О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Digital

Шаг в будущее

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Самошнурующиеся кроссовки Марти Макфлая из фильма «Назад в будущее-2» перестали быть пределом мечтаний продвинутых потребителей. Обувной рынок принял вызов и уже готов предложить модели с высокотехнологичной «начинкой».

Рынок «умной» обуви насчитывает уже более трех десятков лет. Еще в 1984 году компания adidas представила революционную модель кроссовок Micropacer, перевернувшую представление о возможностях обуви. В язычок левого ботинка был встроен микропроцессор с шагомером и секундомером, который мог вычислять скорость, расстояние и даже потраченные калории, – данные выводились на маленький жидкокристаллический экран. 

shoes-2-2.jpgМодель значительно опередила свое время – тогда она не стала хитом продаж из-за высокой цены и необычного футуристического дизайна. Но в XXI веке общество наконец созрело для высоких технологий. В нулевых легендарная модель Micropacer пережила реинкарнацию, была выпущена в нескольких вариантах, в том числе в коллаборации со Star Wars. Спустя 30 лет по пути, проторенному adidas, идут как мировые лидеры обувной промышленности, так и стартапы.

О, спорт!

Наибольшее развитие носимые технологии получили в сегменте спортивных товаров. По прогнозам Hexa Research, рынок смарт-вещей для спорта ежегодно будет расти в среднем на 30% в период с 2016 по 2024 год. Пальму первенства в этой сфере держат фитнес-трекеры, на которые в 2015-м пришлось более половины поставок всех носимых гаджетов. По оценке CCS Insight, совокупный объем wearable-рынка увеличится к 2019 году до 245 млн единиц (с 84 млн в 2015-м), при этом лидерство за собой сохранят именно фитнес-трекеры. Аналогичная ситуация наблюдается и в категории смарт-обуви: топовые позиции здесь занимают спортивные гиганты – Nike, adidas, Under Armour, выпускающие «обувные» аналоги фитнес-трекеров и другие «умные» модели. Потомки Micropacer имеют свои особенности, но схожи в общих чертах: с помощью датчиков собирается та или иная информация о состоянии и физической активности пользователя и затем передается на смартфон или смарт-часы. 

«Обычно носимые устройства располагаются на запястьях, но самая ценная информация поступает от стоп», – утверждает Хьюнджин Чо, генеральный директор компании Salted Venture. Этот стартап, принадлежащий Samsung, выпустил узкоспециализированную линейку смарт-обуви Iofit для гольфистов. Встроенные в подошву датчики измеряют силу давления на разных участках стопы и передают полученную информацию в мобильное приложение. Это позволяет спортсменам соблюдать баланс и правильно распределять свой вес.

Область чувств

shoes-10.jpgПохожую технологию применяет компания Orpyx, разработавшая стельки для людей, страдающих периферической нейропатией – одним из возможных осложнений диабета. При этом заболевании развивается потеря чувствительности стоп и, как следствие, увеличивается давление на некоторые их участки. Это может привести к образованию язв и даже к ампутации конечностей. Стельки SurroSense Rx оснащены восемью датчиками, передающими информацию о распределении давления на стопы на дисплей специального браслета или на смартфон, предупреждая о вероятной угрозе. Благодаря этому пользователь может менять нагрузку на области стопы, избегая тем самым медицинских осложнений. Экономное потребление энергии позволяет стелькам работать на одной небольшой батарее более шести месяцев. Схожие разработки есть и у других компаний, например, у Walk With Path и HCi Viocare.

Попытки вывести носимые технологии из области развлечений и наделить их действительно полезными для клиентов функциями приводят к развитию сегмента медицинских, или так называемых mHealth, устройств. По данным исследования ABI Research, объем поставок на рынке медицинской смарт-обуви (обувь, стельки, носки) будет увеличиваться в среднем на 82% в год и вырастет с 300 тыс. единиц в 2016-м до 6 млн к 2021-му.

Одной из наиболее интересных разработок среди mHealth-устройств стали кроссовки Lechel, предназначенные для слепых людей. Первая в мире тактильная обувь разработана индийской компанией Ducere Technologies. Оснащенные GPS-технологией стельки указывают пользователю заданный путь с помощью вибрации. Они также имеют обычные для фитнес-трекеров функции вроде подсчета шагов и передают информацию на телефон через Bluetooth. Такая обувь может использоваться не только слепыми людьми – она пригодится, например, во время путешествий.

shoes-5-2.jpg

Предложение для комфорта

В ноябре 2016 года компания Nike начала продажу самозашнуровывающихся кроссовок модели HyperAdapt 1.0, воплотив мечты фанатов фильма «Назад в будущее 2» (1989). Затягивание шнурков происходит при нажатии пяткой на датчик в подошве, благодаря кабельной системе, выполненной из лески. Отрегулировать силу натяжения можно с помощью кнопок сбоку от язычка. Трехчасовой зарядки хватает на две недели работы; когда она заканчивается, на задниках обуви загораются светодиоды. Как рассказывают в Nike, компания ведет разработку новой модели, корректирующей силу шнуровки на ходу.

Ранее, в 2014-м, попытку выпустить самозашнуровывающиеся кроссовки уже предпринимал канадский стартап Powerlace, однако не смог собрать на Kickstarter необходимую для запуска производства сумму. Еще одной моделью «для ленивых» стали кроссовки Smartshoe 001 компании Digitsole. В отличие от аналога Nike они не только освобождают своего обладателя от необходимости шнуроваться (натяжение язычка регулируется кнопками), но также выполняют функции фитнес-трекера и даже автоматически обогреваются.

shoes-7-2.jpgSmartshoe – не единственная «умная» модель в арсенале Digitsole, специализирующейся на производстве смарт-обуви. На выставке потребительской электроники CES 2017 в Лас-Вегасе Digitsole анонсировала свою новую разработку – женские туфли с меняющим высоту телескопическим каблуком, управляемые, как и следовало ожидать, со смартфона. На выставке компания также представила женские туфли с греющей стелькой и другие унисекс-модели «теплой» серии, в том числе второе поколение Smartshoe.

Стельки со встроенным термостатом – ключевая разработка Digitsole. Они подходят как для повседневной носки, так и для работы на улице или для людей с нарушением кровообращения. Стельки выполнены из специально разработанного специалистами Digitsole материала Neotech и обладающего амортизирующими свойствами Ortholite. Желаемая температура обогрева – от 30 до 45 градусов – устанавливается с помощью мобильного приложения на смартфоне, к которому изделие подключается через Bluetooth. В зависимости от условий эксплуатации, заряда таких стелек хватает на 2–6 часов, перезарядить их можно через микро-USB кабель.

Аналогичную разработку в конце 2016 года представила российская компания «Эконика». «Идея выпустить экспериментальную модель обуви с подогревом родилась у одного из наших сотрудников в рамках внутреннего конкурса, – рассказывает директор по продукту сети «Эконика» Сергей Манышев. – Она прошла экспертную оценку, далее мы нашли партнера для этой разработки и внедрили ее. С момента возникновения идеи до появления готового продукта на полках наших салонов прошло порядка семи месяцев».

Как и в случае Digitsole, в «умных» стельках «Эконики» используется обладающий теплоизоляционными свойствами и хорошо отводящий влагу от ноги материал Ortholite, а нагревающийся слой выполнен из композитного углеволокна с высокой энергоэффективностью. Интеграцией чипа управления и аккумулятора занималось специализированное предприятие по изготовлению анатомических стелек. При этом была создана специальная конструкция пяточной чашки, которая обеспечила дополнительную амортизацию, а обувные колодки пришлось адаптировать под новую форму стелек. Российская греющая обувь, как и зарубежный аналог, управляется со смартфона и может работать в трех различных режимах. Одного полного заряда стелек хватает на 3–7 часов.

shoes-9.jpg«Основной сложностью, с которой мы столкнулись, стала разрешительная документация для ввоза продукции на территорию РФ, – продолжает Сергей Манышев. – Так как подобные изделия до нас еще никто не производил и не завозил в страну, пришлось готовить множество разрешительных документов для соответствия требованиям технического регламента ТС, давать уточнение, как работает данная технология, и т. д.»

Экспериментальная партия смарт-обуви представлена одной моделью, выполненной в базовом черном цвете. «Прежде чем принимать решение о расширении модельного ряда и продолжать работу с этой технологией, нам нужно дождаться результатов продаж и получить обратную связь от клиентов: как они восприняли эту инновацию, востребована ли она и каких возможных доработок требует, – поясняет Сергей Манышев. – Но мы планируем в том или ином виде развивать направление смарт-обуви, у нас уже есть масса идей».

Миссия выполнима

По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2017 году на долю российского рынка придется 2% мировых продаж носимых устройств, что соизмеримо с 1,7 млн гаджетов. Однако в основном это будут смарт-часы, фитнес-трекеры и очки виртуальной реальности. При этом представленный на локальном рынке ассортимент, как правило, слишком дорог для российских потребителей.

Тем не менее перспективы у отечественного рынка смарт-обуви есть. По словам Сергея Манышева, новая разработка «Эконики» вызвала большой интерес со стороны не только клиентов, но и коллег, конкурентов и поставщиков стелек. «Fashion-рынку сейчас очень нужны любые уникальные и инновационные разработки, – считает Сергей Манышев. – Европейские аналоги обходятся очень дорого, а мы смогли бы обеспечить вполне «бюджетную» реализацию данного проекта».

Пример выпуска «умной» экономобуви на мировом рынке уже существует. В 2015 году Xiaomi выпустил в партнерстве с Li-Ning бюджетный вариант кроссовок Smart Shoes, цена на которые стартует от $50, в зависимости от материала верха. Для сравнения, умные кроссовки от Under Armour обойдутся в $140–160. Встроенный в обувь фитнес-трекер высчитывает количество шагов, пройденное расстояние и затраченные калории – этих функций достаточно для среднестатистического потребителя, но все же меньше, чем может предложить тот же Under Armour, обувь которого умеет, например, определять мышечную усталость пользователя. 

shoes-12.jpg

Высокая цена – далеко не единственная проблема рынка «умной» обуви. Одним из слабых мест является безопасность данных: информацией о местонахождении человека могут воспользоваться, например, злоумышленники. Недостаточно изучено и воздействие гаджетов на здоровье. Серьезным препятствием для развития рынка становится отсутствие практической пользы: зачастую «умные» изделия не выходят за границы любопытного аксессуара и, как в случае с фитнес-трекерами, лишь дублируют функции смартфона. 

Перед разработчиками носимых устройств стоит пресловутый вопрос увеличения емкости аккумуляторов, так и не решенный флагманами рынка смартфонов. «Зарядка – это потенциальный убийца рынка, – говорит Ник Хан, основатель WiFore Consulting. – Лучшими носимыми устройствами станут те, которые не нуждаются в зарядке или требуют замены батарейки раз в год. Дизайнеры должны понимать это и спрашивать себя, как соотносятся значение продукта для пользователя и издержки на его зарядку». Впрочем, прецедент уже есть – запущенные в 2013 году на Kickstarter ботинки SolePower заряжаются от движения и не нуждаются в подключении к сети. Более того, они сами могут подзаряжать другие гаджеты: час ходьбы дает 30 минут работы телефона в режиме разговора. Новое поколение ботинок оснащено также стандартным для смарт-обуви набором датчиков. Тот факт, что экспериментальный проект уже поддержали армия США и Национальный научный фонд, подтверждает: будущее у рынка «умной» обуви есть.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний