Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Ближайшее будущее

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Агентство WGSN, издание Business of Fashion, консалтинговые компании McKinsy и Euromonitor International опубликовали свои прогнозы развития ритейла в нынешнем году. Насколько они применимы к реальности российского fashion-рынка? 

Каждый трендвотчер выбрал для исследования ритейла-2017 свою сферу. Агентство WGSN сфокусировалось на торговом пространстве и отношениях между продавцами и клиентами. Business of Fashion и McKinsy изучили широкий экономико-географический контекст и глобальные изменения, связанные с перетеканием рабочей силы. Агентство Euromonitor International проанализировало главные покупательские мотивы. Но все исследователи выделили несколько главных тенденций: размывание рыночных сегментов, уход от сезонности, рост экотемы и непредсказуемость поведения покупателей.

Новые измерения

Supreme-and-Louis-Vuitton.jpg

Описать аудиторию по социально-демографическому признаку больше невозможно – тридцатилетние ведут себя как двадцатилетние, а последние лучше реагируют на предложения, которые бренды ориентировали на сорокалетних. 

Дома высокой моды делают капсулы для масс-маркета. На подиуме появляются элементы уличной моды. Возникает множество новых независимых брендов, например, Olivia von Halle, Cambridge Satchel Company, Mansur Gavriel и Common Projects. 

Все больше марок выпускают коллекции моделей, которые годятся как для мальчиков, так и для девочек. Тренд family look развивается в сторону одинаковой одежды не только для мамы с дочкой, но и для мужа с женой. Многие девочки хотят одеваться, как Железный Человек и Капитан Америка, и выглядеть, как Китнисс Эвердин из трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры», а мальчики желают играть с кухонным набором Easy-Bake и носить костюмы Эльзы из диснеевского мультфильма «Холодное сердце». 

Героями подиума становятся модели-транссексуалы. Для рекламы детской коллекции Gap пригласила Эллен Дедженерес, очень похожую на героя Маколея Калкина в фильме «Один дома». Дизайнеры и дома моды, от Marc Jacobs до Hermès, перестали разделять показы мужской и женской моды и свободно смешивают разнополые коллекции. 

ceoline.jpgИсчезает и ощущение возраста. Старость перестала быть временем дряхлости и отсутствия внимания к своей внешности. Теперь это период активной, энергичной «новой зрелости». Потребители в возрасте 60+ получают удовольствие от путешествий, общения с друзьями, психической уравновешенности и достижений внуков. Эта категория покупателей растет очень быстро. Их не волнуют мода, функциональность и красота. Забота, внимание, уважение и умение выслушать – вот что привлечет этих клиентов к брендам. Реагируя на тренд, Céline пригласила для промокампании 80-летнюю писательницу Джоан Дидион. H & M на вручении своей премии “& Other Stories” отметила несколько вдохновляющих историй женщин старшего возраста. 

Как работать в условиях такой неопределенности? Возможные варианты: устроить в магазине public talk, где будут обсуждаться темы, интересные для «серебряного возраста», разработать дизайн семейных принтов, провести более четкую и многоуровневую сегментацию покупателей, например, выделить 10-15 типов образа жизни в рамках одной возрастной категории.

Сдвиг по фазе

Частые путешествия и смена климатических поясов приводят к исчезновению сезонности в гардеробе. В январе потребителю могут понадобиться и шуба, и купальник. Поэтому возникает явление кросс-сезонности. 

urberry-a-w-2016-17.jpgНа циклы производства продолжают влиять гиганты fast fashion: их стандарты начали воздействовать и на высокую моду – все покупатели хотят теперь немедленных покупок. Концепция «увидел – купил» взорвала мировой рынок, решение ведущих брендов изменить сроки показов новых коллекций вызывает волновой эффект для всей индустрии. На показе Tommy x Gigi несколько вещей были куплены еще до завершения шоу. Через день после дефиле Burberry некоторые товарные категории в лондонском бутике на Риджент-стрит были распроданы полностью. В универмаге Bergdorf Goodman пик торговли марки Tom Ford также пришелся на следующий день после показа. Проводниками тенденции стали Tommy Hilfiger, Paul Smith, Burberry, противниками – холдинги Kering, LVMH, Французская федерация высокой моды, прет-а-порте кутюрье и модельеров и Национальная палата моды Италии. Финансовые результаты этого тренда станут понятны только в конце сезона, однако уже сейчас возникают вопросы: как прогнозировать уровень остатков, каким должен быть размер запасов и как в этом случае планировать загрузку производства? 

Впрочем, бренды ясно дали понять, что готовы адаптироваться к новым требованиям покупателей. Burberry планирует одновременно показ и пошив коллекции, устраивает специальные закрытые демонстрации для оптовиков и журналистов, перед началом которых зрители подписывают соглашение о неразглашении. У байеров остается меньше времени на выбор, зато они получают готовые комплекты и маркетинговую поддержку. Творческие процессы тоже становятся более гибкими – дизайнеры могут адаптировать коллекцию вплоть до момента поставки.

Дороже денег

Время будет считаться роскошью. Концентрация внимания падает катастрофически быстро – в 2015 году ее средняя продолжительность составляла 8,25 секунды, в 2017-м сократится до 5 секунд. Клиенты переходят на интернет-шопинг и локальные бренды. Укореняется новый термин “time-saving”, «сохранение времени». Потребители все чаще требуют срочного обслуживания в нерабочее время. Например, в США 85% покупателей, пользующихся Twitter, ждут ответа в аккаунте бренда не больше часа. 

Как успеть завладеть вниманием клиента? Возможно, стоит организовать работу магазина так, чтобы он помогал «экономить» время, и промотировать этот фактор в рекламной кампании. Еще один вариант – сообщить покупателям, что компания готова общаться с ними круглосуточно. Еще в 2011 году интернет-издание Cossa, исследуя аккаунты российских онлайн-магазинов в соцсетях, выяснило: покупателям нужен не развлекательный контент, а оперативный и четкий ответ – о наличии модели, браке или возврате. Самым удобным временем для общения клиенты назвали период с 20.00 до 22.00.

Рациональные покупатели

Покупатели теперь гиперинформированы. Они разрываются между потребностью быть бережливыми и желанием наслаждаться расходами на вещи, которые вдохновляют. Однако в конце концов склоняются к первому. Они ценят скидки, покупают в аутлетах и интернет-магазинах. 

site-map-Net-A-Porter.jpgКлиенты хорошо реагируют на геолокационные метки. Net-а-Porter отправляет клиентам карты, где в режиме реального времени показывает товары, приобретенные поблизости другими покупателями. 

Рациональным покупателям нравятся малоизвестные бренды, они готовы поддерживать инновационные стартапы. Чтобы удержать внимание и привлечь деньги этих клиентов, компаниям нужно стать частью чего-то большего, важного на уровне ценностей — транслировать традиции семьи, уважения личности, толерантности. 

Еще один вариант – обучение потребителей, например, стратегиям бережливости. Ассоциация потребителей Малайзии выезжает в детские сады, чтобы рассказывать малышам, как тратить деньги на гардероб разумно. 

В России обучением потребителей и работой с ценностным уровнем пока занимаются только западные бренды. Локальные проекты – «БлагоБутик», «Лавка радости», «Свалка», Charity Shop – сосредоточены исключительно в Москве.

Активный образ

Athleisure – главное слово 2016 года. Одежда в спортивном стиле, легинсы и футболка теперь есть у каждой женщины, и тренд активного образа жизни, заботы о здоровье будет только расти. На этом фоне рождается еще одна тенденция — усиление внимания ко сну, который рассматривается как часть ЗОЖ, требует организации и специальных аксессуаров. Возможно, это первый сигнал к увеличению доли коллекционных пижам в ассортименте. 

Набирает силу экотренд. Миллиардеры, транснациональные корпорации, топ-модели хотят участвовать в сохранении природных ресурсов Земли. Активнее всего в это движение вливается молодежь – «игреки» и «зеты». Поколение Z требует от брендов радикальной честности и ожидает, что она станет промышленным стандартом, а не маркетинговым ходом. Их главный вопрос – не «кем я стану, когда вырасту», а «каким будет мир, в котором мне придется жить». 

Charity-Shop.jpgМагазины осуществляют инициативы по энергосбережению, текстильные фабрики занимаются очисткой воды, переходят на новые экоматериалы. Но все эти процессы не могут быть внедрены без потерь, если не обновлена вся цепочка производства и продаж. 

Впрочем, в России экологичность и этичность пока никак не сказываются на ритейле. Вряд ли кто-то откажется от покупки, узнав, что марка использует детский труд в Камбодже, либо, напротив, увеличит средний чек в магазине, который поменял все лампочки ради энергосбережения. 

Тренд наберет обороты, когда вырастет поколение, которое сейчас только-только ставят на ноги родители, выбирающие для своих детей гипоаллергенные распашонки из конопли. Возможно, в ту пору семейный гардероб будет составляться по рекомендациям стилистов-врачей, а не модных блогеров и гламурных журналов.

Смена парадигмы

Трендвочеры выделяют две новые тенденции, которые в корне меняют парадигму потребления. Растет число людей, которые отказываются от семейной жизни. У них меньше обязательств перед другими и больше возможностей тратить на себя. Как правило, таким потребителям до 35 лет, они точно знают, чего хотят, следят за собой, игнорируют традиционные вакансии на рынке труда, хорошо зарабатывают. В дополнение к определению «фрилансер» для них придумали слово solopreneur, предприниматель-одиночка. Представители этого типа клиентов предпочитают товары по подписке, сочетают контркультуру с люксом, вхожи в закулисье подиумов и дорожат принадлежностью к закрытому клубу. Их поведение можно охарактеризовать как консервативное и осторожное, аналогичное «молчаливому поколению» 1930-х. 

Olivia-von-Halle.jpgДругой тренд – рост территориальной идентичности крупных городов, которые становятся самостоятельными потребительскими сообществами со своими привычками. Новые центры притяжения – Тяньцзинь, Дели, Мехико, Гвадалахар, Эль-Кувейт. 

Модным компаниям придется уходить от решений, основанных на национальных уровнях рынка, к шагам, предпринимаемым с учетом экономики и образа жизни определенного города. Развитие отношений с местными сообществами позволит брендам меньше зависеть от колебаний туристического рынка – потребуется делать капсульные коллекции и специальные предложения для конкретных территорий. В России интуитивно этот тренд понятен, но пока еще ждет стимула для рывка.

Клубок противоречий

Итак, что же получается? Клиенты хотят покупать онлайн, но боятся интернет-мошенничества; ценят общение, но заводят «невидимых друзей»; стремятся сэкономить время, совершая шопинг, но требуют, чтобы в магазине их развлекали; ждут немедленного ответа, но могут расценить его как вторжение в частную жизнь; желают быть психически уравновешенными, но каждые пять минут хватаются за гаджеты; требуют эксклюзива, но доступного всем... 

И как в таком случае удовлетворить клиента? Нужно четко определиться по каждой позиции – по отношению к полу, возрасту, экологии, социуму и т. д. И если в этой цепочке будут логика и последовательность, то у бренда есть все шансы стать неотъемлемой частью жизни потребителя.


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

История текстильных предприятий Подмосковья

Краевед Александр Послыхалин рассказывает об истории текстильных предприятий Подмосковья.
13 мая 13:41
12 366

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
10 027

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
15 283

Главные ошибки в работе с кашемиром

Дизайнер и эксперт по трикотажу Людмила Норсоян — о трудностях создания кашемировых коллекций.
6 сентября 08:00
14 920

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности. Советы от сооснователя бренда Arny Praht.
14 июня 15:00
25 608

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами.
9 февраля 16:15
31 790

Гид

Yarn Expo
Международная выставка пряжи.
Браун Том (Browne Thom)
Американский дизайнер, основатель и креативный директор бренда Thom Browne.
Alexander Wang
Американский бренд одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Рустен Оливье (Rousteing Olivier)
Французский дизайнер, креативный директор Balmain.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю