Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Zalando

Европейский маркетплейс, специализирующийся на продажах одежды, обуви, аксессуаров, косметики, со штаб-квартирой в Берлине (Германия)
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

zalando.jpg

Онлайн-платформа Zalando запущена в октябре 2008 года Робертом Гентцем (Robert Gentz, род. в 1983) и Давидом Шнайдером (David Schneider, род. в 1982) в Берлине. Бизнес-модель проекта была скопирована с американского обувного онлайн-сервиса Zappos, купленного в 2009-м компанией Amazon.

Название Zalando происходит от испанского слова «zapatos», «обувь» и имени стартапа Alando, принадлежавшего братьям Самверам, основателям Rocket Internet, компании, которая в июне 2008 года выделила Гентцу и Шнайдеру инвестиции в 70 тыс. долларов на запуск сайта по продаже сандалий fliptops.de.

Изначально интернет-магазин Zalando торговал только обувью. Через полгода работы продажи стали составлять в среднем миллион евро в месяц. В 2009-м Rocket Internet инвестировала в проект еще 7 млн долларов, Zalando запустила сайт в Австрии, включила в ассортимент модную одежду и начала выпускать собственные коллекции и лейблы.

В конце 2010-го компания стала лидером немецкого рынка онлайн-доставки обуви, но сообщила о убытках в размере 20 млн евро. В том же году компания вышла на рынки Нидерландов и Франции. В 2011-м привлекла инвестиции от J. P. Morgan и DST Global, запустила сайты в Великобритании, Италии, Швейцарии и Швеции, открыла свой первый логистический центр, в Бранденбурге (Германия) и первый технологический офис в Дортмунде (Германия). По итогам 2011 года оборот компании превысил 500 млн евро, однако убыток составил 60 млн евро.

Zalando пыталась привлечь внимание потребителей провокационной телевизионной рекламой, потратив на нее в 2011 году десятки миллионов евро. В январе 2012-го из-за значительных убытков компания сократила расходы на рекламу до 5 млн евро.

В 2012–13 годах Zalando получила инвестиции от Kinnevik, Андерса Холха Полвсена (Anders Holch Povlsen), Summit Partners и BlackRock, запустила сайты в Бельгии, Финляндии, Дании, Норвегии, Польше, Испании, Люксембурге и открыла первый физический аутлет в Берлине. На площадке Zalando были представлены 1 500 брендов, в том числе Diesel, Geox, Iceberg, s. Oliver, Nike, Diesel, Tommy Hilfiger, а также собственный лейбл. По итогам финансового 2012 года компания понесла убытки в размере 92 млн евро.

В 2013-м, по данным Forbes, доля операций Zalando на онлайн-рынке Германии составила 45%, что намного выше, чем у Amazon в fashion-секторе (менее 5%) в тот же период. В 2013 году оборот Zalando достиг 1,8 млрд евро, стоимость компании оценивалась в 5,3 млрд долларов. Тем не менее компания так и не вышла на рентабельность: маржа прибыли до уплаты налогов составляла -6,5% (в 2012-м — -7,2%), кроме того, показатель возврата товаров был на уровне до 50%. Zalando тестировала новые площадки продаж, в частности, мобильные приложения, на которые приходилось до 41% трафика; в июне 2014-го, по данным Forbes, число загрузок приложений маркетплейса достигло 4 млн.

В 2014-м Zalando провела первичное публичное размещение акций на Франкфуртской бирже, ставшее самым крупным IPO в Германии за последние пять лет.

В том же году компания запустила программу лояльности Zalando Plus и выделила собственные модные бренды в группу zLabels — в 2016-м на 17 СТМ Zalando приходилось около 10–20% продаж маркетплейса.

В 2015 году компания привлекла инвестиции от Ontario Teachers’ Pension Plan и Groupe Arnault, запустила сайт в Чехии, а также платформу для партнеров Zalando Partner Program. Компания предприняла шаги по предоставлению услуг, выходящих за рамки электронной коммерции. Zalando приобрела убыточную берлинскую выставку стритвир-одежды Bread & Butter, которую провела в аэропорту Темпельхоф, и открыла физические магазины Zalando Outlet в Берлине и Франкфурте — к концу 2022 году сеть аутлетов насчитывала 12 торговых точек по всей Германии, в которые поступали товарные остатки, имеющие незначительные дефекты, или вещи из предыдущих коллекций.

В 2016 году Zalando привлекла инвестиции от Bestseller Group и Access Industries, запустила сайт в Ирландии и приобрела обувные бренды Salamander, Thomas Munz и Mascotte, а также платформу для персонализации Outfittery. Опасаясь конкуренции со стороны онлайн-ритейлера Amazon, вышедшего в fashion-сегмент, Zalando выделил собственные бренды раздела zLabels в самостоятельный бизнес компании и начал продавать их на конкурирующих сайтах: Zign (дизайнерская обувь) на Asos, Anna Field (платья) на Amazon в США, также несколько марок на китайском Tmall, принадлежащем группе Alibaba.

В 2017–20 годах Zalando получила инвестиции от Tencent, Temasek, Baillie Gifford, Lone Pine Capital, General Atlantic, Dragoneer, SoftBank Vision Fund, Sequoia Capital, в Словакию, Словению, Ирландию, Чехию, Литву, Эстонию, запустила платформу для стилистов Zalon и начала продавать косметику онлайн.

В апреле 2020 года, после вспышки пандемии COVID-19 в Германии, Zalando объявила о программе снижения расходов в размере 350 млн евро. Компания надеялась, что это поможет избежать сокращения рабочих мест. Zalando вступила в партнерство с оператором торговых центров Unibail-Rodamco-Westfield Germany, чтобы предоставить розничным продавцам доступ к своим онлайн-сервисам. По итогам 2020 года Zalando достигла товарооборота в 10,7 млрд евро, увеличив темпы роста до 30,4% благодаря значительному притоку новых клиентов (число активных пользователей выросло на 25%, до 38,7 млн) и партнерской программе Connected Retail, подключившей более 2400 магазинов к онлайн-платформе, что обеспечило брендам дополнительный канал продаж.

В 2020 году Zalando представила платформу для устойчивых брендов Zalando Green, запустила собственную секонд-хенд платформу для жителей Германии и Испании и учредила премию в области устойчивого развития Zalando Sustainability Award, церемония которой впервые была проведена в феврале 2021-го на Неделе моды в Копенгагене.

В 2021 году компания заключила партнерское соглашение с лондонским стартапом в области устойчивого развития Save Your W Clothing о запуске пилотной версии сервиса по ремонту и уходу за изделиями. Программа объединила ритейлера с локальными ремонтными мастерскими, портными, химчистками и ателье, которые оказывали услуги послепродажного обслуживания. До конца 2023 года Zalando рассчитывает продлить срок службы минимум 50 млн изделий.

В 2021 году Zalando получила инвестиции от Coatue Management и Tiger Global Management. Компания была представлена в 23 странах Европы и имела 12 логистических центров в семи государствах. Выбор товаров на площадке увеличился с 700 тыс. единиц в 4-м квартале 2020 года до более 1,8 млн к 2022-му.

Однако из-за инфляции и сбоев в цепочке поставок компания снизила показатели роста: общая выручка в первом квартале 2022-го снизилась на 1,5%, рыночная капитализация Zalando упала с 26,35 млрд евро в июле 2021-го до 9,4 млрд евро в мае следующего года. По итогам 2022 года скорректированная прибыль Zalando до вычета процентов и налогов снизилась до 184,6 млн евро с 468,4 млн евро в предыдущем году, а чистая прибыль составила всего 16,8 млн евро (против 234,5 млн евро годом ранее).

Компания приняла меры по поддержке бизнеса, в том числе сократила нескольких сотен рабочих мест, привлекла более молодую аудиторию — Zalando приобрела контрольный пакет акций lifestyle-медиа Highsnobiety, — отказалась от продаж ряда непопулярных марок и сделала ставку на локальные бренды, которые предлагают актуальные коллекции, соответствующие спросу на конкретных рынках.

В 2023 году маркетплейс Zalando запустил в пилотном режиме виртуальную примерочную, в которой с помощью персональных 3D-аватаров клиенты могут оценить посадку изделий перед покупкой, а также инструмент на базе чат-бота ChatGPT, позволяющий покупателям выбрать нужные товары, исходя из размера, цвета, фасона, дресс-кода, климатических условий и других факторов.

Главные исполнительные директора компании — сооснователи Роберт Гентц и Давид Шнайдер, которым принадлежит 5,16% акций компании. Вторым крупнейшим акционером с долей 10% является датский миллиардер Андерс Холх Полвсен, владелец компании Bestseller. Большая часть акций принадлежит институциональным инвесторам, среди которых Baillie Gifford, Allianz Global Investors, Vanguard World Funds, BlackRock, Morgan Stanley и T. Rowe Price.

В конце 2024 года маркетплейс объявил о намерении приобрести конкурента About you. Решение было принято на фоне стремлений Zalando стать общеевропейским интернет-гигантом в сфере повседневной одежды и работать как с розничными покупателями, так и оптовыми. Кроме того, сделка могла увеличить клиентскую базу с 50 млн до 62 млн активных покупателей.


tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Рустен Оливье (Rousteing Olivier)
Французский дизайнер, креативный директор Balmain.
Гвасалия Демна (Gvasalia Demna)
Французский дизайнер грузинского происхождения, сооснователь бренда Vetements, креативный директор дома Balenciaga.
Малыгина Евгения
Российский дизайнер, основательница бренда Pirosmani.
URBANTIGER
Российский бренд технологичной и экологичной одежды со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге; принадлежит АО «БТК групп».
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю