О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

И это по-прежнему не предел...

Логисты — о причинах и последствиях роста цен на грузоперевозки
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

За последний год тарифы на международные грузоперевозки по наиболее актуальным направлениям выросли, по оценкам участников рынка, в 3-5 раз. Насколько увеличатся цены в ближайшее время и как это отразится на fashion-рынке? Отвечают представители логистических компаний.

Что сейчас происходит со ставками на международные грузоперевозки, в частности, из стран Европы, Юго-Восточной Азии, СНГ?

Руслан Хайндрава.jpg

Руслан Хайндрава

Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: Для осеннего периода характерен рост цен на автоперевозки. Исключение составляют сборные доставки с традиционно меньшей волатильностью по году. Стоимость увеличивается из-за выработки перевозчиками дозволительных документов к концу года и повышенного спроса на импорт товаров в преддверии новогодних праздников.

Felix.jpg

Феликс Херсонский

Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics: Основным ценовым потрясением в 2021 году стало подорожание морских перевозок. Этому способствовала третья волна пандемии в Азии, Америке и Европе, а также возросший спрос на транспортировки, так как некоторые страны даже в условиях распространения коронавирусной инфекции стали постепенно оживлять экономику и бизнес поспешил наверстывать упущенные доходы.

Стоимость перевозок достигла рекордных показателей в 17–20 тысяч долларов США за контейнер. Ситуация осложнилась и блокировкой Суэцкого канала в марте текущего года, когда была парализована одна из главных транспортных артерий.

В последнее время положение с тарифами на перевозку более-менее стабилизировалось, хотя по-прежнему остается не самым благоприятным, а основные сложности, на мой взгляд, еще впереди. В портах наподобие тех, что расположены на западном побережье США, скопилась пробка из 70 судов, каждый из которых перевозит товары народного потребления в среднем на 1 миллиард долларов США. По прогнозам, затор продлится вплоть до конца 2021 года. И это только на примере одного из всех мировых портов.

Огромную роль в росте цен на морские и железнодорожные перевозки сыграл дефицит поставок пустых контейнеров и существенное сокращение Китаем субсидирования перевозок из КНР в Европу. Все это привело к скачку цен в 3–5 раз, то есть с 3–4 тысяч долларов США до 16–20 тысяч долларов США. В сообщении между Европой и СНГ всплесков нет, сейчас там наблюдаются в основном плановые автомобильные перевозки. Все, что можно наблюдать — это заторы на границах из-за очередей или ремонтных работ на некоторых пропускных пунктах. Но это приводит лишь к временному увеличению сроков поставок товаров.

slavina.jpg

Валерия Славина

Валерия Славина, руководитель группы ведения клиентов FM Logistic в России: По состоянию на конец сентября 2021 года мы видим проблемы с прохождением границ Таможенного союза для грузов, импортируемых из Европы в Россию. Образовались очереди в обе стороны, сроки доставки из Центральной Европы до Москвы увеличиваются на один-два дня. Это влечет за собой дефицит транспорта и повышение тарифов. Уже сейчас рост ставок доходит до 10% на отгрузки из Центральной Европы.

Наряду с этим, к концу года мы традиционно сталкиваемся с дефицитом разрешительных документов у перевозчиков при импорте европейских товаров. То есть можно сказать, что ситуация привычная ― у крупных транспортных подрядчиков заканчиваются дозволительные документы для выезда из Польши, при том что они самые необходимые при доставке грузов из Европы, а также наблюдается дефицит пропусков из Чехии.

Что касается контейнерных перевозок из Азии, то здесь ставки продолжают расти на всех направлениях, как по причине начала «высокого» сезона, так и из-за дефицита контейнеров, а также мест на судах и в поездах.

Каковы главные причины роста тарифов?

Иван Головко.jpg
Иван Головко

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: В сегменте морских перевозок это в первую очередь системные сбои в цепочках поставок из-за пандемии и связанных с ней последствий и ограничений. Оказалось, что восстановить прежний уровень перевозок в мировой экономике с минимальными складскими запасами на производствах, just-in-time-доставкой товаров и стабильными морскими линиями очень непросто.

В связи с непредсказуемостью морских транспортировок грузоотправители сместили спрос на перевозки из Юго-Восточной Азии на авиационный и автомобильный транспорт. Соответственно, и там начались перебои, связанные с нехваткой мощностей, недостаточной развитостью инфраструктуры, например, на автомобильных погранпереходах с Китаем, а также с продолжающимися периодическими COVID-ограничениями.

Ситуацию на рынке автомобильных перевозок в Европе осложняет дефицит водительского состава. Многие из старшего поколения отправляются на пенсию, а молодежь не приходит: профессия перестала быть престижной. В России ситуация немного лучше из-за притока кадров из регионов и стран СНГ, однако этот ресурс временный. Еще одна сложность — нехватка новых грузовиков из-за перебоев с поставками комплектующих из Юго-Восточной Азии.

Стоит отметить, что значительно возрос сырьевой и полуфабрикатный экспорт из России автомобильным транспортом из-за подорожания таких сырьевых товаров как доска, металл и полуфабрикаты из них. Это также взвинтило цены на данные перевозки, и, что не менее важно, оттянуло на себя часть емкостей рынка. В результате ставки увеличились как в импортных, так и экспортных транспортировках. И этот рост продолжится: нефть пробила отметку в 80 долларов США за баррель, что наверняка скажется на стоимости топлива.

Н.Гладун1.jpg

Николай Гладун

Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Небывалый рост ставок начался в прошлом году и продолжился в текущем. На увеличение цен повлияли и события начала 2021 года: блокировка Суэцкого канала, поочередное закрытие терминалов в Китае, неравномерное оживление мировой торговли.

Как изменятся тарифы на перевозки и логистические схемы в дальнейшем?

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: Сейчас сложно предсказать потолок цен. Мы отмечаем повышение тарифов на перевозки на направлении из Юго-Восточной Азии. Ожидаем, что в дальнейшем ставки будут расти на маршрутах из Европы и стран СНГ.

Валерия Славина, руководитель группы ведения клиентов FM Logistic в России: Максимально возможные уровни тарифов контейнерных перевозок прогнозировать сложно, поскольку за последний год они выросли по наиболее актуальным направлениям более чем на 500% — и это по-прежнему не предел.

Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Сильнее всего выросли ставки на перевозку из Юго-Восточной Азии. По нашим прогнозам, влияние этого роста на fashion-сегмент и конечную цену продолжится и в будущем. Стоимость одних товаров значительно возрастет, другие будет просто невыгодно транспортировать.

Тарифы на перевозку fashion-изделий автотранспортом из Европы изменились не столь существенно и вероятность того, что они как-то повлияют на стоимость продукции для конечного потребителя, мала.

В течение следующего года, по нашему мнению, сохранится тренд перехода на железнодорожные и автоперевозки взамен морских. Это может привести к изменению мировых торговых маршрутов и привычных цепочек поставок. Тем не менее данные процессы почти не затронут люксовые товары, привозимые из Европы.

Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: Мы ожидаем роста цен на автоперевозки с конца октября. К концу декабря динамика их увеличения продолжится по всем направлениям перевозок из Западной Европы. При благоприятном сценарии мы увидим традиционные +10% от среднегодовых цен в октябре—ноябре и вплоть до +50% к концу декабря на срочные доставки в режиме аукциона за свободные машины.

Как эти изменения отразятся на рынке fashion?

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России: Товары на полке в сегменте fashion будут дорожать. Мы не исключаем, что часть офлайн-ритейлеров глубже уйдет в ecommerce, оптимизируя таким образом расходы на аренду и персонал.

Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss: Значительных изменений схем поставок fashion-продукции из Европы в Россию мы пока не видим, зато заказов стало больше. Основные перемены произошли на направлении Китай — Россия, затронув стоимость перевозок товаров модного сегмента и спрос со стороны грузовладельцев.

В 2021 году компании старались выбирать альтернативные пути доставки своих товаров, поэтому мы в Gebrüder Weiss выстроили новую схему транспортировки fashion-продукции из Китая в Россию, заменив привычную прямую авиадоставку до Москвы. Теперь груз самолетом отправляется на наш склад консолидации в Австрии, проходит маркировку и уже после этого автотранспортом следует до конечного получателя в России.

Fashion-сегмент всегда входил в число наиболее проблемных в розничной торговле. Связано это с перенасыщенностью рынка и большим количеством предложений. В период локдауна таких товаров перевозили меньше, хотя каких-то существенных ограничений для грузовых автоперевозок не было. Понемногу отрасль начала восстанавливаться во второй половине прошлого года, а за семь месяцев текущего года объем перевозок fashion-продукции превысил показатель за аналогичный период 2020 года.

По нашим наблюдениям, также стало больше отправок сборных грузов при сокращении объемов партий. Нестабильная ситуация с авиасообщением вынудила производителей продукции верхней ценовой категории переключиться на автоперевозки, включая сервисы доставки сборных грузов.

Руслан Хайндрава, руководитель отдела перевозок сборных грузов логистической компании «ДАКСЕР»: На отправки люксовой продукции рост цен на либо не отразится вовсе, либо скажется незначительно. Мы наблюдаем традиционный всплеск объемов перевозок fashion-продукции в летний период и в начале осени, что связано с завозом осенне-зимних коллекций. Ближе к концу осени доля этой группы товаров значительно сокращается в общем объеме транспортировок. Большее давление на стоимость логистики fashion-продукции для конечного покупателя может оказать обязательная маркировка изделий легкой промышленности, введенная еще в начале года.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram, YouTube и Facebook, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний