В Москве вырос объем новых торговых площадей
В первом полугодии 2018 года объем нового предложения на московском рынке торговой недвижимости увеличился в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К такому выводу пришли эксперты компании
Knight Frank.
Скачок произошел благодаря вводу в эксплуатацию трех новых торговых центров общей арендопригодной площадью 97,5 тыс. кв. м: «Каширская Плаза» (70,2 тыс. кв. м), «Миля» (18,8 тыс. кв. м) и «Петровский» (8,5 тыс. кв. м). Для сравнения, общая арендуемая площадь ТЦ, сданных в эксплуатацию в первой половине 2017 года, составляла 22 тыс. кв. м. На текущий момент общая площадь качественных торговых центров Москвы составляет 12,3 млн кв. м (GLA – 6,3 млн кв. м).
До конца текущего года запланировано открытие шести объектов общей арендуемой площадью 87,1 тыс. кв. м, крупнейшие из них – торговые центры «Южный» (II фаза, 20 тыс. кв. м), «Сказка» (18,6 тыс. кв. м) и «Арена Плаза» (17,2 тыс. кв. м). Все запланированные к открытию объекты расположены за пределами Третьего транспортного кольца.
Несмотря на высокую динамику прироста новых площадей в первом полугодии 2018 года и планы девелоперов по открытию ряда объектов, аналитики Knight Frank прогнозируют объем нового предложения по итогам 2018 года на уровне 150 тыс. кв. м (GLA). Данный показатель будет на четверть ниже, чем по итогам 2017 года.
Падение объема нового предложения специалисты Knight Frank объясняют следствием кризиса 2014-2015 годов, текущим состоянием потребительского рынка и изменением инвестиционного климата в стране. Более низкое предложение в текущем году также связано с переносом на следующий год сроков ввода в эксплуатацию торгового центра «Остров Мечты» (70 тыс. кв. м) и II фазы «Смоленского Пассажа» (13 тыс. кв. м).
Наблюдается тенденция развития торговых центров районного формата, как в составе крупных транспортно-пересадочных узлов, так и отдельных проектов. Также, в среднесрочной перспективе, в рамках проекта компании ADG Group по реконструкции московских кинотеатров, состоится вывод на рынок 39 объектов формата community-центр средней арендуемой площадью 8,5 тыс. кв. м.
Сохраняющийся низкий темп ввода нового предложения способствует снижению среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы. По итогам первого полугодия 2018 года доля пустующих площадей в профессиональных торговых центрах Москвы сократилась на 0,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 7,7%.
По прогнозам Knight Frank, доля вакантных площадей в торговых центрах столицы будет снижаться и к концу года может составить 7% – 7,5%. Ставки аренды за первое полугодие текущего года не претерпели значительных изменений.
С начала текущего года на российский рынок вышло 13 новых международных ритейлеров, что почти в 1,5 раза меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Среди вышедших на рынок столицы новых операторов – GEOX Kids, Coach, а также премиальный итальянский бренд Liu Jo. Как и прежде, флагманские магазины операторы предпочитают открывать преимущественно в торговых центрах «Метрополис», «Атриум», «Европейский», «Афимолл Сити» и ГУМ.
С 2014 года структура новых брендов по профилю остается неизменной – около 54% марок позиционируются в сегменте «одежда/обувь/аксессуары». Однако меняется ценовая категория новых операторов: доля ритейлеров, работающих в среднем ценовом сегменте, по итогам первого полугодия 2018 года составила более 50%. Годом ранее доминировали бренды ценовой категории «выше среднего» – 63%.