О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Право

Долю иностранцев в маркетплейсах могут ограничить до 49%

Мера позволит сохранить контроль над быстрорастущими игроками онлайн-продаж у национальных акционеров
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

В новой редакции проекта соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предлагается предоставить участникам союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия) возможность предъявлять специальные требования или вводить ограничения на работу интернет-площадок с долей иностранцев в капитале более 49% или более 1/3 — в руководящем органе, сообщил РБК. Требование не будет распространяться на капитал и граждан государств – членов союза.

10 января Минэкономразвития направило документ в другие профильные ведомства и участникам рынка, при этом в ведомстве отметили, что предложенные нормы еще обсуждаются с участниками рынка и экспертами, «их еще предстоит внимательно изучить».

По мнению одного из аналитиков, пункт о возможном ограничении иностранцев в маркетплейсах выглядит «нацеленным на перспективу», чтобы обеспечить сохранение контроля над крупнейшими мультикатегорийными маркетплейсами за национальными акционерами, так как это крупнейшие и наиболее быстрорастущие игроки на рынке онлайн-продаж.

Глава отечественной Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что компании, состоящие в ней, полностью российские и на них эти ограничения распространяться не будут. Он предположил, что данный пункт соглашения направлен на «приземление» зарубежных компаний на пространстве ЕАЭС, то есть создание филиалов или представительств на его территории.

Единственный маркетплейс в России с иностранным участием — «AliExpress Россия» — уже находится под контролем российских акционеров и менеджмента, поэтому не попадет под эти критерии.

По оценке INFOLine, которую приводит издание, за девять месяцев 2022 года мультикатегорийные маркетплейсы упрочили лидирующие позиции на рынке России: их доля выросла на 9,3 п.п., до 47,3%. Крупнейшими игроками на рынке электронной коммерции были Wildberries (товарооборот в России без учета услуг — 883,8 млрд руб.); Ozon (536,2 млрд руб.) и онлайн-бизнес группы «Яндекса» («Яндекс Маркет», «Яндекс Лавка», «Яндекс Еда» и Delivery Club с товарооборотом 194,6 млрд руб.).

Новое соглашение должно ввести унифицированные правила электронной торговли среди стран ЕАЭС. В тексте проекта документа также предлагается:
  • создать единый реестр электронных торговых площадок. Если юрлицо или индивидуальный предприниматель не включен в этот реестр и нарушит требования, предъявляемые к электронной торговле, его сайт может быть заблокирован;
  • создать единый перечень запрещенных или ограниченных к продаже товаров;
  • установить единые требования к форме и порядку оплаты товара, включая возможность использования национальных платежных систем и расчетов в национальных валютах государств-членов. Члены ЕАЭС смогут в том числе устанавливать максимальное значение размера платы, которую финансовые организации и операторы платежных систем могут взимать при оплате товара электронными деньгами;
  • сделать свободный доступ к единому перечню открытых данных «во взаимной торговле» (каких именно — не уточняется);
  • разрешить применение электронных документов в рамках трансграничного взаимодействия и др.

Соглашение не будет распространяться на госзакупки, биржевую торговлю и услуги электросвязи, уточняется в документе.

Разосланный Минэкономразвития документ должны согласовать внутри России, а затем направить на обсуждение в ЕЭК, где его должны будут подписать все страны-участницы.

Ранее стало известно, что в Европе также принимаются шаги по урегулированию работы на рынке иностранных маркетплейсов. Так, гиганта онлайн-торговли Amazon обязали строго исполнять конкурентные правила и, в частности, обеспечивать равные условия для всех продавцов на своей платформе и исключить дискриминирующие практики при показе товаров

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний