И это по-прежнему не предел...
За последний год тарифы на международные грузоперевозки по наиболее актуальным направлениям выросли, по оценкам участников рынка, в 3-5 раз. Насколько увеличатся цены в ближайшее время и как это отразится на fashion-рынке? Отвечают представители логистических компаний.
Что сейчас происходит со ставками на международные грузоперевозки, в частности, из стран Европы, Юго-Восточной Азии, СНГ?
Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: Для осеннего периода характерен рост цен на автоперевозки. Исключение составляют сборные доставки с традиционно меньшей волатильностью по году. Стоимость увеличивается из-за выработки перевозчиками дозволительных документов к концу года и повышенного спроса на импорт товаров в преддверии новогодних праздников.
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения
Стоимость перевозок достигла рекордных показателей в 17–20 тысяч долларов США за контейнер. Ситуация осложнилась и блокировкой Суэцкого канала в марте текущего года, когда была парализована одна из главных транспортных артерий.
В последнее время положение с тарифами на перевозку
Огромную роль в росте цен на морские и железнодорожные перевозки сыграл дефицит поставок пустых контейнеров и существенное сокращение Китаем субсидирования перевозок из КНР в Европу. Все это привело к скачку цен в 3–5 раз, то есть с 3–4 тысяч долларов США до 16–20 тысяч долларов США. В сообщении между Европой и СНГ всплесков нет, сейчас там наблюдаются в основном плановые автомобильные перевозки. Все, что можно наблюдать — это заторы на границах
Валерия Славина, руководитель группы ведения клиентов FM Logistic в России: По состоянию на конец сентября 2021 года мы видим проблемы с прохождением границ Таможенного союза для грузов, импортируемых из Европы в Россию. Образовались очереди в обе стороны, сроки доставки из Центральной Европы до Москвы увеличиваются на один-два дня. Это влечет за собой дефицит транспорта и повышение тарифов. Уже сейчас рост ставок доходит до 10% на отгрузки из Центральной Европы.
Наряду с этим, к концу года мы традиционно сталкиваемся с дефицитом разрешительных документов у перевозчиков при импорте европейских товаров. То есть можно сказать, что ситуация привычная ― у крупных транспортных подрядчиков заканчиваются дозволительные документы для выезда из Польши, при том что они самые необходимые при доставке грузов из Европы, а также наблюдается дефицит пропусков из Чехии.
Что касается контейнерных перевозок из Азии, то здесь ставки продолжают расти на всех направлениях, как по причине начала «высокого» сезона, так и
Каковы главные причины роста тарифов?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: В сегменте морских перевозок это в первую очередь системные сбои в цепочках поставок из-за пандемии и связанных с ней последствий и ограничений. Оказалось, что восстановить прежний уровень перевозок в мировой экономике с минимальными складскими запасами на производствах, just-in-time-доставкой товаров и стабильными морскими линиями очень непросто.
В связи с непредсказуемостью морских транспортировок грузоотправители сместили спрос на перевозки из
Ситуацию на рынке автомобильных перевозок в Европе осложняет дефицит водительского состава. Многие из старшего поколения отправляются на пенсию, а молодежь не приходит: профессия перестала быть престижной. В России ситуация немного лучше
Стоит отметить, что значительно возрос сырьевой и полуфабрикатный экспорт из России автомобильным транспортом
Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Небывалый рост ставок начался в прошлом году и продолжился в текущем. На увеличение цен повлияли и события начала 2021 года: блокировка Суэцкого канала, поочередное закрытие терминалов в Китае, неравномерное оживление мировой торговли.
Как изменятся тарифы на перевозки и логистические схемы в дальнейшем?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: Сейчас сложно предсказать потолок цен. Мы отмечаем повышение тарифов на перевозки на направлении из Юго-Восточной Азии. Ожидаем, что в дальнейшем ставки будут расти на маршрутах из Европы и стран СНГ.
Валерия Славина, руководитель группы ведения клиентов FM Logistic в России: Максимально возможные уровни тарифов контейнерных перевозок прогнозировать сложно, поскольку за последний год они выросли по наиболее актуальным направлениям более чем на 500% — и это по-прежнему не предел.
Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Сильнее всего выросли ставки на перевозку из Юго-Восточной Азии. По нашим прогнозам, влияние этого роста на fashion-сегмент и конечную цену продолжится и в будущем. Стоимость одних товаров значительно возрастет, другие будет просто невыгодно транспортировать.
Тарифы на перевозку
В течение следующего года, по нашему мнению, сохранится тренд перехода на железнодорожные и автоперевозки взамен морских. Это может привести к изменению мировых торговых маршрутов и привычных цепочек поставок. Тем не менее данные процессы почти не затронут люксовые товары, привозимые из Европы.
Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: Мы ожидаем роста цен на автоперевозки с конца октября. К концу декабря динамика их увеличения продолжится по всем направлениям перевозок из Западной Европы. При благоприятном сценарии мы увидим традиционные +10% от среднегодовых цен в октябре—ноябре и вплоть до +50% к концу декабря на срочные доставки в режиме аукциона за свободные машины.
Как эти изменения отразятся на рынке fashion?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: Товары на полке в сегменте fashion будут дорожать. Мы не исключаем, что часть офлайн-ритейлеров глубже уйдет в ecommerce, оптимизируя таким образом расходы на аренду и персонал.
Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Значительных изменений схем поставок fashion-продукции из Европы в Россию мы пока не видим, зато заказов стало больше. Основные перемены произошли на направлении Китай — Россия, затронув стоимость перевозок товаров модного сегмента и спрос со стороны грузовладельцев.
В 2021 году компании старались выбирать альтернативные пути доставки своих товаров, поэтому мы в Gebrüder Weiss выстроили новую схему транспортировки
По нашим наблюдениям, также стало больше отправок сборных грузов при сокращении объемов партий. Нестабильная ситуация с авиасообщением вынудила производителей продукции верхней ценовой категории переключиться на автоперевозки, включая сервисы доставки сборных грузов.
Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: На отправки люксовой продукции рост цен на либо не отразится вовсе, либо скажется незначительно. Мы наблюдаем традиционный всплеск объемов перевозок fashion-продукции в летний период и в начале осени, что связано с завозом осенне-зимних коллекций. Ближе к концу осени доля этой группы товаров значительно сокращается в общем объеме транспортировок. Большее давление на стоимость логистики fashion-продукции для конечного покупателя может оказать обязательная маркировка изделий легкой промышленности, введенная еще в начале года.