О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

По пути еврозамещения: Индия

Удастся ли индийским производителям текстиля, фурнитуры, трикотажа и одежды заменить европейских поставщиков?
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как сегодня организована логистика из Индии и доступны ли российским заказчикам транзакции с компаниями этой страны?

Смена приоритетов

За первые шесть месяцев 2022 года товарооборот России и Индии вырос почти на 120%, до 11,5 млрд долларов — как следует из материалов Кремля ко встрече президента РФ Владимира Путина с премьером Индии Нарендрой Моди во время саммита ШОС в Самарканде. В топе торговых партнеров Индии Россия за год поднялась с 25-й позиции на 7-ю.

Индия давний торговый партнер России, в том числе в сфере легкой промышленности, которая является вторым по величине сектором занятости в стране. «Это очень интересная и перспективная страна во многих направлениях, — рассуждает Мария Моргунова, руководитель отдела маркетинга ООО "ЕвроТрансЭкспедиция". — Если вспомнить историю, то тесные связи с Индией у нас начали развиваться еще в 1950-х годах, а уже к концу 1980-х Индия превратилась в стратегического союзника Советского Союза. В рамках сотрудничества наша страна получала из Индии в том числе ткани, обувь, трикотаж. Многие помнят появившийся в начале 1970-х годов индийский трикотаж, который сразу завоевал популярность в СССР. Яркие цвета, хорошее качество шерсти изделий сразу стали востребованными среди модников и модниц».

Мария Моргунова уверена, что сегодня растет как интерес российского бизнеса к Индии, так и индийских компаний к высвобождающимся нишам на рынке России: «Доля грузопотока товаров из Индии в нашей компании составляет около 15–25%. Но в условиях сегодняшних реалий есть основание полагать, что Индия станет стратегическим партнером России и в ближайшее время, год — два, грузопоток может быть приближен к 30–40%. Спрос на индийские товары в России увеличивается, как следствие, развивается и логистика с Индией. Сейчас мы возим косметику, текстиль, одежду и другие товары легкой промышленности».

India Textile (4)(1).jpg

Михаил Прохоров, эксперт, директор по логистике ООО «РС ЛОДЖИСТИКС», подтверждает, что доля продукции легпрома в импорте из Индии увеличивается: «С 2019 года мы привозили из Индии в основном металлургическую продукцию, с конца 2021-го появились товары потребительского назначения: ткани, масла, косметическая продукция, химия для производства косметики и ее составляющих. Сейчас примерно 25% всего нашего грузопотока приходится на индийский рынок, и наиболее часто поставляются ткани, предметы одежды. Конечно, в связи с мировой ситуацией сильно возросла востребованность продукции из Индии. Как оказалось, многие европейские бренды могут быть заменены индийскими аналогами».

Виолетта Максименко, старший специалист по международным контрактом ООО «Евротранссервис», делится: «Наша компания работает с Индией более 20 лет. На долю этого направления в разные годы выпадало от 5% до 20% общего потока — это неплохой показатель. Наши клиенты размещают в Индии заказы на ткани, натуральные составы, зачастую это дорогостоящие ткани, а также расшитый текстиль. Учитывая, что европейские рынки материалов в основном закрыты для российского покупателя, большая часть клиентов размещает заказы на индийских предприятиях: качество и цена более чем устраивают. Огромным спросом сейчас пользуется индустриальная пряжа: она хорошего конкурентного качества и по приемлемой цене, отгрузка идет контейнерами».

Шоурум тканей и текстильной фурнитуры DREAMS.Moscow представляет на рынках России и Беларуси продукцию индийских фабрик Creations by Shanagar и Ventures, среди клиентов которых такие бренды Armani, Chloe, Kenzo, Lanvin, Loewe и др. «Индия для нас — основной поставщик тканей, тесьмы, декоративных элементов с рукодельной вышивкой, — рассказывает Анна Ципровская, владелица DREAMS.Moscow. — С февраля 2022-го мы стали активно развивать направление готовой одежды из такого рода тканей, а также натуральных (шелковых, хлопковый, льняных) тканей без вышивки. Наш постоянный партнер, фабрика Ventures, сотрудничает с российскими брендами одежды более 10 лет. До 2022 года компания поставляла в Россию текстиля на более чем 1 000 000 долларов в год. С февраля этого года она расширила спектр услуг, предлагая возможность размещения заказов на пошив коллекций на основе мощностей фабрики. Ventures отшивает сезонные коллекции ready-to-wear и ready-to-wear de luxe из тканей, произведенных в Индии, для таких европейских брендов как Dries van Noten, Gucci и др. Теперь можно сказать, что благодаря открытию в России направления готовой одежды мы сохранили докризисный объем продаж тканей. Летом наши российские клиенты испытывали трудности с забором готовых заказов, но с сентября изменили логистические цепочки и наладили отгрузки в привычном для начала 2022 года режиме».

Мария Моргунова уточняет: «Серьезным испытанием для налаженных торговых связей между РФ и Индией стали санкции против российских банков. Отключение от SWIFT и запрет на операции с долларами привели к тому, что в начале марта индийские экспортеры не смогли получить платежи на сумму порядка $400–500 млн. Но уже в конце марта их представители договорились о создании собственной системы для взаимного расчета и передачи импортных и экспортных документов. С нашей стороны в основу этой механики взаиморасчетов легла СПФС — система передачи финансовых сообщений Банка России. Через нее рубли депонируются на счетах индийских банков, где их конвертируют в рупии, и точно так же в обратном направлении».

С северо-запада на юго-восток

В перевозках грузов из Индии много нюансов, отмечает Мария Моргунова — это сроки, специфика товара, объемы и габариты, условия внешнеторгового контракта, маршруты и пр.

«Логистика из Индии в основном идет по морю, через Иран или Китай — в зависимости от конечного адреса заказчика», — говорит Михаил Прохоров. «Морским транспортом перевозятся более крупные грузы, — уточняет Виолетта Максименко. — Учитывая тот факт, что европейские порты закрыты для российских грузов, индийское направление претерпело некоторые изменения в логистике, и грузопоток сейчас направлен либо через Владивосток, либо через Турцию. Обе схемы еще сырые, на каждом этапе мы сталкиваемся с теми или иными обстоятельствами, которые увеличивают сроки доставки. Порты, через которые направили весь грузопоток из Индии в обход европейских портов, переполнены, это увеличивает не только транзитные сроки, но и себестоимость доставки груза за счет дополнительного хранения в порту, демереджа и прочих расходов, которые возникают в ходе доставки. На сегодняшний день ситуация с морскими перевозками осложнена тем, что большая часть морских перевозчиков ушла с российского рынка из-за санкций, а тех, которые еще работают, мало. Как следствие, это и приводит к удорожанию перевозки, нехватке порожней тары и прочего. Мы, как компания, которая оказывает услуги в части международных перевозок, очень надеемся на создание собственной российской морской линии, которая позволит в любое время выполнять обязательства перед российскими клиентами».

India Textile (5).jpg

Свои особенности есть и у авиаперевозок. «Авиацией мы отправляем только небольшие грузы, так как в остальных случаях это финансово невыгодно», — объясняет Михаил Прохоров. «Авиаперевозка является одним из самых дорогих видов доставки. Но для клиента в определенных случаях важны сроки», — уточняет Виолетта Максименко.

Мария Моргунова обращает внимание, что для транспортировки товаров из Индии в Россию в основном используются мультимодальные маршруты: морем + железной дорогой или морем + авто. «Выбор маршрута зависит от различных параметров: даты готовности товарной партии и отгрузки товара поставщиком, расписания морских линий, объемов груза, сроков и др., — комментирует руководитель отдела маркетинга ООО „ЕвроТрансЭкспедиция“. — Мы предлагаем несколько вариантов маршрутов, расставляя акценты и детализируя плюсы и минусы. Первый маршрут, море + авто, проходит через Суэцкий канал с выгрузкой контейнера в Санкт-Петербурге и далее автотранспортом до любой точки России. Второй популярный маршрут — море + жд — через порты Владивостока или Находки. Третий маршрут пролегает из Индии через Иран, Бендер-Аббас, затем по территории Ирана, далее железнодорожным транспортом по Азербайджану и России. Выбирать наиболее оптимальный маршрут надо под конкретный запрос, так как существенных отличий по срокам или стоимости нет. В среднем сроки доставки составляют от 35 до 45 дней».

Мария Моргунова отмечает, что сложности маршрутов связаны не только с географической удаленностью Индии от России, но и с геополитическими факторами: «Первый вице-премьер Андрей Белоусов недавно заявил, что снижение импорта в РФ с начала года по конец августа составило примерно 30%. Смена приоритетов во внешней торговле заставляет участников рынка оперативно перестраивать логистические цепочки — происходит разворот грузопотоков с северо-западных направлений на юг и восток. Такой глобальный разворот всей внешнеэкономической деятельности процесс не быстрый, но уже сейчас наблюдаются заметные результаты».

Виолетта Максименко утверждает: «Российские покупатели в большей степени доверяют индийским производителям и готовы претерпевать различного рода сложности в логистике до того времени, пока она не поменяется, либо структурируется».

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний