Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Работа на расстоянии

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Не нужно быть аналитиком, тщательно подсчитывающим цифры, чтобы заметить, как расширился рынок отечественной дизайнерской одежды в период нестабильности рубля. Свежие российские марки появляются как грибы после дождя повсюду – не только в Москве и Санкт-Петербурге. Как живется молодым дизайнерам за пределами столичных возможностей?

reg-3.jpgУ России, как известно, две проблемы: во-первых, это большая страна, а во-вторых – страна централизованная. Все, кто хочет добиться сколько-нибудь серьезных успехов, стремятся в столицу, где сконцентрирован максимум как творческих, так и финансовых возможностей для молодых и смелых. Но сейчас, к счастью, наблюдается тенденция к всестороннему развитию регионов, в частности – улучшение инфраструктуры городов, создание новых центров молодежной культуры, поддержка городских талантов и молодых предпринимателей. Однако этого пока не хватает, чтобы fashion-дизайн начал активное развитие по всей стране. Мешает отсутствие основы основ – современных образовательных программ и прогрессивных практикующих преподавателей, без которых обучение во многих специальных вузах страны остается практически бесполезным. Кроме того, средние заработки в провинции и большие расстояния не позволяют жителям регионов посещать европейские страны столь же часто, как это делают жители столиц, а без серьезного культурного бэкграунда сложно вырастить полноценного художника. И это далеко не все частности, из которых складывается общая картина. 

«Работа в нашем городе – непростое дело, – рассказывает Татьяна Васильева, руководитель дизайн-студии «Крылья» (Хабаровск). – Во-первых, Хабаровск немного снобский, существует некоторое пренебрежение к местным дизайнерам. Во-вторых, многие думают, раз ты местный, то должен продаваться за копейки. Тем не менее мы заработали репутацию – собственным стилем, методичностью, качеством. Мы пропагандируем одежду высокого уровня и намеренно не опускаем ценник: 10–15 тысяч рублей за изделие – это цена, приемлемая для нашей аудитории».

Дизайнер, работающий в конкретном городе, так или иначе держит в голове специфические вкусы своего региона, нередко помноженные на национальные особенности: демократичный спортивный стиль Владивостока, вечно пребывающего в движении (сказываются близость Японии и доступность недорогих автомобилей), явно отличается от степенной и нарядной Казани с довлеющей мусульманской культурой. Но для молодежи характерно развитие универсального стилистического «языка», на котором общаются увлеченные модой, музыкой, спортом, интернет-культурой. «Думаю, вкусы магнитогорских девушек мало отличаются от типичных для России, – считает дизайнер из Магнитогорска Рита Ковтун. – Большинство из них хочет выглядеть женственно, и эта слегка консервативная феминность примерно одинакова и в Москве, и в Екатеринбурге, и здесь. Прогрессирует тенденция к нормкору и естественности. Мода на спортзалы и образ insta-girl сейчас очень сильно влияет на мировоззрение».

Производство

«Наши основные проблемы – это удаленность от сырьевых баз, усложняющая подбор и закупку тканей, а также ограниченный выбор материалов здесь, в городе, – делится Татьяна Васильева. – Все приходится заказывать через Москву. Производство одежды у нас на Дальнем Востоке – дорогое удовольствие. Себестоимость получается выше, чем на Западе». 

reg-2-300.jpg

«Для создания дождевиков мне требуется качественная печать на ткани, – говорит Елена Лоскутова из Екатеринбурга, автор марки Threefree. – Мало кто делает печать раппортов больших размеров, например, больше одного квадратного метра. Проблематично заказать мелкую партию (2-4 погонных метра) с полной заливкой нужного размера раппорта и за вменяемые деньги. Только у одного производства настроено качество печати. Когда у них был временный перерыв, связанный с финансами, мне пришлось воспользоваться услугами других печатников – рисунок вышел не должной яркости и четкости, при этом стоимость была выше. Сейчас все налаживается, но зависимость от одного печатника негативно сказывается на всей моей работе».

Московские производства одежды достаточно быстро перепрофилировались под нужды дизайнеров – сказался кризис, заставивший пересмотреть требования к заказчикам, да и сами дизайнеры потратили немало сил на то, чтобы найти с производителями общие язык и интересы. Еще пять лет назад владельцы молодых марок задавались вопросом, где найти цех, который согласится изготавливать минимальные партии (от 5–10 единиц на артикул) за приемлемые деньги, а сейчас и крупные фабрики, и небольшие мастерские идут навстречу, гибко подходят к вопросам тиража и стоимости. В регионах пока – иная ситуация. Молодые дизайнеры готовы (и, самое главное, умеют) самостоятельно конструировать и шить образцы или даже малотиражные партии, а к помощи привлекают в основном швей-надомниц. Следующим уровнем становится, как правило, создание собственного ателье: в регионах частные заказы – основной фундамент для хрупкого швейного бизнеса. «Трудно выстроить стабильный, пусть и небольшой бизнес в немиллионнике, поскольку количественно твоя аудитория меньше в разы, и потребности клиентов в целом консервативнее, – замечает Рита Ковтун. – Приемлемый для устойчивого развития оборот почти нереален. В таких условиях легче всего балансировать между индивидуальным пошивом и тиражом отдельных популярных вещей в коллекции, что я и делаю».

Продажи

«С магазинами здесь я не сотрудничаю. Большинство магнитогорских ИП – это какой-то другой мир родом из 1990-х, они не идут на контакт, тем более в кризис», – говорит Рита Ковтун. «Мы единственные в Хабаровске дизайнеры, которые имеют не только собственный бренд, регулярные коллекции, базовую линию, но и свои магазин, производство и ателье, – делится Татьяна Васильева. – Мы платим налоги, у нас свой штат сотрудников. Через соцсети не продаем, для нас это лишь дополнительная площадка для продвижения».

При работе с молодежной аудиторией, на которую сейчас ориентируются многие начинающие марки, нужно предлагать сбалансированные цены. А реализация одежды через магазины означает накрутку в среднем 150% к собственной (отпускной) цене. Вторая половина беды – это условия, на которых магазины сотрудничают с начинающими марками. Вещи принимаются на комиссию, их сохранность никто не гарантирует, а по поводу чистоплотности продавцов, не спешащих выплачивать дизайнерам их честно заработанные деньги, в интернете ходит много грустных историй. Поэтому неудивительно, что региональные дизайнеры не спешат сотрудничать со столичными магазинами, имеющими платежеспособную аудиторию, а предпочитают развивать собственные онлайн-площадки продаж или ищут иные пути реализации. 

reg-6-2.jpg

С некоторым опозданием региональные центры начинают постигать формат маркетов, который хорош прежде всего для крупных городов с активным молодым населением. «Осенью я участвовала в екатеринбургском Sandarina Market, – рассказывает дизайнер Ксения Герц из Челябинска. – Мероприятие больше похоже на ярмарку: люди приходят и быстро уходят, общаться с ними сложно, не так, как в магазине – когда ты неспешно рассказываешь и все показываешь покупателю. Тем не менее для заработка быстрых денег маркет – неплохой вариант. К тому же я раздала много визиток, и люди до сих пор обращаются ко мне с разными предложениями».

Аналогом московской «Ламбады» – проекта, который вырастил из традиционного маркета онлайн-площадку для продвижения и продажи дизайнерских и хенд-мейд вещей, – стал интернет-портал Cruftup.ru, запущенный командой из Сибири. Одежда, правда, занимает не основную часть ассортимента: здесь продаются аксессуары, сувениры, домашний декор и даже мебель. Свои изделия на площадке размещают марки из разных городов.

На старте

reg-5-2.jpgГлавным преимуществом региональных дизайнеров можно считать их самостоятельность: специалисты из регионов, как правило, универсалы. Они способны и нарисовать, и скроить, и сшить, и продать свой продукт без посторонней помощи. Да, они медленнее осваивают интернет-технологии, но быстро учатся на примерах столичных коллег. «Из преимуществ Екатеринбурга могу отметить высокую степень заинтересованности жителей в новых, ярких вещах с положительными эмоциями, – говорит Елена Лоскутова. – В городе много бутиков местных дизайнеров, некоторые совмещены с фотостудиями, – а это интересный и удобный формат для покупателей». 

В локальных центрах проще объединяться – творческая молодежь знает друг друга и, следуя столичному опыту, начинает создавать модные пространства, на территории которых мирно соседствуют дизайнерские магазинчики, шоу-румы, кафе, мастерские, лекционные аудитории и места для коворкинга. Находятся люди, реализующие мультизадачные проекты: так, продюсерский центр «Курица Помада» в Казани помогает молодым дизайнерам в создании коллекций, в продвижении и PR, в разработке индивидуального бренда, съемках фото и видео и многом другом. 

Руководитель «Курица Помада» Расим Латыпов в интервью изданию «Бизнес Online» высказывает неожиданное мнение: «Нам мешает близость Москвы и Питера. У нас идет отток талантливых людей в столицы. На Урале такого нет. Молодые люди, не находя в Казани поддержку и площадку для развития, уезжают в Москву, в Питер, в Европу». Но можно и не уезжать, а жить сразу на два, а то и на три города, комбинировать бизнес – продвигать марку в столице, а производить в регионе, тем самым оптимизировать цены и продавать вещи не только москвичам. Так, например, начинала популярная сейчас марка Outlaw Moscow: ребята отшивали свои первые коллекции в Казани, чтобы уменьшить себестоимость. 


Интересные региональные марки


Dasha Phi 

reg-9.jpg

Марка высококачественного кашемира, созданная екатеринбурженкой Дашей Филатовой. Коллекции лаконичных, но роскошных вещей регулярно обновляются: тут и облегающие платья, и уютные водолазки, и удлиненные кардиганы, и элегантные пальто-халаты, и женственные боди, и даже забавные жилеты с вывязанными зайцами, в духе коллекций Миуччи Прада.  


Polina Benefit 

reg-7.jpg

Молодой самородок Полина Кельдибекова из Перми удивляет европейским подходом к одежде, в котором соединяются практичность и здоровый креатив, современные силуэты и технологичные материалы, элементы деконструкции и трансформации. Полина продает свои коллекции с помощью социальных сетей, включая Instagram и «Ярмарку мастеров», работает с индивидуальными клиентами – выполняя их заказы, в том числе, и на расстоянии. 


Succub 

reg-10.jpg

Автор владивостокской марки – дизайнер Екатерина Евменьева. Succub существует более шести лет, регулярно выпуская женскую и мужскую одежду, аксессуары и ювелирные изделия. Марка имеет точный, узнаваемый образ: мрачный, «потусторонний», и в то же время чувственный. Модный Дом работает с частными заказами, в достаточно дорогом для регионов сегменте. 


Море 

reg-8.jpg

Еще один проект из Владивостока, нацеленный на нишу современной минималистичной одежды с дизайнерской компонентой. Как можно догадаться из названия, лейбл выпускает полосатые «матросские» джемперы, лаконичные дождевики и одежду из денима в серо-голубых тонах. Над коллекциями трудится дизайнер Светлана Груздова. Качество одежды отменное, но цены недружественные для региональных покупателей: 8–16 тысяч рублей за вещь. 


DadaKnit 

reg-11.jpg

Марка трикотажной одежды из Екатеринбурга, выпускающая спокойные, базовые предметы женской одежды: платья-коконы, кардиганы, расширенные юбки до колен, аккуратные джемперы с круглой горловиной. Зимние вещи изготавливаются из мериносовой шерсти, летние – из хлопка с добавлением акрила. Цены на них чуть выше, чем в Uniqlo.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Как корабль назовешь: правила выбора имени для марки детской одежды

Рекомендации экспертов предпринимателям, запускающим новые fashion-бренды для детей: как придумать оригинальное и продающее название.
10 июля 09:20
8 786

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
15 294

Как построить эффективную матрицу ассортимента?

Как построить эффективную матрицу ассортимента, рассказывает Надежда Черданцева, руководитель агентства Merch.pro.
13 декабря 09:24
11 002

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
24 079

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент, рассказывает основатель консалтингового агентcтва Kids Fashion Retail Елена Письменская.
4 апреля 22:21
24 923

На общих основаниях: как ритейлеры ищут новые возможности на рынке plus size

Мировые ритейлеры, подорванные последствиями пандемии, ищут новые возможности на рынке plus size.
26 февраля 11:55
24 340

Гид

Plus size (большие размеры)
Понятие используется для обозначения размеров одежды больше стандартной сетки, а также по отношению к моделям крупнее традиционных параметров.
Рубчинский Гоша
Российский дизайнер, основатель бренда одежды Gosha Rubchinskiy.

Alexander Wang
Американский бренд одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Black Star Wear
Российский бренд молодежной одежды со штаб-квартирой в Москве.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю