Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Рациональный шопинг

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



В последнее время в обществе нарастает тенденция усталости от шопинга. Все больше людей признается в том, что им жаль тратить время и энергию на то, чтобы ходить по магазинам в поисках нужных вещей. Каким же может стать рациональный шопинг будущего?

Мы живем в век пресыщения. Вещей становится все больше, а интереса к ним – все меньше. И виной тому не только экономическая нестабильность, но и стремление общества к новым этапам развития, своего рода «взросление» социума. Аналитики уверяют, что самые капризные потребители сейчас – миллениалы. На самом же деле все более требовательными становятся и 30–40-летние. Они пережили нищету 1990-х годов уже в сознательном возрасте, а затем, когда шлюзы открылись, начали добирать то, что недополучили в детстве и юности, освоив за небольшой промежуток времени азбуку потребления на «отлично» или по крайней мере на «удовлетворительно». Сейчас они с недоумением смотрят на бесконечные ряды полиэстровых кофточек с торчащими нитками – как это вообще можно носить? – и желают комфортных, качественных вещей, на каждую из которых не нужно тратить половину зарплаты.

shopping-5-2.jpgВсе чаще люди признаются в том, что им стало лень покупать одежду, что сам процесс, который если когда-то и приносил удовольствие, теперь стал тяготить. Причины разные. Кто-то не хочет расходовать время и силы на исследование магазинов, примерки и выбор подходящих вариантов: мир вокруг становится все интереснее, и место изматывающего шопинга занимают посещение модной выставки или спортивный марафон, или фестиваль диджитал-технологий. Кто-то – если брать в расчет возраст самых активных потребителей – обзаводится детьми. Кто-то идет вверх по карьерной лестнице, кто-то путешествует. Кроме того, представители упомянутой выше возрастной группы уже, скорее всего, нашли свой стиль или по крайней мере приобрели конкретные предпочтения в одежде, и поэтому их покупки более рациональны, они не видят смысла в приобретении десятой черной водолазки.

Уставшие от шопинга жалуются на атмосферу торговых центров, на низкую квалификацию продавцов – то слишком навязчивых, то неспособных помочь в простейшей ситуации. Но главные упреки звучат в адрес магазинов доступного ценового сегмента, у которых – крайне низкое качество, однотипность моделей и дефицит размерного ряда. Претензии к интернет-магазинам тоже имеются: плохое описание вещей, несоответствие размеров, фотографии, не всегда объективно отражающие реальность, «нервные и вечно спешащие» курьеры. К тому же не стоит забывать, что огромный процент населения проживает в небольших городах, куда невозможно осуществить курьерскую доставку, а это сильно затрудняет процесс возврата товара и останавливает часть потенциальных покупателей.


Разумные потребители


На наших глазах формируется новая культура потребления, накапливается новый опыт взаимодействия с вещами. К покупателям приходит понимание того, сколько труда вложено в создание одежды, и они все чаще спрашивают себя: стоит ли вещь потраченных на нее денег? И в этот вопрос могут быть вложены самые разные смыслы – от соотношения качества и цены до обеспокоенности проблемой перепроизводства и ужасными условиями работников в странах третьего мира. Владеющие этой информацией (которую распространил в том числе нашумевший документальный фильм «Реальная цена моды») уже иначе относятся к импульсивным покупкам. 

shopping-6.jpg

Таким образом, ценности новых потребителей объясняют их поведение: почему они не готовы провести несколько часов в торговых центрах, но при этом могут охотиться на интересные вещи в секонд-хендах, на сайтах вторичной продажи брендовых вещей или в Instagram-аккаунтах молодых дизайнеров. Поддерживая «маленьких» производителей или приобретая вещь, бывшую в употреблении, они подспудно чувствуют, что на такой шопинг тратят время не зря. Другие «антиконсьюмеристы» признаются, что совершают покупки в одних и тех же магазинах с известным заранее ассортиментом и проверенным качеством. Или пользуются системой «онлайн плюс офлайн»: находят вещь в интернет-представительстве магазина, а затем отправляются на знакомство с ней вживую, не отвлекаясь на другие покупки.

Покупать с комфортом


Возможности для «ленивого шопинга» можно пока что пересчитать по пальцам. 

Виртуальные примерочные, позволяющие наглядно убедиться, подходит ли вещь для данного типа фигуры и как она смотрится в разных стилистических сочетаниях, сегодня больше похожи на детские игрушки и не вызывают большого интереса. Возможно, в будущем, когда их усовершенствуют и синхронизируют со многими онлайн- и офлайн-магазинами, они получат популярность. Но сейчас можно только вспоминать сгоревшие стартапы, пытавшиеся нести в массы идею виртуальных примерок. 

shopping-1.jpgМобильные приложения для покупок помогают, например, определить лучшую цену на одну и ту же вещь в разных точках продаж или узнать о наличии скидок в ближайших магазинах и выстроить оптимальный шопинг-маршрут либо загрузить в телефон коды всех дисконтных карт. Большим спросом пользуются приложения непосредственно для шопинга – от крупных онлайн-ритейлеров типа Lamoda или Wildberries. А мобильный магазин AliExpress даже вошел, согласно рейтингу компании Apple, в список самых популярных приложений 2015 года.

Набирает темп тенденция совместного потребления, проще говоря – одежды напрокат. Правда, поколение, которому приходилось донашивать вещи за мамой или старшей сестрой – или просто недополучившее красивой одежды, – менее охотно соглашается на услуги проката. Зато миллениалы воспринимают идею с восторгом. Следовательно, сервисы подобного рода, которых уже много на американском рынке, в России будут развиваться по мере взросления новых поколений, выросших в эпоху «власти вещей». Сейчас в Москве работает, например, Moussa Project, предлагающий в аренду дизайнерскую одежду, дорогую и часто экстравагантную, что называется, «на выход». Такая услуга позволяет не только сэкономить, но и избавиться от вопросов хранения и чистки сложных в уходе вещей. 

Другой пример – «Гардероб», детище молодого предпринимателя Евгения Волка. Оформив подписку за 7500 рублей, клиент сервиса еженедельно получает несколько комплектов одежды в соответствии со своими параметрами, вкусами, стилистическими особенностями. Понравившиеся вещи можно приобрести. Все остальные через неделю отправляются в чистку, а затем – в следующий «пробег». «Это как тест-драйв для автомобилей: девушки носят одежду и понимают, готовы они отдать вещь обратно или хотят остаться с ней надолго», — говорит основатель проекта. «Гардероб» сотрудничает в основном с российскими дизайнерами, но в дальнейшем планируется расширение ассортимента, экспансия в регионы и запуск аналогичной подписки для мужчин.

Бизнес-решение


Услуги персонального шопера давно не новость, но причина, по которой к ним не всегда обращаются даже занятые и состоятельные, – недоверие к профессии. Действительно, эффективных специалистов (а тем более серьезных компаний) в этой области пока не так много, велик шанс попасть в руки к дилетанту. Опять же поход по магазинам, пусть и в сопровождении, требует времени. Изменить ситуацию решилась Ирина Папоркова, запустившая сервис Style Concierge. В компании работают стилисты, которые не водят клиента на шопинг, а приносят ему готовые комплекты вещей, согласованных со стилем заказчика, его образом жизни и заданным бюджетом. Все, что не подошло, отправляется обратно в магазины. Автор проекта признается, что не вложила в продвижение ни рубля – работают сарафанное радио и тот факт, что подобный сервис практически единственный. 

shopping-4.jpg

«Большинство наших клиентов – состоявшиеся профессионалы, сотрудники крупных компаний, – рассказывает Ирина. – Сегодня люди не хотят выбирать и даже не хотят детально знать, почему им что-то подходит, а что-то нет (это, кстати, причина, по которой «отмирают» стайл-паспорты, консультации по цвету, фигуре и прочее). Я все чаще встречаю отношение к шопингу не как к удовольствию, а как к бизнес-задаче, самое эффективное решение которой – делегировать ее профессионалам. В этом году мы запускаем новый тариф – абонентское обслуживание для постоянных клиентов. Мы храним всю информацию о размерах, ранее купленных вещах, предпочтениях, вплоть до оброненных во время примерки фраз: «не люблю вещи на резинке», «ношу рубашки только с жестким воротником». В следующий раз клиенту достаточно просто сообщить своему стилисту, что ему нужно, – например, костюм или платье на мероприятие, – и тот, уже без лишних вопросов, отправляется подбирать варианты». 

Зарождающаяся тенденция «ленивого шопинга» не имеет прямого отношения к лени. По большому счету, это отклик на информационную перегрузку, на довлеющие горы мусора – как виртуального, так и вполне реального. Экология окружающего пространства напрямую связана с экологией сознания: как известно, избавляясь от ненужного хлама или переходя на сознательную аскезу в потреблении, человек начинает лучше себя чувствовать, яснее мыслить, правильнее расставлять приоритеты (так же верен и обратный вариант). Важна и чувственная сторона дела – сейчас люди хотят обладать теми вещами, которые вызывают приятные ощущения, дарят новый эмоциональный опыт. И потому покупатели все реже соглашаются на компромисс. Лучше, как говорится, меньше, но действительно лучше.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
6 907

Что можно шить из тканей российского производства?

Что можно шить из тканей российского производства?
1 августа 09:01
10 982

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит».
1 августа 09:04
10 602

10 тараканов в головах у собственников fashion-бизнеса

Как бороться с тормозящими развитие убеждениями, рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор «Академии розничных технологий».
18 июля 10:05
11 654

Как реанимировать мертвый бизнес. Бизнес-консультант Виктор Варакин рассказывает, как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях

Как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин в новой рубрике #бизнес_ликбез.
10 сентября 17:52
24 698

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами.
9 февраля 16:15
31 797

Гид

Chernim Cherno
Российский бренд мужской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Le Bon Marché
Старейший универмаг в мире, расположен в Париже (Франция); принадлежит LVMH.
Файло Фиби (Philo Phoebe)
Британский дизайнер, основательница одноименного бренда, бывший креативный директор Chloé, Céline.
ван Херпен Айрис (van Herpen Iris)
Нидерландский дизайнер одежды, основатель бренда Iris van Herpen, представитель футуристического направления моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю