предложите клиентам оценить по шкале от 0 до 10 баллов вашу компанию, а также вероятность, что они вас порекомендуют другим. Для вас это прямой показатель: каковы шансы, что покупатели вернутся к вам. Анализируя результаты, необходимо делить респондентов на три группы: «критиков» с оценкой в 0–6 баллов (такие обычно недовольны и критикуют вас); «нейтралов» с оценкой 7–8 баллов (сомневаются в своей приверженности вам); «промоутеров» с оценкой 9–10 баллов (предпочитают вашу компанию и будут при случае рекомендовать ее).
А теперь совершите то, что