Историческое настоящее
Создательницы интернет-магазина «Накрой» Маруся Лежнева и Анна Канина поставили перед собой непростую, но красивую задачу: продавать и популяризировать изделия для домашнего интерьера, созданные на исторических российских мануфактурах. В настоящее время девушки сотрудничают с четырьмя традиционными производствами, выпускающими текстиль, и готовятся заключить договор с пятым. Как сделать из народных промыслов востребованный современный проект – об этом мы поговорили с ними в интервью.
Как возник проект «Накрой»?
Маруся Лежнева: Мы с Аней знакомы давно. Я работала в благотворительности, она в ресторанном бизнесе. Аня по образованию дизайнер, я — искусствовед. При встречах мы часто обсуждали красивую сервировку,
С какими фабриками вы начали сотрудничать в первую очередь?
Маруся Лежнева: Первым партнером стала мануфактура
Как создавалась самая первая коллекция? Приходилось ли на первом этапе вникать в исторические техники, технологии?
Маруся Лежнева: Мы с самого начала много знали о производстве тканей. Но для меня стало шоком осознание, что раньше вся одежда создавалась человеком полностью, от и до. Люди сами сажали, выращивали, собирали и обрабатывали лен, потом из него ткали материал и шили одежду. Смотритель музея Костромской мануфактуры прочитал нам однажды сказку Ушинского «Как мужик себе рубаху вырастил». В технологии производства жаккарда мы быстро разобрались именно благодаря музею Костромской мануфактуры, а остальное нам рассказали в «
Первая коллекция создавалась так: мы видели
Просили ли вы изменить дизайн изделий, производимых на фабрике, или просто отбирали понравившиеся образцы и делали заказ?
Маруся Лежнева: На
С какими мануфактурами вы сотрудничаете в настоящий момент?
Маруся Лежнева: Костромская мануфактура была основана братьями Третьяковыми и, видимо, благодаря им у нее очень хорошая карма. Фабрика чувствует себя лучше всех, производит продукцию на экспорт для IKEA, Zara и H&M. Это и льняные ткани, и готовые предметы интерьера. У них мы покупаем самое простое — однотонные скатерти, дорожки, салфетки и просто ткань, чтобы шить самим.
Яковлевский жаккард — один из кусочков Яковлевской мануфактуры, которая тоже делала заказы на экспорт, но для более изысканных магазинов. Мы, например, продаем скатерть, на обороте которой стоит лейбл нидерландского магазина. Они делали для них жаккард, но потом все прекратилось. У них мы готовимся заказывать новые большие партии скатертей по старинным рисункам, это будет очень красиво.
Елецкие кружева. Старинный промысел, который стал фабрикой. Это наши самые шикарные предметы. Все белое, нарядное и с невероятно тонким, хотя и машинным кружевом. История знакомства с ней такая: мы пришли на фабрику просто посмотреть, и нас с распростертыми объятиями встретила ее директор. Она провела нас по всем цехам, все лично показала, и мы стали фанатами производства. Знаете ли вы, что машинное вологодское кружево на самом деле Елецкое?
Какой сейчас у вас ассортимент?
Анна Канина: Сейчас у нас около шестидесяти наименований. Мы предлагаем все виды столового текстиля: скатерти, дорожки, плейсматы, столовые и декоративные салфетки, недавно начали делать подставки под бокал. И понемногу добавляем другие предметы для дома и сервировки — хрустальные бокалы, графины, деревянную утварь, в планах есть корзины.
Есть ли определённые требования к материалам — как у вас, так и у производств, с которыми вы работаете?
Анна Канина: Весь текстиль производят на самих фабриках, мы лично ездим на производства и контролируем это. Единственное исключение — Елецкие кружева, там производят только непосредственно кружево, а ткань делают на другой нашей фабрике, в Костроме. Только так мы можем быть уверены в полностью натуральном составе: лен или хлопок, соединенные в разных пропорциях. Да и хотелось бы поддерживать именно наши мануфактуры, а не китайские, ткань которых везде продается под видом ивановской или белорусской. У производств требования еще выше — лен определенной выделки, стойкие красители нужных цветов, качественный крахмал. Часто самые интересные ткани не могут произвести именно
Сложно ли продвигать такой проект?
Анна Канина: Мы продвигаемся неспешно, для нас важнее не количество, а качество аудитории. Быстро пролистнув нашу рекламу, невозможно понять, зачем покупать сложный текстиль с историей, а не универсальный из масс—маркета. Но нас многие хвалят. Сначала замечали визуальную часть, а теперь чаще отмечают историческую составляющую. Негатив бывает разный, но чаще забавный — советуют поутюжить текстиль для фотографий или возмущаются ценами.
Какие отзывы приходят после покупки?
Анна Канина: Наш любимый формат отзывов — фотографии, на которых отмечают наш текстиль. Есть несколько покупателей, которые выложили в социальных сетях уже по паре десятков обедов с нашими изделиями. Еще к нам часто возвращаются за новыми покупками, что тоже для нас лучший и самый честный отзыв. Мы предлагаем вернуть то, что не понравилось, в течении 30 дней после покупки, даже без чека, но еще никто не возвращал.
Расскажите, пожалуйста, о новой коллаборации с Елецким кружевом. Чем она необычна?
Анна Канина: Это очень важный для нас вид сотрудничества, он дает фабрике дополнительные заказы, а нам — возможность заказать для каждого покупателя уникальный предмет его мечты. Именно так создаются скатерти и дорожки, которые потом можно передать внукам. Можно спроектировать столовый текстиль по своему вкусу и согласно нужным параметрам. Его сошьют прямо на фабрике, и там же возможно его персонализировать, сделать вышивку монограммы или семейного герба. Мы помогаем подобрать идеальный размер, создаем чертеж, обговариваем с фабрикой технические возможности, цвет ткани и кружев. Часто цена от этого вообще не меняется, да и ждать придется всего на неделю дольше, но эту частичку семейной истории и теплоты сложно переоценить.
Какие планы по развитию бренда? С какими фабриками очень хотелось бы поработать?
Анна Канина: Проблема найти фабрики, которые подходили бы нам по качеству, дизайну и истории производства. Сейчас мы ждем образцы с одной текстильной мануфактуры, очень надеемся, что все получится. Поэтому пока мы сосредоточились на поиске дополнительных товаров: планируем сотрудничать с производителем столового серебра, нашли мастерицу, плетущую роскошные корзины, и находимся в поисках качественного столового фарфора.