AZ Factory
Марка была основана в 2020 году французским дизайнером израильского происхождения Альбером Эльбазом (Alber Elbaz, 1961–2021) при поддержке Richemont. «AZ» в названии бренда является комбинацией первой и последней букв имени и фамилии основателя. Первоначально было выбрано рабочее название AZ Fashion, которое перед запуском было заменено на AZ Factory.
В основу концепции компании, которую сам дизайнер называл совместным стартапом с Richemont, легла нетипичная для haute couture
бизнес-модель , предполагающая распространение продукции при помощи цифровых инструментов с использованием для продвижения опций развлекательного характера, при отсутствии представительств в физической рознице.Первая коллекция марки была представлена в январе 2021 года в рамках Парижской недели моды.
Презентация AZ Factory представляла собой
25-минутное видео, имитирующее бэкстейдж съемокток-шоу Альбера Эльбаза. Модели выступали в роли съемочной группы и ведущих прогноза погоды, роль продюсера исполнила французская актриса Амира Казар (Amira Casar). Дебютная коллекция включала монохромные и цветные с принтами платья, комбинезоны, пижамы, аксессуары, в числе которых были украшения из жемчуга и кристаллов, массивные цепи и серьги. Важным элементом стали кроссовки с острым носом, которые дизайнер предложил носить в комплекте с платьями.В видеопрезентации Эльбаз также рассказал о философии нового бренда, основой которой стали инклюзивность, универсальность,бодипозитив, приверженность устойчивому развитию, технологичность, высокое качество и комфорт потребителя. Инклюзивность марки поддерживалась и выбором моделей (коллекции представляли женщины разных возрастов, типов фигуры и национальностей), а устойчивость — выбором органических тканей, а также материалов из переработанного пластика и старой одежды.
Вместо распространенного термина «капсула» дизайнер предпочитал называть коллекции нового бренда «историями», так как стремился, чтобы каждая последующая дополняла предыдущую, образуя единый сюжет. Кроме того, термин «капсула» вызывал у модельера ассоциации с антибиотиками и болезнью.
Одним из ключевых продуктов AZ Factory была линейка Switchwear, в которую вошли многофункциональные изделия, изготовленные из растягивающихся тканей с настраиваемыми элементами дизайна, что делало одежду удобной и функциональной, подходящей для различных ситуаций и потребностей.
После смерти Альбера Эльбаза от
COVID-19 в 2021 году, AZ Factory продолжил свою деятельность. В марте 2022 года Richemont обнародовал планы дальнейшей работы, согласно которым коллекции бренда создавали приглашенные молодые дизайнеры, «которые верят в видение и дух основателя». Первым таким партнером стал южноафриканский дизайнер Тебе Магугу (Thebe Magugu), в 2019 году удостоенный премии в области модного дизайна LVMH Prize.В коллекции для AZ Factory Магугу сочетал собственный дизайн с основными принципами работы Эльбаза, сделал акцент на драпированных и объемных силуэтах, включил в капсулу асимметричные платки с принтом желтой змеиной кожи, а также градиентные переходы от белого к синему, придерживаясь южноафриканской эстетики.
Следующие приглашенные креативные директора AZ Factory, дизайнеры Ester Manas Эстер Манас (Ester Manas) и Бальтазар Делепьер (Balthazar Delepierre), создали растягивающиеся платья «one size fits all» (англ. «один размер для всех»). Также коллекцию для бренда выпустил Лутц Уэлье (Lutz Huelle), ранее работавший с Мартином Маржелой (Martin Margiela).
В начале 2024 года коллекции бренда, помимо собственного сайта, ориентированного непосредственно на потребителя, продавались на платформах
Net-a-Porter и Farfetch.В мае
2024-го Richemont переформатировал компанию, создав на ее основе программу последипломного образования AZ Academy, участниками которой могут стать выпускники международных школ дизайна и независимые дизайнеры, уже работающие в отрасли.