Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Digital

Эффект присутствия

Как VR/AR-технологии стали частью fashion-индустрии
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Виртуальная реальность все активнее проникает во все сферы нашей жизни. И конечно, fashion-индустрия не остается в стороне от этого тренда. Но способны ли VR/AR-технологии приблизить потребителя к покупке?

Еще совсем недавно мир был заражен покемономанией: за вожделенным Pokémon Go гонялись во всех странах, а самых топовых зверушек можно было найти в премиальных бутиках известных fashion-брендов. Сегодня интерес к покемонам сошел на нет, но технология дополненной реальности (AR) убедительно продемонстрировала, пусть и малую, долю своих возможностей.

Недавнее исследование LEK Consulting показало, что 46% потребителей в той или иной форме уже опробовали VR-технологию (виртуальная реальность). Около 70–80% пользователей считают ее удобной для проектирования комнат, примерки одежды, кастомизации продуктов и виртуального шопинга с друзьями. По прогнозам Goldman Sachs, к 2025 году доходы от разработки связанного с VR/AR софта составят от 80 до 182 млрд долларов.

«VR может войти в число инструментов, которые розничные торговцы используют для взаимодействия с потребителями, повышения лояльности и близости, – считает Мария Стейнгольц, управляющий директор и партнер LEK. – Эта технология должна быть одним из векторов в omnichannel-стратегии».

vr-3.jpgЕще в 2010 году бренд Convers попытался использовать AR для привлечения покупателей, запустив мобильное приложение Sampler, где в режиме реального времени можно было «примерить» кеды. Владельцы iPhone видели, как обувь будет смотреться на ногах в реальности, и выбирали понравившуюся модель. Однако приложение так и не было доведено до ума. Сначала недоработанный продукт получал лишь негативные отзывы пользователей, а потом и вовсе исчез с просторов App Store.

Сегодня технология дополненной реальности переживает настоящий бум в мобильных приложениях, особенно в социальных сетях, таких как Snapchat и Instagram. Воспользоваться ситуацией решил онлайн-магазин люксовых товаров Yoox. Совместно с мобильным приложением Lumyer, насчитывающим более 16 млн пользователей, он создал набор фильтров для фотографий и видео с применением технологии дополненной реальности. С их помощью можно наложить на свои снимки и ролики различные аксессуары – сумки, солнцезащитные очки или украшения – и оценить, подойдут ли они к образу. Реальные прототипы понравившихся вещей приобретаются затем в магазине Yoox напрямую через приложение. И это вовсе не импульсивный порыв со стороны ритейлера следовать модным тенденциям – компания выделяет ключевую роль в своем развитии именно использованию мобильных приложений. В подтверждение этого Yoox запускает в Лондоне новый технологический центр площадью более 6500 м2, эксперты которого займутся персонализацией и улучшением покупательного процесса для клиентов.

Добавили AR в свой арсенал и модные издания. Так, журнал Elle объединился с HuffPost RYOT, чтобы «оживить» обложки ежегодного спецвыпуска Women in Hollywood. При наведении на них смартфона с включенным приложением ElleNow на месте обложек запускается видеоинтервью той или иной актрисы.

Выход нового iPhone X побудил Vogue совместно с Apple создать AR-приложение, использующее технологию распознавания лица. Оно умеет накладывать фильтры на изображение человека, подобно Snapchat и Instagram. При этом использовать их можно не только в приложении, но и в мессенджере iMessage. «Со временем, я думаю, такие функции будут так же важны, как наличие веб-сайта», – сказал исполнительный директор Apple Тим Кук в интервью британскому Vogue.

Шоу в реальном режиме

Первой технологической компанией, сделавшей шаг на модный подиум, стала Google – вскоре после презентации нашумевших Google Glass в 2012 году. Их прототипы были выданы основательнице модного дома Diane von Furstenberg и моделям-участницам показа на Неделе моды в Нью-Йорке, которые от первого лица снимали процесс подготовки и само шоу. Результатом стал первый в мире короткометражный фильм, полностью снятый на Google Glass. При создании ролика технологии VR/AR еще не использовались, однако дорога на подиум была для них проторена.

vr-2.jpg

В разные годы интегрировать виртуальную реальность в свои подиумные шоу смогли еще несколько выдающихся брендов. Так, в рамках London Fashion Week сезона весна-лето 2014 компания Topshop в сотрудничестве с инновационным технологическим агентством Inition создала полноценный мир виртуальной реальности. Посетители флагманского магазина марки на Оксфорд-стрит с помощью гарнитуры могли на расстоянии стать полноценными участниками шоу Topshop Unique, наблюдая не только за дефиле, но также за установкой декораций, бэкстейджем, приездом гостей.

В 2015 году смотреть шоу в виртуальной реальности в некоторых из своих магазинов предложил Томми Хилфигер, в 2016-м дом Balenciaga транслировал показ сезона осень-зима 2016/17, следом такую же возможность своим клиентам предоставил бренд Coach в десяти американских магазинах. 

vr-4-2.jpgРешительный шаг в 2015 году сделал Dior, создав свою собственную VR-гарнитуру Dior Eyes, благодаря которой пользователи могут погрузиться в захватывающий мир трехмерной реальности. Dior Eyes – это виртуальная гарнитура с 3D-дисплеем и экраном очень высокого разрешения (515 точек на дюйм). Устройство дополняется звуком, записанным в эфире на 360° с помощью бинаурального микрофона, который воссоздает ощущение объемного звучания, следующего за движениями пользователя. В разработке этого технологического оборудования приняла участие компания DigitasLBi Labs France, взяв на себя весь процесс, от концепции и моделирования до реализации окончательного проекта. Dior Eyes не предназначались для продажи – они были представлены в избранных бутиках бренда по всему миру и открывали клиентам дверь в мир высокой моды и ее закулисья.

Первый, по заверению организаторов, полностью цифровой показ мод продемонстрировала в 2017 году компания Samsung в сотрудничестве с FTL Moda и стартапом Obsess. В рамках Нью-Йоркской недели моды была организована презентация под названием «Мечты об Италии»: ее посетители с помощью гарнитуры Gear VR от Samsung смогли виртуально перенестись в Милан и увидеть 360-градусные видеоролики модных коллекций, снятые неделей ранее.

«Индустрия моды предоставляет отличную возможность для виртуальной реальности, будь то частное мероприятие, подобное этому, или использование такого же опыта для повседневного потребителя, – говорит Минсон Чен из Samsung Electronics America. – Кроме того, VR позволяет розничным продавцам и профессионалам моды собирать дополнительные данные о потребителях, которые могут использовать в своей работе дизайнеры».

На службе у ритейла

VR/AR-технологии могут успешно служить для увеличения конверсии магазинов, как традиционных, так и онлайн. В марте этого года казанский ТРЦ «Мега» запустил проект «Мода 360», продлившийся до конца лета. В корнере, рассчитанном на четырех человек, были установлены шлемы виртуальной реальности, позволявшие оказаться в первом ряду модного показа с обзором в 360 градусов. Поставив «лайк» понравившейся вещи, клиент отправлял ее в виртуальную корзину покупок. После показа все выбранные вещи можно было просмотреть в персональном личном кабинете на экране электронного стола, изменить их цвет или размер и получить список с артикулами и магазинами, где продаются такие модели. Партнерами проекта стали Mango, Reserved, lady & gentleman CITY, Love Republic, Stefanel, «Святая», Koton.

Над интеграцией VR и AR в модные магазины работает сегодня Mastercard в сотрудничестве с Qualcomm и Osterhout Design Group. В октябре в универмаге Saks Fifth Avenue было продемонстрировано, как можно разнообразить покупательский опыт с помощью очков дополненной реальности – они позволяют рассмотреть представленные в магазине вещи, получить дополнительную информацию и рекомендации, узнать цены и оплатить покупку через платежную систему Masterpass, просканировав для безопасности операции сетчатку глаз покупателя. Неизвестно, когда новая технология пойдет в массы, ожидается, что пилотный проект может быть запущен в Saks Fifth Avenue в 2018 году. Надо сказать, что Mastercard уже имеет опыт работы с VR: совместно со Swarovski компания запустила в сентябре приложение для смартфонов – поместив мобильное устройство в VR-гарнитуру, пользователь переносится в виртуальное помещение, где может оценить изделия линейки товаров для дома Atelier Swarovski в домашней обстановке. 

vr-5-2.jpg

Похожее приложение тестирует Alibaba – оно позволит виртуально «прогуливаться» по магазинам онлайн-продавцов, изучая и выбирая товары, и оплачивать их кивком головы. В ноябре Aliexpress запустил в России пилотные виртуальные торговые точки, приурочив их ко Всемирному дню шопинга. Наша страна стала первым рынком, где гигант электронной коммерции опробовал новый сервис, инвестиции в него оцениваются в 12 млн рублей. Техническим партнером Aliexpress выступила компания Fibrum, являющаяся резидентом «Сколково». В торговых центрах и на улицах одиннадцати российских городов были размещены специальные метки, просканировав которые владельцы смартфонов попадали в виртуальный магазин. На его полках разместились продукты в категориях электроника, одежда и детские товары. Их можно было «взять в руки», повертеть и осмотреть с разных сторон, а затем приобрести.

«VR-павильоны мы сравниваем с открытием офлайн-точек, где продажи не идут напрямую, но пользователь имеет возможность оценить ассортимент сам, а не только по фото, – рассказал директор по развитию бизнеса AliExpress в России и странах СНГ Марк Завадский в интервью РБК. – С учетом размещения в виртуальных павильонах товаров из ассортимента Tmall мы рассчитываем получить средний чек, сопоставимый с показателями лидеров в этой отрасли».

vr-6-2.jpg

Впечатляющий пример привлечения новых технологий предложил магазин Nike в Лондоне. С помощью системы NikeFuel (беговые дорожки, на которых можно испытать трекер Fuelband и обувь Nike) посетитель магазина видел на светодиодных экранах, чувствительных к движению, свой цветной силуэт. Красный означал медлительность, зеленый – бодрость и энергичность. Эти действия проецировались на стены, создавая художественные произведения, которыми посетители могли делиться в соцсетях. Зеркала в магазине не просто отражали реальность, но и дополняли ее – когда кто-нибудь приближался, они начинали показ тренировок известных спортсменов, амбассадоров Nike. Такой магазин был открыт во временном торговом центре Boxpark и пока стал источником вдохновения, но не рабочей моделью.

Повсеместно внедряются «умные» зеркала – с обзором на 360 градусов, тачскрином и возможностью виртуальной примерки. В 2012 году в честь запуска пятого магазина в США японская компания масс-маркета Uniqlo предложила покупателям уникальную возможность представить себя в различных цветовых решениях одного образа, не снимая свою одежду. Эта «виртуальная гардеробная», разработанная Holie в Великобритании в партнерстве с Dai Nippon Printing Company, использовала механизм изменения цвета Kinect и сенсорную панель, c прямым доступом в социальные сети.

vr-7-2.jpgРяд связанных с VR/AR-технологий для ритейла продемонстрировал недавно проект Store No 8, технологический инкубатор розничного гиганта Walmart. Стартап 8i совместно с принадлежащим Walmart онлайн-магазином мужской одежды Bonobos показали, как можно использовать 3D-голограммы для виртуальной примерки одежды. Объемная видеотехнология позволяет пользователям выбирать виртуальные модели одежды и «надевать» их свое­образный аватар – свою точную виртуальную копию. Технология более чем реалистична – клиент не только может оценить, как на него сядет выбранная одежда, но и увидеть, как ведет себя ткань.

Отметился в проекте и стартап Obsess, о котором уже шла речь выше. Он создал полноценный интерактивный бутик Rebecca Minkoff в цифровом формате. В очень реалистичном виртуальном магазине можно разглядывать товары, читать дополнительную информацию, смотреть видео с показа и приобретать понравившиеся изделия.

Экспериментирует с дополненной реальностью и Gap. Недавно он запустил виртуальную примерочную – экспериментальное приложение под названием DressingRoom by Gap, созданное в сотрудничестве с Avametric, разработчиком приложений на базе SF и Google. Приложение должно помочь клиентам «примерять» одежду через смартфон, поддерживающий платформу Google Tango. Одна из его задач – дать покупателям возможность заочно протестировать вещь в носке и понять, как ткань растягивается, драпируется и ощущается при движении.

Участник событий

Интересные возможности для модной индустрии открывает технология 360-градусной съемки. Помимо модных показов, ее можно успешно использовать для создания виртуальных туров в магазин, на производство или выставку моды. 

Панорамное видео уникально тем, что во время его просмотра пользователь способен разглядеть любой объект, предмет или человека, которые находятся в радиусе 360 градусов от камеры в момент съемки. Обычно зритель привязан к одной точке обзора – к той, с которой снимает оператор. Благодаря панорамному видео ее можно менять – так, будто сам находишься на месте действия и просто поворачиваешь голову. 

Технологию 360 активно используют спортивные бренды. Reebok и Adidas создают захватывающие спортивные видео, участником которых может стать каждый зритель, лишь открыв ролик на YouTube и меняя обзор по своему усмотрению с помощью курсора мыши.

vr-8-2.jpg

Журнал Vogue совместно с Google запустили этим летом необычный проект Supermodel Closets, посвященный 125-летию издания. Они организовали виртуальные экскурсии в гардеробные комнаты Кендалл Дженнер, Синди Кроуфорд и других звездных супермоделей. Видео сняты с помощью камеры Google новейшего класса с 360-градусным углом обзора, что позволяет разглядеть комнату во всех подробностях. Модели, в свою очередь, рассказывают о вещах, делятся мнением о моде и историями из жизни. Это не первый опыт сотрудничества Vogue и Google – ранее они уже снимали 360-градусный видеоролик на красной ковровой дорожке Met Gala, который, по словам представителей глянцевого журнала, имел большой успех.

Сегодня VR/AR-технологии находятся в зачаточном состоянии, но их потенциал для модной индустрии очевиден. Вопрос в том, как быстро они смогут стать доступными для потребителей и действительно эффективными для fashion-компаний, с учетом высоких затрат на разработку. «Электронной коммерции понадобилось 20 лет, чтобы достичь переломного момента, – говорит Лука Солка, руководитель люксового направления в BNP Exane Pariba. – Думаю, VR понадобится столько же времени, чтобы сформировать наш повседневный опыт так, как это сделали мобильные телефоны». Остается пока загадкой, не будут ли вынесены VR и AR за пределы потребительских интересов, как это уже стало с 3D-телевизорами – им тоже когда-то предрекали большое будущее.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Лицензионные герои в fashion: возможно ли импортозамещение?

Мария Рогожина, руководитель проекта «Вестник лицензионного рынка», о будущем российского рынка лицензирования.
25 июля 08:00
12 185

AR и VR-технологии: как компании обратить эти инструменты в свою пользу?

AR и VR-технологии меняют модную индустрию до неузнаваемости и определяют победителей на рынке. Что же нужно сделать компаниям, чтобы обратить эти инструменты в свою пользу?
31 января 00:42
13 718

Новое старое: о спросе на fashion-продукцию с советской символикой

Почему fashion-продукция с советской символикой пользуется сегодня спросом и кто ее целевой потребитель?
13 декабря 09:25
12 361

BEE-TOGETHER.ru: отвечаем на вопросы о главном мероприятии по аутсорсингу в легкой промышленности

17 и 18 ноября на одной площадке в Москве соберется более 100 фабрик для переговоров с потенциальными заказчиками.
1 ноября 11:30
14 905

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
23 995

В формате сотворчества. Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности

Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности.
30 августа 23:58
25 136

Гид

Поп-ап-магазин (pop-up store)
Формат ритейла, предполагающий работу торговой точки в течение непродолжительного времени.
Max Mara Fashion Group
Итальянская группа люксовых и премиальных брендов одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Реджо-Эмилии (Италия).
Зандер Жиль (Sander Jil)
Немецкий дизайнер, основатель модного дома Jil Sander, «королева минимализма».
Бланик Маноло (Blahnik Manolo)
Британский дизайнер обуви испанского происхождения, основатель одноименного модного дома.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю