Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Разумная экономия

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Основная цель любого бизнеса – увеличение стоимости компании и извлечение прибыли. Для того чтобы эту прибыль извлечь, мы должны управлять ассортиментом, продажами, клиентским потоком и оптимизировать издержки. Поэтому неважно, есть в стране кризис или нет: вопросом издержек нужно заниматься всегда. К сожалению, многие компании задумываются об оптимизации лишь в кризисные периоды, когда уже слишком поздно.

Кризис не виноват

Почему одни ритейлеры в период кризиса испытывают проблемы, а другие, наоборот, расширяются, развиваются и растут? Все дело в грамотно выстроенной стратегии компании не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Не заглядывая вперед, некоторые компании идут по пути зарабатывания быстрых денег, умышленно демпингуя для привлечения большого потока клиентов. Безусловно, подобная стратегия имеет право на жизнь и в какие-то периоды времени может быть очень успешной, но надо понимать, что в этом случае компания будет восприниматься как ритейлер с низкими ценами, у нее будет достаточно высокая себестоимость товара в обороте, низкий маржинальный доход, и такая компания будет испытывать очень серьезные трудности в кризисный, турбулентный период. Нельзя забывать о том, что существуют разные виды ценообразования. Нужно выбирать вариант, при котором маржинальный доход покроет вероятные операционные издержки в будущем. А это возможно, только если работать с высокой маржой.

Многие компании не пережили потрясений в виде повышения курса. Но кризис в этом не виноват. Он стал лишь катализатором развития уже существовавшей болезни, которая в любом случае рано или поздно привела бы к печальному исходу.

Стоит ли экономить на персонале?

Сокращение числа сотрудников и урезание зарплат – очевидные шаги, которые были сделаны многими ритейлерами в период кризиса. Иногда это оправдано, но чаще всего приносит еще больше проблем.

Экономить можно на персонале, который прямо не влияет на продажи. Например, бухгалтерия, HR-департамент, IT-отдел вполне подлежат оптимизации. Это те сотрудники, которые имеют косвенное отношение к процессу продаж.

Экономить не стоит на маркетологах, мерчандайзерах, сотрудниках торгового зала, так как именно эти люди непосредственно влияют на продажи. Сокращение числа таких работников и урезание им зарплат допустимы, если компания относится к ритейлерам низкого ценового сегмента. В качестве примера рассмотрим сеть, торгующую бюджетной обувью. Главная задача этого ритейлера – поддержание низкой стоимости товара. Качество продукции и сервиса уходит на второй план. Как правило, в таких магазинах основные задачи торгового персонала – принять ассортимент, успеть его расставить в зале, периодически подсортировывать товар со склада и оперативно пробивать покупки на кассе. Функции такого персонала – простейшие, поэтому в данном случае можно идти по пути разумного сокращения штата и урезания зарплат: таких работников всегда можно найти.

В магазине, работающем с ассортиментом высокого ценового сегмента, ситуация с торговым персоналом совершенно другая. У консультантов может быть единичное количество контактов с покупателями в течение дня, но со всеми клиентами они должны работать грамотно, чтобы обеспечить продажи.

В данном случае на торговом персонале экономить нельзя. Некоторые руководители урезают зарплаты на две-три тысячи рублей, но энтузиазма это персоналу не добавляет, и он может начать «добирать» деньги банально – воровством. В итоге ритейлер экономит «на спичках», но теряет гораздо больше.

westfalika.jpg

Экономим по-крупному

Можно урезать зарплаты продавцам на три тысячи рублей, а можно оптимизировать главную статью расходов fashion-ритейлера – инвестиции в ассортимент, и сохранить совершенно другую сумму.

Себестоимость товара в обороте – это самая большая издержка компании (может составлять около 50% выручки). Очень много денег теряется за счет неправильного управлением розничными ценами, особенно в периоды скидок. Происходит это из-за того, что ритейлеры изначально неправильно подходят к расчету скидок, особо не разбираясь, на что их делать, а на что – нет. Например, какие-то артикулы можно было бы вывести из распродажи, на что-то сделать скидку больше или меньше. Чтобы провести какую-либо сезонную акцию хорошо, к ней нужно подготовиться, но этому, как правило, уделяют мало внимания.

Приведу пример. Предположим, штат торгового персонала – пять человек. Средняя зарплата – 40 000 руб. в месяц. При сокращении зарплаты на 15% она составит 34 000 руб. в месяц, а общая экономия – 6000 руб. х 5 = 30 000 руб. в месяц. При обороте в 3 000 000 руб. в месяц экономия составит 1% от оборота. Для компании это немного, а для персонала потери ощутимы. После таких действий руководство может ожидать волны увольнений, саботажа на рабочем месте, что выльется в общее снижение продаж.

Лучше обратить внимание на ценовую и скидочную политики. Здесь удастся сэкономить намного больше.

Известно, что по полным ценам ассортимент в магазине продается редко из-за скидок по акциям и дисконтным картам, сезонных распродаж и т.д. Давайте рассмотрим другую статью экономии.

Предположим, при обороте в 3 000 000 руб. средняя скидка в месяц составляет 10%. Продажи без скидок дали бы 3 333 333 руб. При уменьшении средней скидки с 10 до 7% в месяц продажи по фактическим ценам составят 3 100 000 руб. Как видно из примера, прямой экономии нет, но есть увеличение оборота на 100 000 руб., что составляет 3,3%. В таком случае магазин имеет большую выгоду. У персонала нет негатива, а у компании есть реальное увеличение продаж.

Отсюда напрашивается вопрос: как уменьшить среднюю скидку? Ответ простой – необходим контроль продаж.

Положим, в нашем магазине основная доля покупателей (70%) имеет дисконтные карты с прогрессивной скидкой 5, 10, 15%. Около 45% продаж обеспечивают клиенты со скидкой 5%, около 20% продаж клиенты со скидкой 10%, около 10% продаж клиенты со скидкой 15%. В этом случае средняя скидка составит около 7%. Если средняя скидка в месяц в магазине в высокий сезон составляет более 10% – это ненормально. Есть повод разобраться в этой проблеме.

sales.jpgЭкономим на маркетинге и рекламе

В случае с маркетингом и рекламой более точным словом будет именно оптимизация, а не экономия. Нужно разумно использовать бюджеты на маркетинговую активность, хорошо понимать цель и конечный результат тех или иных действий. Например, если небольшой ритейлер, владеющий двумя магазинами, решит пойти путем игроков федерального уровня, то на полноценную рекламную кампанию у него не хватит бюджета, а полумеры в данном случае будут неэффективны.

На 1% общего оборота федеральные ритейлеры могут себе позволить запустить серьезную рекламную кампанию. А когда у бизнеса нет такого бюджета и он пытается провести подобную акцию по узнаваемости бренда – это пустая трата времени и денег. Если говорить об экономии на маркетинговых издержках, то тут нужно не урезать бюджеты, а просто тратить деньги с умом. Малый бизнес должен тщательно работать с клиентской базой – издержки минимальны, а пользы намного больше. Например, можно устраивать мероприятия в магазине: клиентские дни, акции, базары. Это дает быстрый и видимый результат при минимальных затратах.

Вместо итога

Итак, экономить можно на персонале, не имеющем отношения к прямым продажам (IT, бухгалтерия, HR и т.д.), на аренде, логистике и других статьях, которые не имеют прямого отношения к продажам. Экономить не стоит на торговом персонале, маркетинге, на всех процессах, которые прямо влияют на продажи.

Не нужно винить в неудачах кризис. Проблемы кроются в изначально неправильной стратегии. Если стратегически в компании все выстроено верно и собственник действительно думает о покупателе, понимает, как будет меняться компания в течение 5–10 лет, то кризис такой компании нестрашен. Из-за кризиса мы стали меньше зарабатывать – это факт. Но людей от этого меньше не стало. Просто покупательские потоки распределились между другими компаниями. Непродуманная стратегия – это все равно что сесть на плот и поплыть через Тихий океан. Может, повезет добраться до берега, а может, нет. Лучше к этому плаванию подготовится, учесть, что бывают штормы. И пусть компания поплывет медленнее остальных, но в таком случае она точно достигнет финиша.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
2 071

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
23 967

С чужого плеча. Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?

Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?
13 сентября 18:05
14 811

В формате сотворчества. Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности

Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности.
30 августа 23:58
25 105

Мойдодыр для сникерхедов. Как зародился рынок химчисток для кроссовок

Как зародился рынок химчисток для кроссовок и кто приложил к этому руку.
5 июля 17:08
25 972

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности. Советы от сооснователя бренда Arny Praht.
14 июня 15:00
25 608

Гид

Абло Вирджил (Abloh Virgil)
Американский дизайнер, диджей, основатель бренда бренд Off-White.
Volga Fashion Week (VFW)
Российская региональная неделя моды.
Alena Goretskaya
Белорусский бренд дизайнерской женской одежды со штаб-квартирой в Бресте (Беларусь); принадлежит модному дому Papilio.
5КармаNов
Российская сеть мультибрендовых магазинов джинсовой одежды со штаб-квартирой в Долгопрудном Московской области.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю