О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Через тернии к коду

Маркировка одежды: вопросы и ответы
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

С 1 января 2021 года запрещен оборот немаркированных товаров ряда категорий одежды и текстильных изделий. Генеральный директор российской марки женской одежды Lesel Дарья Язвицкая рассказала о том, с какими сложностями столкнулась компания в деле маркировки и как их преодолела.

Ручной труд

С чего и когда начался процесс?

Мы начали готовиться к маркировке еще в 2019 году. Информация курсировала, обувщики это уже прошли, поэтому мы понимали, что постепенно нужно внедрять в систему необходимое оборудование и вообще вплотную заняться этим вопросом. Сейчас, оглядываясь на проделанную работу, мы понимаем, что конструктивная информация стала поступать примерно за полгода до дня «X», а практические действия, то есть настройку принтеров, разработку макетов и т. д., мы начали предпринимать за два месяца.

Как вы оцениваете нововведение в функционале, связанное с маркировкой, когда уже добрая половина технической работы проделана?

После того, как мы установили программное обеспечение, работа стала удобной. Можно сказать, что мы преодолели этот непростой путь своими силами и теперь можем спокойно выдохнуть. Но это связано с тем, что работа была командной и сплоченной. А вот как все это пережили, например, локальные бутики? Как они решили проблему с автоматизацией? С кем консультировались? Ведь каждое непонимание вопроса — это в результате финансовое вложение в консультацию. Кто-то может сам поставить программу, а кому-то придется просить об этом более компетентных.

То есть ваша компания не нанимала в штат специального сотрудника? Вы сами погрузились в техническую часть?

Да, мы сделали это командой, изучая все видеоуроки на сайте «Честного ЗНАКа» и сталкиваясь с проблемами, так как не всегда и не все было понятно. Сама по себе регистрация это самый простой этап: электронная подпись, ввод информации о фирме… Разобрались мы и с маркировкой остатков. А вот как быть с новой продукцией? Это уже отдельная история, здесь все сложнее, описание должно быть детальным: цвет, размер и т. д. А главное — все это ручной труд! В системе нет функции автоматической выгрузки информации о продукте, все данные вписываешь сам в таблицу Excel по каждой единице! Получается двойная работа: сначала делаешь это в системе «1С», а потом повторяешь то же самое в системе GS1, так как там свои параметры.

Были еще сложности с размером этикетки. Они выгрузились настолько большими, что пришлось делать отдельную этикетку, специально под маркировку. Но решили проблему с форматом, узнали, как уменьшить. Так что в принципе все процессы посильны, если фирма большая и есть люди, которые хотят и могут разобраться.

Я считаю, сама по себе идея маркировки хорошая, ведь покупатель отныне будет осведомлен: что за товар у него в руках и кто на самом деле его произвел.

Наталья Тарута, сооснователь локальной марки верхней одежды ONI spb, поделилась своим опытом маркировки товарных остатков.

Мы начали маркировку остатков продукции в «Честном ЗНАКе» в конце прошлого года. Этим занималась я лично, и, честно говоря, возникли трудности, с которыми пришлось разбираться.

Во-первых, в «Честном ЗНАКе» весьма неудобный интерфейс и обучающие статьи том, как сделать, с чего начать, в которых очень много текста и ничего непонятно. Хорошо бы больше визуала. Необходимую мне информацию я, в результате, нашла на одном стороннем источнике, где четко расписали алгоритм с «картинками». Хотелось бы подобное увидеть на сайте «Честного ЗНАКа».

Вторая проблема, с которой сталкиваешься, это работа с файлом: есть три возможных формата, которые можно скачать всего в течение двух дней. Нам как небольшой компании, с небольшим количеством изделий невыгодно и дорого обращаться к сторонним подрядчикам для печати кодов — мы делаем это самостоятельно, и хотелось бы как-то упростить файлы для таких, как мы.

Часть нашей продукции была отгружена на маркетплейсы в прошлом году не промаркированной. И теперь необходимо отправить коды на товар. Чтобы их скопировать, пришлось делать много манипуляций, в том числе трижды звонить операторам «Честного ЗНАКа». Операторы, надо отдать должное, работают отлично и все объясняют.

Порядок действий

Мы предложили участникам рынка задать наиболее волнующие вопросы о маркировке и передали их в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) / «Честный ЗНАК». Представитель оператора национальной системы маркировки Екатерина Карпенко ответила на некоторые из них.

Наверное, самый важный вопрос за весь период работы над маркировкой — это нехватка времени. Почему выделен такой небольшой период на эту процедуру, к чему спешка?

Постановление правительства о правилах маркировки товаров легкой промышленности № 1956 было принято 31 декабря 2019 года. На сайте честныйзнак.рф есть обучающие ролики, инструкции с пошаговыми действиями .

Где можно найти информацию об ассортименте, который подпадает под маркировку? Список, предоставленный на официальном сайте „Честного ЗНАКа“, недостаточно полный для реального ассортимента в магазинах. К примеру, указано, что не маркируются изделия „с кулиской, отрезные по линии талии“. Значит ли это, что изделия отрезные с кулиской по линии выше или ниже талии маркируются?

По вопросам определения принадлежности товаров к перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке, один общий ответ. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вместе с наименованиями приведен в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018792-р. Отнесение товаров легкой промышленности к тому или иному виду продукции (их идентификация) осуществляется на стадии ее подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (п.2 ст.11 ТР ТС 017/2011). При этом формы подтверждения соответствия установлены ст.20 Федерального закона 27.12.2002 184-ФЗ «О техническом регулировании». Если коротко — смотрите сертификаты/декларации соответствия на товар.

Порядок действий. Берем кардиган (изделие с кулиской по талии, выше или ниже талии) => прикидываем, может ли он попасть в список маркируемых => смотрим сертификат/декларацию на него => сверяем указанный в сертификате/декларации код ОКПД 2 или код ТН ВЭД со списком => если код кардигана не указан в списке в распоряжении правительства 792-р, то откладываем.

Под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи (код ОКПД 2 — 14.11.10, код ТН ВЭД — 4203 10 000); блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек (код ОКПД 2 — 14.14.13, код ТН ВЭД — 6106); пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков (код ОКПД 2 — 14.13.21, код ТН ВЭД -6201); пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек (код ОКПД 2 — 14.13.31, код ТН ВЭД 6202); белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (коды ОКПД 2 — 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14, код ТН ВЭД — 6302).

Кто должен подавать заказ на коды DataMatrix при условии производства в РФ — производитель одежды или заказчик услуги производства?

Ответ на вопрос зависит от особенностей договорных отношений между организациями, участвующими в производстве по контракту: заказывает коды маркировки и подает сведения о вводе в оборот тот, кто является первым собственником произведенного товара.

Как увязать штрих-код и код DataMatrix в единый Excel-файл, если штрих-код формируется заказчиком, а DataMatrix формируется исполнителем заказа?

Для того, чтобы заказать коды маркировки, необходимо предварительно зарегистрировать (описать) товары в информационной системе мониторинга за оборотом товаров («Честный ЗНАК»). Регистрирует товары та же организация, что и заказывает коды маркировки.

                         Для работы с маркировкой участникам оборота потребуется

mark1.jpg


Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний