Инклюзивность
Инклюзивность (от лат. «includo» — «включаю») это вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья или иными особенностями в повседневную деятельность и обеспечение им доступа к ресурсам и возможностям наравне с другими членами общества.
Понятие инклюзивности в моде начало формироваться в
2010-х . Это было связано с растущим общественным запросом на разнообразие и представительство различных групп потребителей в медиа и индустрии моды.К инклюзивности относится принятие различных типов телосложения, возраста, этнических и культурных особенностей, а также людей с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях для развития инклюзивности в моде существует ряд барьеров, связанных с коммерциализацией процесса, стремлением использовать его в качестве маркетингового хода, отсутствием системного подхода, а также ценовой доступностью — инклюзивная одежда дороже традиционной
из-за разработки специальных моделей и технологий производства.В числе мировых брендов, активно внедряющих инклюзивность, Savage x Fenty, учитывающий разнообразие телосложения и этническое многообразие; Tommy Hilfiger, выпускающий линейку одежды Adaptive с магнитными застежками и удобными швами; Aerie, активно поддерживающий движение body positivity. Также элементы инклюзивности, такие как широкая размерная линейка, поддержка этнического и гендерного разнообразия, свойственны Nike, ASOS, Universal Standard, Chromat и др.
Среди российских инклюзивных брендов: ZASPORT, коллекции которого включают и модели для людей с ограниченными возможностями; Be&Bo, специализирующийся на одежде для детей с инвалидностью; «Особенная мода», разрабатывающий одежду для людей с ограниченными возможностями, в том числе
инвалидов-колясочников ; Insize, предлагающий стильную одежду для женщин с различными типами телосложения; KAEM, создающий модели, подходящие людям с разными физическими особенностями и телосложением, и др.Создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья стало особенно актуальным для российских производителей одежды и обуви после начала СВО в 2022 году. Так, по данным Фонда пенсионного и социального страхования РФ, число мужчин с инвалидностью в возрастной группе 18–30 лет выросло в стране с 279 тыс. в 2022 году до 290,2 тыс. по итогам
2023-го . По данным Росстата, по состоянию на 31 декабря 2024 года общая численность инвалидов в возрасте от 18 лет в РФ составила более 10,3 млн человек.Такие российские бренды, как FAST, «Адаптиум», «Ортомода» или Deptey, разрабатывают изделия, которые обеспечивают удобство для людей с физическими ограничениями. «Адаптиум» помогает активным и молодым мужчинам оставаться стильными, выражать свою индивидуальность через моду, чувствовать себя комфортно и уверенно. Их коллекции имеют широкий спектр применения, в том числе при временной утрате трудоспособности или после восстановительного периода. «Ортомода» специализируется на производстве адаптивной одежды для маломобильных, взрослых и пожилых людей, а также детей с особыми потребностями. В коллекциях DAPTEY представлены одежда, обувь, головные уборы; адаптивное направление запущено в конце 2023 года.
Онлайн-ритейлер Lamoda сообщил, что числобрендов-поставщиков экологичных, этичных и адаптивных изделий на платформе увеличилось в 2023 году на 16% (в годовом выражении), а фокус адаптивной моды сместился на универсальные товары, подходящие разным группам потребителей, как с особенностями здоровья, так и без таковыхВ комментарии для РБК (август 2024 года) куратор программ Британской высшей школы дизайна Анна Черных отметила, что в России рынок инклюзивной одежды пока не сформировался. Есть отдельные игроки, которые производят модели по индивидуальным запросам и меркам, но нет понятной терминологии и системного понимания, как готовить коллекции для аудитории с разными типами инвалидности.
18 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума прошла дискуссионная сессия «Реабилитационная отрасль должна быть креативной», в которой приняла участие
статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ, руководитель Фонда «Защитники Отечества» и идейный вдохновитель международного конкурса адаптивной одежды «На крыльях» Анна Цивилева. Она подчеркнула важность создания цельной системы для развития инклюзии и рассказала, что к июню 2025 года произведено 50 индивидуальных комплектов адаптивной военной формы, осуществляются меры поддержки для людей с инвалидностью, в том числе переоборудование домов и квартир для жизни и работы с умными технологиями.При этом генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал, что согласно данным опроса людей ограниченными возможностями здоровья и членов их семей, 72% хотели бы воспользоваться адаптивной одеждой, однако 14% не могут этого сделать по причинам высоких цен и ограниченного ассортимента, 50% нуждаются в адаптивной одежде, 40% сказали, что ее сложно подобрать, около 25% приходится дорабатывать вещи под себя.






