Диагноз – логомания. Как и почему растет спрос на пошив мерча на локальном рынке
Источник:
PROfashion
Авторы:
Максим МедведевМаксим Медведев главный редактор журнала PROfashion, Ольга Ломайкина
«ВкусВилл» х «Антон тут рядом»
Заказчики корпоративного и рекламного мерча — одни из главных клиентов контрактных производств. Готовы ли они платить за качество и какую продукцию заказывают чаще всего, рассказывают игроки рынка.
По данным аналитиков «СберМаркетинга», в 2023 году компании увеличили расходы на брендированную продукцию на 15%, а объем рынка таких товаров достиг 70 млрд руб. «За последний год спрос увеличился, — подтверждает Максим Кузнецов, представитель швейной фабрики PINHEAD (Санкт-Петербург). — Это связано с тем, что все больше компаний начинает выстраивать корпоративную культуру и повышать лояльность своих сотрудников, в том числе за счет мерча. С 2023 года по текущее время мы приросли более чем на 40%».
Среди заказчиков брендированной продукции в 2022–2024 годах опрошенные PROfashion швейные предприятия называют корпорации «Газпром», КРОК, онлайн-платформы «ВКонтакте», «Яндекс», сервисы «Самокат», «Авиасейлс», «Кинопоиск», сети фастфуда «Вкусно — и точка», производителя косметики Vivienne Sabo, благотворительные фонды «Подари жизнь», «Антон тут рядом», сообщество «Сила ветра», организаторов Всероссийского литературного конкурса «Класс!», музыкальных исполнителей Obladaet, Thomas Mraz, Ramil, Boulevard Depo и др.
PINHEAD для блога ENDY
«Мы выделяем три типа заказчиков: компании, отшивающие корпоративный мерч, рекламные и брендинговые агентства, артисты и блогеры», — уточняет Максим Кузнецов. «Основные проекты приходят от технологичных компаний, банков, фестивалей, застройщиков, учебных заведений, также обращаются компании бьюти-сферы и рекламные агентства», — делится Ира Маныч, основатель бренда «СМЕРЧ» (Москва).
Среди преимуществ выпуска мерча для компаний гендиректор «СберМаркетинга» Станислав Андреев выделяет долгосрочные и многократные контакты бренда в ближайшем окружении пользователя, благодаря чему возникает высокий уровень доверия к лейблу со стороны потребителей.
«ОБНЯЛ» для сообщества #bballisar
Кейсы привлечения
2023 год изобиловал яркими примерами продвижения компаний, продуктов, сервисов и инициатив с помощью брендированной продукции, которая пользовалась повышенным вниманием потребителей. Так, в мае студии Yellow, Black and White, «Союзмультфильм» и маркетинговое агентство «СберМаркетинг» выпустили коллекцию товаров с изображением Чебурашки — на волне популярности одноименного фильма, вышедшего в прокат в январе и побившего рекорд по кассовым сборам в РФ. Коллекция, включавшая футболки, свитшоты, худи для детей и взрослых, термопосуду и бутылки для воды, внешние аккумуляторы, была представлена в корпоративном магазине сувенирной продукции SberShop.ru, а также в «Союзмульткафе» и «Союзмультпарке». Тогда же российская авиакомпания Utair выпустила под собственным брендом коллекцию мужской и женской одежды унисекс и аксессуаров для любителей авиапутешествий. В качестве принтов использовались контрастные схематичные изображения самолетов, вертолетов, взлетной полосы на белом или голубом фоне, на некоторых моделях наряду с логотипом компании размещены слоганы «Говорит командир», «Пристегните ремни». Брендированная продукция продавалась в специально созданном онлайн-магазине merch.utair.ru, где можно было подключиться к программе лояльности авиакомпании и получить скидки на ее услуги.
Yellow, Black and White х «Союзмультфильм» х «СберМаркетинг»
В июне сервис аренды самокатов Whoosh выпустил мерч к открытию собственного интернет-магазина, в котором наряду с транспортными средствами предложил приобрести брендированную одежду. Коллекция включала футболки, поло, худи, брюки-джогеры, бомберы в стиле athleisure для мужчин и женщин. На футболках вышит слоган компании: «Whoosh для большего».
В декабре продуктовая сеть «ВкусВилл» совместно с благотворительным фондом поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом» выпустили коллекцию, в которую вошли дождевики, носки, шоперы, изготовленные из использованных рекламных баннеров, брелоки в форме манго с листочком и стикерпак с цитатами подопечных фонда. Принты и надписи были созданы художниками с аутизмом, которые являются студентами «Антон тут рядом». Изделия были представлены онлайн в разделе каталога «Добрая полка», где также предлагаются товары социальных проектов «ВкусВилл».
«СМЕРЧ» для фонда «Подари жизнь»
Что касается благотворительных фондов, то, по данным Lamoda, в 2023 году они сократили объем выпускаемого мерча, сосредоточившись на коллаборациях с брендами. Так, среди самых популярных у пользователей коллекций, представленных на маркетплейсе, были линейки Sela x фонд «Дети-бабочки», Befree x фонд «Антон тут рядом», Urban Tiger x Фонд защиты китов.
Готовое ТЗ
Как сообщают опрошенные PROfashion швейные предприятия, в основном заказчики мерча обращаются к ним за трикотажными изделиями. «Чаще всего к нам приходят за футболками, худи, свитшотами, шоперами и носками, — говорит Ира Маныч, „СМЕРЧ“. — Иногда заказывают рубашки из плотного хлопка или анораки из шерпы». «У нас отшивают трикотажную группу: худи, футболки, костюмы из футера, лонги, свитшоты, джогеры, платья, юбки, топы», — уточняет Анна Лебедева, основатель компании «ОБНЯЛ» (Кострома). «Наша компания специализируется на трикотажных изделиях, но в рамках реализации проектов под ключ мы также берем на себя сувенирку, вязаные изделия, носочную продукцию и разные виды сумок», — делится Максим Кузнецов, PINHEAD.
Наиболее распространенный запрос заказчиков в тираже — от 50–100 единиц на цвет/артикул. Но нередки и партии от 1000 до 3000 единиц. При этом компании готовы работать с российскими подрядчиками, несмотря на более высокую себестоимость по сравнению с фабриками азиатского региона. «Мы отшиваем заказы в премиум-сегменте с нулевым процентом брака на выходе, осуществляем брендирование, фулфилмент. Заказчики знают, что цены выше среднего, но готовы платить за качество на выходе, — объясняет Анна Лебедева. — Около 68% заказов поступает от постоянных клиентов». Как правило, компании, планирующие выпускать мерч, приходят к подрядчикам с готовым ТЗ. Ира Маныч рассказывает: «Своей креативной группы у нас нет. Мы можем помочь с каким-то несложным брендингом при необходимости, с арт-дирекшен, поделиться опытом и подсветить технические особенности, но в основном работаем по макетам заказчика». «Чаще всего к нам обращаются со своими наработками, — подтверждает Максим Кузнецов, представитель швейной фабрики PINHEAD (Санкт-Петербург). — Но наш дизайнерский отдел также берет заказы на уровне „у нас есть идея“: правит клиентские макеты под печать, разрабатывает с нуля полную капсульную коллекцию изделий».
«СМЕРЧ» для «Вкусно – и точка»
Брендированная продукция становится все более популярной у россиян. В октябре 2023 года «СберМаркетинг» совместно с рекламным агентством Maer провели онлайн-опрос по использованию мерча среди потребителей в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. Согласно данным исследования, 80% пользователей обладают брендированными изделиями, а 86% — пользуются ими. Средняя продолжительность использования мерча в зависимости от его типа составляет 2–4 года. Большинство респондентов подчеркнули, что готовы покупать товары с логотипами, если они будут функциональными, качественными и иметь интересный дизайн.
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds
Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.