Бизнес / Digital

Носить с умом

Есть ли у умной обуви шансы войти в повседневный обиход
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Насколько умной должна быть обувь? Вопрос, который мог бы показаться абсурдным еще пару десятилетий назад, сегодня волнует многих производителей. Современные технологии позволяют не только создать удобную модель, но и внедрить в нее счетчик шагов, возможность определения локации и даже данные о светских мероприятиях поблизости. Но нужны ли покупателям такие инновации?

К чему относится обувь с технологической начинкой — к fashion-индустрии или к производству техники? От ответа на этот вопрос зависит будущее «носимых технологий». Можно сказать, что сегодня этот сегмент находится в поисках смысла такой продукции — и это не будет преувеличением.

«Умные» ботинки, кроссовки и туфли по-прежнему остаются нишевым продуктом. Согласно оценкам исследовательской компании International Data Corporation (IDC), в 2019-м лишь 1,5% мирового рынка носимых устройств, или 3 млн единиц, занимают одежда и обувь. В 2023 году объем рынка вырастет до 8,5 млн устройств, до 3,1%. К 2025-му, по данным исследования компании KBV, объем мирового рынка умной обуви может достичь 200 млн долларов, увеличившись на 8,7% за прогнозируемый период. Это относительно небольшая доля — ни одежда, ни обувь не в силах конкурировать со смартчасами, доля которых в 2018 году составила 44,2% на рынке носимых устройств и, по прогнозам IDC, должна увеличиться до 47,1% в 2023-м.

Залог здоровья

Почему ниша «умной» одежды и обуви столь мала? Потому что наиболее популярные возможности смарт-вещей доступны и при помощи простого браслета. Подсчет шагов, определение пульса, температуры тела и геолокации — все это можно осуществить с помощью дешевых трекеров, так что особой необходимости покупать сложные в уходе дорогостоящие наряды или обувь просто нет.

«Главное изменение, которое произойдет на рынке носимых устройств — их „исчезновение“, — предсказывает эксперт по носимым технологиям, контрибьютор Forbes, Daily Mirror, GQ и Wired Ли Белл. — Не уход с рынка, а интеграция умных функций в повседневные предметы. Технологии-„невидимки“, встроенные в вещи, которые мы используем ежедневно и которые неотличимы внешне от обычной одежды или обуви, — залог подъема рынка». По его словам, главный интерес пользователей заключается в получении наиболее точных данных о своем здоровье и теле — именно возможность доступа к биометрическим данным обеспечит рост потребления смарт-обуви.

shoes-5.jpg

Under Armour, UA Speedform Gemini 2 Record Equipped

Схожей точки зрения придерживаются и аналитики компании IDC. По словам Рамона Ламаса, директора по исследованиям носимых технологий, одной из основных движущих сил рынка носимых устройств является забота о здоровье: «Носимые устройства играют важную роль в цифровом здравоохранении, постоянно собирая важные данные о пациентах, а также предоставляя им возможность самостоятельного контроля здоровья». И таким шансом хотят воспользоваться многие.

«Хотя интеграция носимых помощников все еще находится в зачаточном состоянии, уже открываются новые варианты использования, — считает аналитик IDC Джитеш Убрани. — От подключения этих устройств к умному дому до повышения активности устройств, побуждающих пользователей вести более здоровую и продуктивную жизнь».

Доктор под пяткой

Технологий, нацеленных на улучшение здоровья и фитнес-показателей, на рынке немало — именно они оказались наиболее жизнеспособными. Встроенные в стельку обуви или саму обувь датчики позволяют докторам отслеживать ряд параметров и свести посещение врачей к минимуму. «Дистанционный мониторинг — это один из аспектов mHealth (термин, обозначающий использование мобильных технологий для здоровья. — Ред.), который сокращает расходы пациентов и клиник, а также повышает уровень медицинского сервиса, — поясняет Стефани Лоуренс, аналитик компании ABI Research. — Поставщики медицинских услуг с помощью умной обуви в режиме реального времени, круглосуточно, получают доступ к важным параметрам здоровья пациентов, информацию об их походке и осанке. Теперь медицинские работники могут составлять более полную картину здоровья пациентов за пределами клиники и делать точные диагнозы. Зачастую отпадает надобность в стационарном уходе».

Например, стельки с датчиками Orpyx разработаны для людей, страдающих периферической невропатией (осложнением диабета), которая приводит к нарушению чувствительности в конечностях. Стельки оповещают врачей об избыточном давлении на стопу и таким образом предотвращают повреждения. Компания E-VONE выпускает умную обувь в 26 различных стилях, оснащенную датчиками, которые уведомляют службы экстренной помощи о падении пожилых людей. А стельки SmartSole со встроенными датчиками GPS передают родственникам информацию о местоположении человека, страдающего рассеянным склерозом.

Спортивный интерес

Многие крупные компании регулярно выпускают фитнес- и ЗОЖ-обновления. Эта гонка IT-вооружения началась в 2016 году, по данным компании ABI Research, — именно тогда на рынок вышло несколько технологичных релизов крупных брендов. Компания Under Armour выпустила обувь UA Speedform Gemini 2 Record Equipped стоимостью $150, позволяющую во время пробежки узнать оставшуюся дистанцию, длину шага, частоту шагов и т. д. Все функции доступны благодаря созданной брендом комплексной системе отслеживания тренировок под названием HealthBox (в этом году модель и приложение стали доступны и в России).

Тогда же, в 2016-м, кроссовки со схожим функционалом представили iFit, Zhor Tech и Digitsole. В 2017-м крупный производитель фитнес-браслетов Xiaomi вывел на рынок модель Amazfit Antelope — в нее встроен чип, который собирает и передает информацию о тренировке на смартфон.

Весной 2018-го бренд adidas предложил нью-йоркцам кроссовки для бегунов AM4NYC, на которые были установлены специальные датчики, отслеживающие положение стопы, нагрузку и правильность ходьбы. Специалисты лаборатории adidas Speedfactory, занимающейся выпуском умной обуви, таким образом обнаружили, что жителям Большого Яблока нужно «усилить переднюю часть стопы».

Smart-бонус

В 2018 году бренд Nike встроил в подошву классической модели Jersey чип NFC, технологию беспроводной передачи данных малого радиуса, благодаря которой подписчики сервиса NikePlus узнают о ближайших мероприятиях в Нью-Йорке. Вся информация о проходящих играх, вечеринках, спектаклях и концертах поступает на смартфон. Стоимость этих подключенных к внешнему миру кроссовок не выше обычных: «никакой переплаты за технологии», как заявляет Nike.

shoes-8.jpgДоступная цена являлась главным драйвером продаж одной из самых популярных в России моделей умной обуви — кроссовок Mijia Smart Shoes от китайского производителя Xiaomi. Эти сникеры заменяют собой фитнес-трекер, имеют возможность синхронизации с телефоном, и их цена не превышает $60. Проанализировав многочисленные отзывы пользователей, компания решила в дальнейшем сосредоточиться на другой «умной» сфере — качестве материалов и надежности кроссовок. Модель Mijia 2 Fishbone вышла уже без умной начинки.

В нынешнем году патенты на регистрацию умных кроссовок подали Samsung и LG. Verily, дочерняя компания Google, изготовила прототип смарт-сникеров, способных отслеживать вес пользователя и сообщать об опасных отклонениях от нормы. Сейчас создатели находятся в поиске инвестора. Вопрос в том, а нужны ли такие «весы» покупателям. Однако если крупные производители смарт-продукции найдут свой «Грааль» смысла, то у умной обуви есть шансы войти в широкий повседневный обиход.

Статьи по теме
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний