Клуб рациональных покупателей
2019 год станет рекордным по вводу аутлетов в России – продажи и трафик в таких магазинах растут стахановскими темпами. Насколько привлекателен формат выгодных покупок для рынка детских товаров, где актуальность коллекций занимает для потребителей не первое место, в отличие от цены и качества?
По сниженной цене
Исследование финансового положения российских домохозяйств, проведенное Росстатом в сентябре 2018 года, показало, что 35,4% семей в России не могут позволить себе каждый сезон приобретать новую пару обуви для каждого члена семьи. 79,5% респондентов испытывают затруднения с приобретением необходимого минимума товаров в рамках семейного дохода, 14,6% — «большие затруднения». В первом квартале 2019 года реальные доходы населения упали на 2,3% в годовом выражении, а с 2014 года они снизились почти на 11%. Индекс потребительского доверия в первом квартале опустился с 65 до 62 пунктов, достигнув исторического минимума.
Как следствие, россияне вынуждены все чаще обращать внимание на дисконтированную продукцию и не покупать товары по полной цене, ожидая начала распродаж или акций. Исследование Ipsos Comcon показало, что в 2018 году доля граждан нашей страны, приобретающих товары со скидками, достигла 50,6%. Для сравнения, в 2016 году этот показатель составлял 41%, в
Анна Привалова, коммерческий директор федеральной сети
«Спрос высокий, и он уверенно увеличивается, особенно в категории одежды для детей и подростков», — продолжает коммерческий директор Familia. По ее словам, каждый восьмой товар, покупаемый в сети, является детским. При этом Анна Привалова подчеркивает, что аудитория таких магазинов — не обязательно люди с низкими доходами. «Покупатели детской продукции — все мамы, вне зависимости от уровня дохода, — говорит эксперт. — Сейчас уже нельзя сказать, что если человек идет в аутлет, значит, не может себе позволить пойти в фирменный магазин бренда или бутик». Причиной тому — тенденция к рационализованному потреблению: покупатели используют возможность приобрести то же самое, что и в обычных магазинах, но дешевле, ставя выгоду во главу угла. «Если помножить сегодняшние условия быстрой моды, когда коллекции часто сменяют друг друга, на широкое разнообразие брендов во всех ценовых категориях, а также учесть, что дети быстро вырастают из одежды, перерастают игрушки, и добавить рост числа семей с двумя и более детьми, то стремление мам к максимально выгодным покупкам вполне объяснимо», — считает Анна Привалова. Поддерживать спрос сети Familia помогает в том числе соблюдение той же сезонности, что и в регулярной рознице: во второй половине лета запускается линия Back to School, значительно расширяется ассортимент школьной формы, рюкзаков и сопутствующих товаров, перед Новым годом ритейлер представляет больше игрушек, весной — товары для игр на свежем воздухе, для пляжа.
Семейный формат
С утверждением, что на развитие рынка аутлетов влияет не только падение финансовых возможностей россиян, согласна Екатерина Волкова, директор по маркетингу марки Coccodrillo, имеющей магазины в Outlet Village Белая Дача и Fashion House Outlet Center. «Снижение доходов нельзя назвать основной причиной, — считает эксперт. — У нас стали открываться аутлеты настоящего европейского формата, что очень привлекает покупателей, и они уже не воспринимаются как
Как объясняет Екатерина Волкова,
В «Outlet Village Белая Дача» товары для детей, согласно информации официального сайта, предлагают более 40 брендов, 11 из которых — специализированные детские магазины детской одежды и обуви. Fashion House Outlet Centre представляет детскую одежду в шести магазинах, в том числе четырех специализированных. В петербургском «Outlet Village Пулково» детская продукция есть в ассортименте 17 торговых точек, в том числе трех специализированных. Brands’ Stories Outlet в Екатеринбурге пока предлагает детские товары только марок adidas, Reebok и Tom Tailor, но предусмотрела на своей территории площадку Kids Park, на которой родители могут оставить детей под присмотром персонала, пока сами прогуливаются по магазинам.
На любой вкус
Дисконтированная продукция для детей продается во всех ценовых сегментах, от люкса до масс—маркета. Еще в 2017 году на территории
Перспективу в таком торговом формате разглядел и московский ЦУМ. Как рассказали изданию «Коммерсантъ» источники на рынке торговой недвижимости, ритейлер готовит к открытию новый
Российские детские бренды также пробуют себя в формате выгодных покупок. В марте этого года московский торговый центр XL Family Outlet пополнил пул арендаторов маркой Stilnyashka. Сеть фирменных аутлетов в качестве эксперимента активно развивает российский Choupette, предлагая коллекции предыдущих сезонов со скидками. Так, в марте бренд открыл магазин в московском
Familia сотрудничает в общей сложности с владельцами порядка 1200 детских марок со всего мира, в том числе Cool Club, Kakadu, Minoti, OLDOS, Pepe jeans, Silversun, Sweetberry, XTI. Скидка достигает 85% от цены регулярной розницы — при средней по сети порядка 70%. В компании отмечают большой спрос на подростковую одежду — специфический сегмент, который слабо представлен в российской регулярной рознице, — и, по прогнозам экспертов, он будет расти и дальше. «Растет число детей и подростков в возрасте до 14 лет — по сравнению с 2008 годом в 2018 году их количество увеличилось на 22%, — говорит Анна Привалова. — Самая многочисленная возрастная группа среди детей сейчас находится в возрасте от 3 до 7 лет. На втором месте те, кому 10–12 лет. Всем им еще есть куда расти, и мы уверены, что рынок будет расти вместе с ними». В Coccodrillo отмечают повышенный интерес к одежде в спортивном стиле в сочетании с модной обувью. «Всегда пользуются спросом модели Coccodrillo в рамках одной капсулы, которые гармонично сочетаются между собой, а также верхняя сезонная одежда: куртки, плащи, комбинезоны, модная обувь», — добавляет Екатерина Волкова.
Перспективное направление
По данным JLL, в 2019 году рынок
Причем локальные комплексы имеют нюансы развития. «В отличие от западных в российских аутлетах ассортимент в большинстве случаев — это стоки марок,
Надо оговориться, что приведенные выше данные не учитывают магазины других форматов выгодных покупок, таких как сеть
«Почти двукратный рост аутлетов идет параллельно с развитием магазинов
Несмотря на то что уровень вакансии в столичных аутлетах в среднем ниже, чем в классических торговых центрах, — 3% против 7%, аналитики Knight Frank считают, что в Москве потенциал развития формата ограничен, но емкость столичного рынка в перспективе должна вырасти при сочетании таких факторов, как увеличение турпотока, tax free для туристов, ограничение суммы беспошлинных трансграничных покупок для россиян, улучшение покупательских возможностей. Высокий потенциал развития у
Сегодня формат выгодных покупок теряет имидж магазинов для малообеспеченных людей и готов в некоторых случаях побороться с торговыми центрами за роль излюбленного места для отдыха и шопинга, во главе которого стоит идея рациональности.
Больше статей о рынке детских товаров — в новом номере журнала PROfashion (№ 8, 2019) и разделе