О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Путешествие в неизвестность

Как создать бестселлеры из переработанного пластика и завоевать экологически ответственную аудиторию?
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Московская марка Monolama производит украшения из переработанного пластика по технологии замкнутого цикла, изобретает новые станки для переплавки оргстекла и даже сотрудничает с нейросетью. Как рождаются такие идеи и могут ли они служить основой работы коммерческого бренда — рассказывает дизайнер Евгения Гацолаева.

Евгения, как вы пришли к созданию своей марки?

евгения1.jpg

Евгения Гацолаева

Мы основали бренд Monolama с одногруппницей, когда были студентами Московского архитектурного института. Работая над архитектурным макетом, мы познакомились с ребятами из мастерской Fablab77, где было много оборудования — 3D-принтеры, фрезеры, лазеры. Нам предложили сделать что-то для себя, и мы создали украшения. Так мы запустили бренд. Еще во время учебы участвовали в маркетах, сделали сайт, выпустили несколько коллекций, и, чудеса, нас уже взял «Цветной». Поэтому к концу обучения мы встали перед выбором — архитектура или украшения. Я должна была уезжать в Японию на магистратуру, но понимала, что если сейчас исчезну на два года, маленький бренд просто не выживет. Это был сложный выбор, и Monolama победила.

Украшения можно придумать, сделать, их будут носить люди. Это достаточно быстрый процесс, в отличие от архитектуры, где ты создаешь план, его согласовывают, изменяют… и возможно, через много лет воплощают. Видимо, поэтому было непреодолимое желание заниматься именно украшениями.

Почему решили использовать оргстекло?

Оргстекло часто используется для архитектурных макетов, поэтому я уже была знакома с ним. И было желание сделать что-то необычное из этого неприспособленного к украшениям материала. Я люблю оргстекло, потому что мы как будто находимся в стороне от ювелирной индустрии. Мы не участвуем в этой гонке каратов и не похожи на другие бренды уже по сути материала. И все процессы производства можем осуществлять внутри мастерской. Например, литье серебра — это почти всегда обращение к внешним производствам, а мы делаем все сами и можем придумать какие-то интересные технологии.

Есть ли в вашей работе какие-то уникальные технологии, которые вы сами разработали либо усовершенствовали?

Технология во многом определяет наш дизайн, потому что украшение должно быть в первую очередь удобным и прочным. Если используем лазерное оборудование и еще миллион приспособлений. Многие наши станки разработаны под заказ. Многое переняли из той же архитектуры — в МАРХИ мы использовали струну, с помощью которой можно резать материалы. Сейчас мы создали похожую струну, чтобы работать с пластиком.

foto3.jpg

Помимо вопросов обработки материалов у нас всегда был вопрос, где взять сами материалы. В России очень ограниченный ассортимент, поэтому мы искали пластик по всему миру — помню, как один раз везла из Австрии пластик в чемодане. С самого начала Monolama я мечтала о своем маленьком заводике, чтобы производить весь пластик самостоятельно. Но для этого нужны очень большие объемы.

Как вы встали на экологичный путь развития? Какое оборудование вам понадобилось, насколько сложно было перестроить производство и бизнес?

Обычно мы берем большой лист пластика, вырезаем из него детали, и в конце остается такой большой лист с дырками разной формы. На переработку сдать нельзя, поскольку это очень плотный материал, его редко используют в быту. Поэтому мы очень долго копили эти остатки и не знали, что с ними сделать. Когда их стало слишком много, я начала задумываться о том, можем ли мы перерабатывать их самостоятельно. Мы исследовали все возможности переработки, посчитали смету оборудования полного цикла. Я поняла, что в ближайшее время мы не сможем это себе позволить — нужно было бы действительно построить небольшой завод. Это была весна 2020 года, началась пандемия, которая очень сильно на нас повлияла. До этого мы жили в очень жестком ритме, два раза в год ездили на шоу во Францию, показывали новые коллекции, отгружали оптовые поставки. А тут все вокруг остановилось, у нас освободилось производство, и было много свободного времени. И в этот момент я вспомнила все дела, которыми хотела заняться. Я смотрела видео, как люди плавят пластик дома, как прессуют его в вафельницах…

Так родилась идея, что мы можем не делать полный цикл переработки, а нужно построить очень большую вафельницу, которая под высокой температурой и давлением сумеет плавить пластик. Это немного пиратский вид ресайклинга, потому что настоящая переработка — это измельчение, потом плавка, потом перемешивание. Это все нужно, чтобы получить идеальные кристальные гранулы. Но нам они были не нужны.

Возможно, из-за того, что началась пандемия, все были немного сумасшедшими. Я нашла на «Авито» каких-то ребят, и мы сделали проект оборудования. Начали делать его, не зная, получится ли в итоге задуманное. Но через три месяца все было готово. Оказалось, что для нового оборудования нужна отдельная комната, с вытяжкой, пространством для пластика, для сортировки. Не представляю, как мы бы с этим справились, если бы не пандемия.

Дальше начался долгий путь тестирования. Сначала получалось что-то невразумительное, но постепенно мы добились того, что хотели, сделали красивые и прочные листы. Получившийся материал визуально отличался от пластика, с которым мы привыкли работать. У переработанных листов — более сложная фактура, которая требовала новых подходов в дизайне.

foto1.jpg

Есть много неочевидных вещей, которые повлияли на наш бизнес. Мы привыкли делать украшения большим тиражом, и наши магазины-партнеры знают, что всегда могут дозаказать у нас. Мы никогда не ограничивали спрос специально. А тут столкнулись с тем, что у нас ограниченное количество отходов пластика в определенном цвете, и это очень влияет на нашу цепочку сотрудничества с магазинами. Пришлось перестраивать процессы.

В каком-то смысле это стало воплощением моей мечты о заводе. Теперь мы производим пластик сами и готовы на эксперименты: любая толщина, цвет, фактура, разные виды пластика. Если случится апокалипсис, и все производства остановятся, мы можем просто закрыться в мастерской и делать украшения. Эта полная замкнутость цикла очень радует.

Какие еще материалы вы используете для вторичной переработки?

Те коллекции, которые вышли с начала пандемии, сделаны из накопленных за годы работы отходов органического стекла. Помимо этого мы сделали несколько других проектов: например, для одного банка переплавили их зеленые кредитки в броши-листики. Мы можем почти любой пластик использовать для производства чего-то нового.

Есть какие-то виды пластика, например, ПВХ, которые мы не можем использовать, поскольку они ядовиты при нагревании. А в остальном — мы уже попробовали плавить банки от косметических средств для компаний, которые хотят из своей упаковки создать что-то новое и классное. Или собрали у наших покупателей много крышечек, и наши друзья из «ЭкоТехнологий» привезли нам уже измельченные крышечки. В первую очередь для нас важна прочность украшений и дизайн. Мы не будем выпускать что-то лишь для того, чтобы переработать пластик.

То есть вам приходится взаимодействовать с аудиторией для «замыкания круга» производства — например, призывать сдавать старые аксессуары?

Нам нужен пластик для тестов, и мы его получили у наших покупателей: пластиковые крышки, банки и прочее. Мы принимаем на переработку наши украшения и перерабатываем бракованные изделия. Это получается довольно интересно: кладем вместе фламинго, собачек, самолетики, все это запекается и перетекает друг в друга, получаются замысловатые психоделические узоры.

foto2.jpg

Мы рассказываем про переработку и все процессы мастерской. Например, как перерабатывать бумагу (мы делали подложки для украшений из переработанной бумаги) — это то, что каждый сможет повторить у себя дома. Иногда нам пишут: «я купила ваши сережки, потому что они из переработанного пластика». Нам очень приятно это слышать,
потому что у нас коммерческий бренд, и мы вкладываем очень много сил и времени в процессы переработки, а это гораздо сложнее, чем просто сделать украшения. Если бы не чувствовали отклика от аудитории, то нам было бы сложно продолжать.

Расскажите о ваших новых проектах. Как пришла в голову идея коллекции, сделанной нейросетью?

У меня есть друг Артемий, он занимается нейросетями в МГУ, учится в Вене и участвует в разработке проектов нейронных сетей мирового уровня. Как-то раз мы пошутили, что можем совместить наши украшения и нейросети, и в итоге шутка превратилась в проект. До никто такого не делал, о нас написали всякие технические СМИ.

Мы решили подумать, что могут сделать нейросети такого, чего не способен сделать обычный дизайнер. У нас родилась немного философская идея. Мы решили попросить нейросеть определить очень «человеческие» понятия, такие как самоосознание, дружба, ментальное здоровье. Это был пинг-понг с нейросетью: мы даем ей темы, она показывает, как она их видит, мы превращаем это в физические объекты.

Мне нравится то, что с помощью украшений мы можем объединяться с другими командами и получать неожиданный результат. Во взаимодействии людей из разных сфер рождается что-то новое — мы ощущаем себя путешественниками в местах, где еще никого не было.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний