Вызовы для рынка торговой недвижимости изменились
Консалтинговая компания IPG.Estate улучшила прогноз по объему свободных торговых площадей на конец 2022 года и начало 2023 года до 20-22% вместо ожидаемых 30-40%.
В частности, Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга компании, отметил, что в период, когда иностранные бренды массово заявляли о своем уходе с российского рынка, прогнозы были более негативными. До конца текущего года специалисты IPG.Estate ожидали рост предложения в сегменте торговой недвижимости до 30–40%. Однако дальнейшая ситуация на рынке позволила скорректировать первоначальные оценки до 20–22% от общего объема рынка. Эта цифра, по данным компании, будет достигнута не ранее конца первого квартала 2023 года.
С марта 2022 года объем экспозиции так и не дошел до «шокирующего» уровня. Как считают в IPG.Estate, операторы не торопились расторгать договоры аренды, взвесив риски и размеры штрафных санкций. К середине лета некоторые российские
Также ряд международных операторов передал часть российского бизнеса местным инвесторам или командам менеджмента, что позволило сохранить арендуемые площади под новыми вывесками. И несмотря на то, что уровень доступных торговых площадок вырос, IPG.Estate наблюдает предпосылки для снижения арендных ставок.
Тем не менее текущие структурные изменения российской экономики могут привести к гораздо более серьезным последствиям для сегмента ТЦ. Главным негативным фактором становится снижение потребительского спроса, считают в компании. На сегодняшние реалии торгового сегмента, по мнению аналитиков, наибольшее негативное влияние окажут продолжающийся разрыв между растущей инфляцией и реально располагаемыми доходами населения, ипотечный бум 2021 года и релокация платежеспособного населения в течение 2022 года. В IPG.Estate констатируют переход все большего числа граждан к накопительной модели финансового поведения, что в обозримом будущем начнет отрицательно сказываться на стратегических планах торговых операторов.
Также компания спрогнозировала, что бренды, продолжающие работать в России, будут пересматривать свое географическое присутствие и перейдут к экономике масштаба, закрыв