Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Новый старый русский

Славяно-советский стиль в мировой моде
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
#SlavicGirl

Светлое окошко

В ноябре 2023 года в сети стали вируситься ролики, в которых пользователи по всему миру примеряли на себя длинные шубы и меховые шапки-«боярки» под песню Кати Лель «Мой мармеладный». Клишированный образ состоятельных женщин постсоветского пространства авторы дополняли яркими современными украшениями, дизайнерскими сумками и солнцезащитными очками. По информации Lenta.ru, уже в декабре видео с хэштегом #SlavicGirl в TikTok набрали 593 млн просмотров, а вышеупомянутая композиция заняла третье место мирового чарта Spotify.

klemens.jpg

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

Спусковым крючком вируса стала песня Кати Лель «Мой мармеладный». Но глубинной причиной было то, что в течение двух лет все мировое медийное пространство заполнено новостями о России. Фактически наша страна стала привычным источником новостной повестки, в которой появилось веселое и жизнерадостное окошко. Образно говоря, все к нему и побежали. Жизнь таких «хайповых» трендов коротка, никаких фундаментальных разворотов в культуре они не делают, но тем не менее оставляют светлый след. Российская многонациональная культура является важной частью мировой культуры, ее роль и значение не зависят от постоянно меняющейся политической конъюнктуры. А богатый мех, алые губы, высокие каблуки, крупные украшения и клишированная традиционная женственность — это одно из проявлений антитренда, последовавшего за нормкором, «тихой роскошью» и агендерностью. Таковы законы маятника моды.

Маловероятно, что благодаря тренду славянского стиля мировые модные конгломераты и ритейлеры широко распахнут двери для российских имен. Сегодня экономические отношения с Россией минимизированы, экспорт и импорт лимитированы, находятся в зоне коммерческого и репутационного риска. Поэтому скорее мы увидим цитаты стиля в коллекциях международных брендов, чем наши бренды на прилавках мировых универмагов и сетей.

Тренд закономерно подхватили и российские блогеры, которые не только снимали видеоролики, но и устраивали тематические фотосессии со стереотипно «русскими» атрибутами — икрой, баранками, самоварами, павловопосадскими платками и водкой. По данным издания «Комерсантъ», спрос на винтажные шубы на площадке «Авито» вырос на 25%, а на меховые шапки — втрое. Производство и потребление изделий из меха — одна из важных мифологем именно русской материальной культуры. Например, в конце 1960-х мировым спросом пользовались аукционы «Союзпушнины», проходившие в Санкт-Петербурге, а дизайнер Ирина Крутикова, демонстрировавшая свои меховые изделия на подиумах модных столиц, получила титул «королевы русского меха». Советскими меховыми изделиями вдохновлялись и известные модельеры — например, ту же шапку-«боярку» можно увидеть в коллекции Yves Saint Laurent сезона осень-зима 1976/77.

SlavicGirl - TikTok.jpg

#SlavicGirl

Обсуждение темы России в медиапространстве привлекло внимание и молодой аудитории, которая задала позитивную, не относящуюся к политике тенденцию в социальных сетях.

«Гопники» в свободное время

Параллельно с популярностью славянского стиля в прокат вышел российский криминальный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссера Жоры Крыжовникова. Он повествует о подростковых бандах Казани в конце 1980-х, воспроизводя кодекс поведения и специфический жаргон с документальной точностью. Сериал вызвал неоднозначную реакцию: одни обвиняли его в романтизации преступности, другие хвалили за натурализм и искали метафорические отсылки к современности. На фоне обсуждения сериала на российском рынке снова вырос интерес к моде 1980–1990-х годов.

Коллаборация «Аутло» и Wink .jpg

«Аутло» х Wink

Например, на платформе Avito наблюдается настоящий бум на вещи в стиле героев из «Слова пацана». По данным New Retail, число продавцов, размещающих объявления о продаже винтажных изделий и атрибутики перестроечного времени, увеличилось на 10% с момента выхода первой серии.

Визуальная стилистика этого периода стала востребованной и у российских брендов. Марка одежды «Аутло» и видеосервис Wink выпустили коллекцию по мотивам сериала, а лицом рекламной кампании стал один из его актеров — Слава Копейкин, исполнявший роль Турбо.

Кадр из _Слово пацана_.jpg

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Постсоветская эстетика в моде прочно ассоциируется с творчеством Гоши Рубчинского, который популяризировал кириллицу и стиль «гопников». По удивительному стечению обстоятельств, именно в декабре прошлого года оживленные дискуссии в медиасреде вызвала новость о его расторжении контракта с Comme des Garçons и назначении на должность главного дизайнера Yeezy. В качестве амбассадора Yeezy Рубчинский выбрал актера Ярослава Могильникова, сыгравшего в сериале «Слово пацана».

Эстетика «гопников» прочно обосновалась в мировом модном пространстве, она давно не ассоциируется с конкретным дизайнером или страной и вряд ли повлечет за собой интерес к современным российским брендам.

stern1.jpg

Екатерина Штерн, аналитик моды, автор подкаста «Мышьяк&Кружева»

Что касается интереса к постсоветской культуре, то я честно не вижу разницы между одеждой так называемых гопников в другой какой бы то ни было культуре — и в их презентации в fashion-пространстве. Посмотрите коллекции Wales Bonner: там много до боли знакомых вещей. Вспомните ветровки, ставшие модными в последние год-полтора, не проходящую популярность спортивных штанов adidas…

В 2014 году The Guardian и Vice изучали тюремные татуировки в России. А Supreme в пору расцвета выпускал биты и кирпичи в фирменном красном цвете: чтобы любой «белый воротничок» мог почувствовать себя «гопником» в свободное от работы время, и уж точно не российским.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Статьи по теме
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

3 дня, 200+ фабрик легпрома, 10 стран: успейте попасть на ведущее отраслевое событие

С 19 по 21 ноября в Москве в 20-й раз пройдет выставка BEE-TOGETHER.ru — основная площадка для поиска производственных партнеров модными брендами.
17 ноября 09:14
161

Фабрики с «открытыми контактами» могут до 100% увеличить аудиторию клиентов на BEE-online.ru

Специалисты BEE-online.ru выяснили, что только 6% пользователей аутсорс-платформы готовы сразу разместить заказ после регистрации.
21 июля 09:43
1 860

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
10 090

Как рассчитать эффективность арендуемой в ТЦ площади магазина

Как рассчитать эффективность арендуемой в ТЦ площади магазина в новых предлагаемых обстоятельствах, рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор «Академии розничных технологий».
15 ноября 10:25
18 719

Долой стереотипы. Бодипозитив в маркетинговых стратегиях бельевых брендов

Бодипозитив в маркетинговых стратегиях бельевых брендов.
11 октября 09:59
16 656

Главные ошибки в работе с кашемиром

Дизайнер и эксперт по трикотажу Людмила Норсоян — о трудностях создания кашемировых коллекций.
6 сентября 08:00
18 044

Гид

ΛCOLYTE (ex Молодость)
Российский бренд уличной одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Перми.
Симонс Раф (Simons Raf)
Бельгийский дизайнер одежды, основатель бренда Raf Simons.
SHOESSTAR
Международная выставка обуви и аксессуаров.
M.REASON
Российский премиальный бренд женской одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю