О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Кто первым займет стул?

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как изменится физическое торговое пространство, включая витрины, вешалки и примерочные? На основе множества прогнозов и уже произошедших событий мы нарисовали собственный портрет магазина будущего. Стопроцентно очевидно одно – то, что работало вчера, не будет работать завтра.

Другая роль

Если раньше клиент был последним этапом в «пищевой цепи» сырья, производства, розничной торговли, – собственно, мы так и говорили: «конечный покупатель», – то в новой системе он становится центром. Если представить ритейл как круг со спицами, то можно уловить суть трансформации. Роль физических магазинов изменится кардинально. Они не будут иметь почти никакого значения для знакомства с продуктом, но станут архинеобходимы для подтверждения лояльности, скорости доставки, make-to-measure и получения необычного клиентского опыта.


retail-2.jpg

Один на один

В магазине станет меньше продавцов, поскольку все больше потребителей покупает с помощью мобильных телефонов. Но по мере того как в бизнесе усиливается технологичная составляющая, потребители стремятся к более глубокому уровню человеческого взаимодействия. Если сейчас продавцы отрабатывают выученные скрипты, то в будущем вырастет спрос на общение. Продавец должен уметь не только улыбнуться, но и посочувствовать, и посмеяться вместе с клиентом, и поболтать про жизнь. Уже сейчас, по данным WGSN, у продавцов-стилистов, которые разговаривают с клиентами на их языке, покупают на 30% больше.

retail-3.jpg«Мир миновал эру массовой коммуникации, – считает директор по цифровым технологиям LVMH Ян Роджерс. – «Рынок одного» может показаться утопией и научной фантастикой, но он уже существует. Откройте телефон, посмотрите ленту Discover в WeChat или Instagram. Вы единственный, кто видит эту подборку. Так же будет и с магазинами. Если раньше только продавцы и владельцы высоких брендов помнили всю историю покупок и предпочтения клиента, то сейчас искусственный интеллект позволяет даже брендам масс-маркета практиковать «рынок одного». И мы должны думать о том, как мы сохраним это преимущество личного взаимодействия с клиентом, когда на это способен буквально каждый».

Осчастливить клиентов

Британский интернет-магазин Farfetch в 2015 году запустил программу «Farfetch’s Store of the Future platform». На роль управляющего пригласили Сандрин Дево, экс-директора по электронной торговле Matchesfashion и Harvey Nichols, магистра в области технологий ESSEC. В течение года она наблюдала и собирала данные о том, какие технологии наиболее востребованы в магазинах. Она выявила, что все хайповые темы – виртуальная реальность, цифровые зеркала, сенсорные экраны и т. д. – пока не проходят тест на клиентский интерес. Сандрин составила дорожную карту реально работающих инструментов и объяснила, как лучше всего наполнить люксовый магазин технологиями, чтобы он чувствовал себя дорогим и современным, а не неуклюжим мастодонтом. Очертив контуры платформы, она начала собирать команду – сейчас в проекте Farfetch занято 90 IT-инженеров.

«Наша дорожная карта начинается с потребности клиентов, – поясняет Сандрин Дево. – Какой опыт мы хотим организовать в люксовых магазинах? Мы прилагаем все усилия, чтобы определить проблемы, которые бренды должны решить, чтобы сделать клиентов счастливыми, Магазин будущего – это не вездесущие экраны. Речь идет о сопровождении маршрута клиента и создании нового реального опыта, который улучшается с помощью shopping experience». Задача технологического партнера платформы, посвященной созданию магазина будущего, Huawei, – обеспечить технологическое решение, адаптированное к каждому бренду, городу и магазину. Еще одна инициатива – эксклюзивное партнерство с Gucci. Клиенты могут покупать одежду бренда в приложении и на сайте Farfetch. Сервис «до двери за 90 минут» выполняет заказы непосредственно из избранных магазинов Gucci в 10 городах на четырех континентах.

retail-4-2.jpg

В 2017 году Farfetch купил лондонский магазин Browns-East. Разработанный Brinkworth интерьер разделен на серию инсталляций со скульптурными формами. Входная зона отдана молодым художникам, чьи работы постоянно обновляются. Торговый зал совмещен с пространством для мастер-классов и публичных лекций. Завершить шопинг можно в кафе с фирменным латте с куркумой и солеными карамельными пирожными. Если нужно прийти в себя после трат, можно заказать сеанс медитации. В магазине есть комната для впечатлений, которую можно посетить бесплатно, а также галерея.

«Browns-East – это гендерно-нейтральное пространство; мы размываем грань между тем, что когда-то было строго мужской или строго женской модой, – говорит Ида Петерссон, директор по закупкам женской одежды в Browns-East. – В магазине появятся новые элементы, связанные с эмоциями и идентичностью, – это действительно сенсорный опыт. В тот момент, когда клиент входит, он чувствует что-то особенное – благодаря людям, продукту, дизайну, пространству и событиям».

Системный подход Farfetch оценил китайский интернет-гигант JD.com, который вложил в совместный проект $397 млн, получив в обмен опыт работы с люксовыми поставщиками и помощь с их выводом на китайский рынок. Сотрудничество включает в себя также использование BlackDragon, платформы цифровых маркетинговых технологий, обеспечивающей анализ больших данных, полученных в результате торговли на обеих площадках. Инвестиции JD.com позволили британскому онлайн-ритейлеру удвоить количество своих инженеров, теперь их около 1000 (всего в компании работают примерно 2000 человек).

Голограммы вместо манекенов

retail-5-3.jpgАмериканский универмаг Walmart организовал бизнес-инкубатор Store No 8, заявки на участие подали более 300 компаний, из шести финалистов четыре были связаны с модной индустрией. Интернет-поставщик Bonobos и его партнер 8i показали технологию создания голограмм реальных людей, которая дополнена услугой по подгонке одежды. Приложение позволяет не только оценить правильность посадки, но и показывает движение ткани.

Fyusion X ModCloth продемонстрировала, как создавать 3D-изображения, используя только смартфон. Превратить плоское фото в объемную модель может каждый пользователь с любой камерой, и этот контент просматривается на любом оборудовании. В приложении доступны автоматическое тегирование (эта функция нужна для более точного поиска) и фоновые эффекты для визуального поиска.

Nurulize разработал технологию Atom View, которая позволяет из любого захваченного или созданного источника данных импортировать, например, изображение продукта, редактировать и форматировать его для виртуальной реальности. Кроме того, программное приложение nu Design VR впервые позволяет исследовать виртуальную модель одежды сразу двум клиентам – раньше это было возможно только для одного.

Если несколько лет назад интернет-магазины бились за то, чтобы стать удобнее для клиентов с точки зрения ассортимента – с помощью поиска, персонализации, рекомендаций, виш-листов, – то сейчас все смотрят в сторону онлайн-воспроизведения ощущения пространства. Когда эта мечта наконец станет реальностью, офлайн-ритейлерам не поможет даже shopping experience, до них будут доходить только апологеты здорового образа жизни, которые считают, что в день нужно делать 2000 шагов.

Примерка на дому

Витрины объединяются с примерочными. Главным будет принцип «посмотрел – примерь». Основная функция витрин – показать продукт – перестает быть связанной со стенами магазина. Знакомиться с продуктом человек может либо дома, либо на экране. Например, Code & Craft выпустил первый каталог с дополненной реальностью для мобильных устройств. Созданный с помощью 3D-сканирования и ARKit от Apple, он позволяет пользователям просматривать на телефоне реалистичные 3D-продукты.

retail-6-2.jpgTopShop и Uniqlo перенесли процесс примерки в зеркало. Буквально. TopShop благодаря дополненной реальности избавил посетителя от необходимости физически раздеваться, ему достаточно поднести одежду к себе. А зеркала Uniqlo позволяют клиентам видеть, как одежда, которую они примеряют в магазине, выглядит в разных цветовых вариантах. Компания DressingRoom использует 3D-сканирование тела и дополненную реальность, чтобы помочь покупателям понять, как одежда сядет. Это уменьшает риск возврата.

Неудобства, связанные с виртуальной примеркой, хочет ликвидировать Amazon: компания получила патент на «смешанную систему реальности» для создания зеркала с дополненной реальностью, позволяющей, не выходя из дома, прикинуть, как сидит вещь.

Голограммы, 3D-каталоги, умные зеркала. Мы словно бегаем вокруг «горячих стульев», каждый из которых ведет к большим изменениям. Кто первым займет свободное место, тот и выиграет.


Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний