Через тернии к коду
С 1 января 2021 года запрещен оборот немаркированных товаров ряда категорий одежды и текстильных изделий. Генеральный директор российской марки женской одежды Lesel Дарья Язвицкая рассказала о том, с какими сложностями столкнулась компания в деле маркировки и как их преодолела.
Ручной труд
С чего и когда начался процесс?
Мы начали готовиться к маркировке еще в 2019 году. Информация курсировала, обувщики это уже прошли, поэтому мы понимали, что постепенно нужно внедрять в систему необходимое оборудование и вообще вплотную заняться этим вопросом. Сейчас, оглядываясь на проделанную работу, мы понимаем, что конструктивная информация стала поступать примерно за полгода до дня «X», а практические действия, то есть настройку принтеров, разработку макетов
Как вы оцениваете нововведение в функционале, связанное с маркировкой, когда уже добрая половина технической работы проделана?
После того, как мы установили программное обеспечение, работа стала удобной. Можно сказать, что мы преодолели этот непростой путь своими силами и теперь можем спокойно выдохнуть. Но это связано с тем, что работа была командной и сплоченной. А вот как все это пережили, например, локальные бутики? Как они решили проблему с автоматизацией? С кем консультировались? Ведь каждое непонимание вопроса — это в результате финансовое вложение в консультацию.
То есть ваша компания не нанимала в штат специального сотрудника? Вы сами погрузились в техническую часть?
Да, мы сделали это командой, изучая все видеоуроки на сайте «Честного ЗНАКа» и сталкиваясь с проблемами, так как не всегда и не все было понятно. Сама по себе регистрация это самый простой этап: электронная подпись, ввод информации о фирме… Разобрались мы и с маркировкой остатков. А вот как быть с новой продукцией? Это уже отдельная история, здесь все сложнее, описание должно быть детальным: цвет, размер
Были еще сложности с размером этикетки. Они выгрузились настолько большими, что пришлось делать отдельную этикетку, специально под маркировку. Но решили проблему с форматом, узнали, как уменьшить. Так что в принципе все процессы посильны, если фирма большая и есть люди, которые хотят и могут разобраться.
Я считаю, сама по себе идея маркировки хорошая, ведь покупатель отныне будет осведомлен: что за товар у него в руках и кто на самом деле его произвел.
Наталья Тарута, сооснователь локальной марки верхней одежды ONI spb, поделилась своим опытом маркировки товарных остатков.
Мы начали маркировку остатков продукции в «Честном ЗНАКе» в конце прошлого года. Этим занималась я лично, и, честно говоря, возникли трудности, с которыми пришлось разбираться.
Вторая проблема, с которой сталкиваешься, это работа с файлом: есть три возможных формата, которые можно скачать всего в течение двух дней. Нам как небольшой компании, с небольшим количеством изделий невыгодно и дорого обращаться к сторонним подрядчикам для печати кодов — мы делаем это самостоятельно, и хотелось бы
Часть нашей продукции была отгружена на маркетплейсы в прошлом году не промаркированной. И теперь необходимо отправить коды на товар. Чтобы их скопировать, пришлось делать много манипуляций, в том числе трижды звонить операторам «Честного ЗНАКа». Операторы, надо отдать должное, работают отлично и все объясняют.
Порядок действий
Мы предложили участникам рынка задать наиболее волнующие вопросы о маркировке и передали их в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) / «Честный ЗНАК». Представитель оператора национальной системы маркировки Екатерина Карпенко ответила на некоторые из них.
Наверное, самый важный вопрос за весь период работы над маркировкой — это нехватка времени. Почему выделен такой небольшой период на эту процедуру, к чему спешка?
Постановление правительства о правилах маркировки товаров легкой промышленности № 1956 было принято 31 декабря 2019 года. На сайте честныйзнак.рф есть обучающие ролики,
Где можно найти информацию об ассортименте, который подпадает под маркировку? Список, предоставленный на официальном сайте „Честного ЗНАКа“, недостаточно полный для реального ассортимента в магазинах. К примеру, указано, что не маркируются изделия „с кулиской, отрезные по линии талии“. Значит ли это, что изделия отрезные с кулиской по линии выше или ниже талии маркируются?
По вопросам определения принадлежности товаров к перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке, один общий ответ. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вместе с наименованиями приведен в Распоряжении Правительства РФ от
Порядок действий. Берем кардиган (изделие с кулиской по талии, выше или ниже талии) => прикидываем, может ли он попасть в список маркируемых => смотрим сертификат/декларацию на него => сверяем указанный в сертификате/декларации код ОКПД 2 или код ТН ВЭД со списком => если код кардигана не указан в списке в распоряжении правительства
Под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи (код ОКПД 2 —
Кто должен подавать заказ на коды DataMatrix при условии производства в РФ — производитель одежды или заказчик услуги производства?
Ответ на вопрос зависит от особенностей договорных отношений между организациями, участвующими в производстве по контракту: заказывает коды маркировки и подает сведения о вводе в оборот тот, кто является первым собственником произведенного товара.
Как увязать штрих-код и код DataMatrix в единый Excel-файл , если штрих-код формируется заказчиком, а DataMatrix формируется исполнителем заказа?
Для того, чтобы заказать коды маркировки, необходимо предварительно зарегистрировать (описать) товары в информационной системе мониторинга за оборотом товаров («Честный ЗНАК»). Регистрирует товары та же организация, что и заказывает коды маркировки.
Для работы с маркировкой участникам оборота потребуется