Стритвир (streetwear)
Стритвир (англ «streetwear» — «уличная одежда») зародился в конце
1970-х — начале1980-х годах нахип-хоп-сценах Нью-Йорка , в культуре серфинга и граффитиЛос-Анджелеса , а также в ночной жизни Японии. Дизайнеры Джеймс Джеббиа (James Jebbia) и Шон Стюсси (Shawn Stüssy), основатели брендов Supreme и Stüssy, стали пионерами уличной одежды в США, а Ниго (Nigo, марки A Bathing Ape, Billionaire Boys Club), Хироши Фудзивара (Hiroshi Fujiwara, марка Goodenough), также известный как «крестный отец стритвира», и Джун Такахаши (Jun Takahashi, бренд UNDERCOVER), отвечали за развитие стиля в Японии. Характерными элементами стритвира являются удобные джинсы, футболки, худи, бейсболки и кроссовки.Стритвир стал ответом на запрос о комфорте, демократизации моды и поиске вдохновения в городской жизни. Многие популярные бренды этой категории изначально работали на узкую аудиторию — скейтеров, графитчиков, серферов и других молодежных субкультур.
Последовавшее за этим внимание глянца к уличной моде и развитие соцсетей позволило стритвиру вырваться за рамки узкой тусовки. В 2012 году появилось одно из важнейших для уличной моды медиа Hypebeast, выросшее из небольшого блога о кроссовках. «Хайпбист» — общее название для людей, увлеченных уличной одеждой и активно скупающих продукцию соответствующих марок.
Особенное место в культуре стритвира занимают кроссовки. Охота за новыми и редкими моделями стала для сникерхедов (фанатов кроссовок) не только хобби, но даже профессией. Распространение моды на сникерсы способствовало пересмотру многих табу в сочетании вещей, например, стало привычным носить вечерние наряды со спортивной обувью.
Важнейшим событием в истории становления стритвира стала коллаборация Louis Vuitton и Supreme в 2017 году. Эта коллекция показала, что уличной моде окончательно открыт доступ в мир haute couture и даже консервативные по своей сути бренды готовы меняться, надеясь привлечь молодую аудиторию. Это сотрудничество открыло эпоху многочисленных коллабораций модных домов с историей и молодых
стритвир-брендов : Kith x Moncler в2017-м , UNDERCOVER x Valentino в2019-м , Jordan Brand x Dior в2020-м .В
2018-м креативным директором бренда Louis Vuitton был назначен Вирджил Абло (Virgil Abloh), основатель премиального бренда уличной одеждыOff-White , а в2021-м модный дом Kenzo пригласил на аналогичную должность Ниго.Важную роль в продвижении стритвира сыграли
хип-хоп ирэп-исполнители , многие из которых являются амбассадорами марок уличной одежды или создают одежду под собственным лейблом. Яркий пример — американский рэпер Канье Уэст (Kanye West) и его бренд Yeezy, созданный совместно с adidas и разработавший культовые модели кроссовок Adidas Yeezy Boost.Среди заметных марок стритвира можно назвать также Carhartt WIP, Patta, Fear of God, Kith, NEIGHBORHOOD, Heron Preston.