FASHION TECH DAY: как сохранить бизнес и расти на падающем рынке
Пандемия, нанесшая сильный урон рознице, больней всего ударила по fashion-сегменту — падение продаж доходило до 90%. Выручка мировой индустрии моды по итогам года сократится в лучшем случае на 30%, а ее восстановление произойдет не ранее 2022 года. Как сохранить бизнес и расти на падающем рынке, какие технологические решения могут обеспечить рост бизнеса, как запустить продажи на маркетплейсах — эти и многие другие вопросы обсудят лидеры отрасли 8-9 июля на online-конференции
Российский
«Потребители продолжают „спускаться вниз по шкале доступности“, переходить из среднего сегмента в массовый, из массового — в категорию дискаунтеров и подержанных вещей», — говорит партнер Deloitte Егор Метелкин о поведении россиян в 2019 году.
Тем не менее в 2019 году ситуация на
Но пандемия, объявленный режим «самоизоляции», закрытие магазинов, обвал рубля привели к резкому снижению числа покупателей в первой половине 2020 года. Посещаемость одежных магазинов на «предпраздничных» неделях (перед 23 февраля и 8 марта) упала на 20%, а товарооборот — на 30% относительно прошлого года. Shopping Index в ТРК на 16 неделе (с 13 по 19 апреля) опустился на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Москве. В Петербурге этот показатель составил 77,7%, подсчитали в компании Watcom.
Падение fashion-продаж в онлайне
Существенным каналом продаж для сегмента одежды и обуви становятся российские маркетплейсы. «Главный драйвер роста рынка — это онлайн. Посмотрите, какой рывок сделали маркетплейсы. Они позволили производителям выйти напрямую к покупателю. Дальнейшее развитие маркетплейсов приведет к стиранию дилерской прослойки, спросу на качественный контент и, увы, к ужесточению ценовых войн. Гонка за скидками, в которую мы все оказались втянуты, ударяет рикошетом по рынку, не давая развиваться ни производителям, ни ритейлу. Тяжелее всего приходится несетевым
Однако даже онлайн — не панацея: в период режима самоизоляции этот канал не смог компенсировать падение выручки. «К сожалению, даже в онлайне идет падение в
Экономия на одежде
По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», продажи одежды в России (в денежном выражении) упали в апреле на 90% от февральского уровня, в Москве — на 76%.
По данным международной исследовательской компании YES Group, которая провела опрос в мае среди 600 россиян, 23% респондентов отказались от покупки одежды и обуви, 32% — от бытовой техники. При этом около 59% потребителей урезали расходы даже на товары первой необходимости примерно на четверть, и только 27% сохранили объем трат на прежнем уровне, а 14% — увеличили расходы на данные категории товаров.
Рост безработицы, сокращение доходов и, как следствие, жесткая экономия потребителей привели к тому, что оборот розничной торговли в России в апреле обвалился на 23,4%, до 2,1 трлн рублей, сообщил Росстат.
По прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), уровень безработицы в России может вырасти с докризисных 4,6% в два или даже три раза в зависимости от масштаба кризиса, но уже к концу 2020 года ситуация начнет улучшаться.
Игроки рынка одежды, обуви и аксессуаров более пессимистичны и считают, что рынок восстановится не ранее, чем через
Уход игроков
Участники рынка одежды, обуви и аксессуаров прогнозируют уход с рынка части компаний, а также сокращение магазинов в крупных сетях. Анна
По предварительным оценкам FCG, после снятия ограничительных мер в Москве могут закрыться от 35% магазинов одежды, обуви и аксессуаров.
Трансформация fashion
Очевидно, что розница должна трансформироваться,
Согласно исследованию SearchNode, 21% европейских
В России наблюдается такой же тренд. Отечественные продавцы одежды в условиях меняющегося рынка создают собственные маркетплейсы. О своих планах объявили BNS Group (развивает магазины под брендами Calvin Klein, Michael Kors, Karl Lagerfeld и пр.) и «Трейд менеджмент» (бренды Lady & gentleman City, Armani Exchange), компания Boardriders (сети Quiksilver, DC Shoes), группа компаний «Обувь России», «Детский мир»,
В исследовании Global Fashion Index 2020 отмечается, что стратегия на «уход в онлайн» будет важна еще долго после кризиса, однако для большинства игроков рынка одежды и обуви она может оказаться невыгодной. Поскольку цифровые каналы могут быть менее прибыльными, чем физическая розница, ритейлеры должны прийти для себя к сбалансированной модели, которая отдает приоритет росту
«Этот кризис сильно повлияет на ритейл. И, чтобы адаптироваться к новому миру, придется тестировать множество новых форматов. Для всех теперь стало очевидно, что переход в диджитал уже не опция, а обязательное условие для выживания», говорит руководитель отдела коммуникаций «Декатлон» Полина Деланоэ.
По словам директора по маркетингу маркетплейса goods.ru Андрея Осокина, рынок розничной торговли ждет большая трансформация, так как значимость онлайна существенно выросла. «Покупатели, конечно, вернутся в розничные сети, но не в 100% случаев. Да, мы изменились, но пока недостаточно сильно, чтобы отказаться от офлайна полностью. Однако тренд трансформации ритейла четко обозначился», — говорит Андрей Осокин.
Как происходит трансформация российского
Аналитику, интервью с экспертами о новых