Самара – лидер по обеспеченности ТЦ
Обеспеченность торговыми центрами в городах-миллионниках более чем в 2 раза превышает среднюю обеспеченность по России, составляющую порядка 170 кв. метров на тысячу горожан, сообщает M1 Solutions. При этом лидером среди российских городов с населением свыше 1 млн человек (кроме Москвы и Петербурга) является Самара, ее показатель – 560 кв. метров на 1 000 человек. Вслед за ней идет Екатеринбург с 540 кв. метрами, Нижний Новгород (470 кв. метров), а также Уфа и Воронеж (около 400 кв. метров на тысячу человек).
Эксперты отмечают увеличение на рынке торговой недвижимости доли проектов в формате дисконт и аутлет. Так, активное развитие в Самаре получил аутлет «Ди Порт», после реконцепции его площадь увеличится до 30 тыс. кв. метров. Прирост объема качественных торговых площадей в Екатеринбурге обеспечился открытием в апреле этого года ТРЦ «Академический», общая площадь которого составила 60 тыс. кв. метров. В Уфе, при высоких показателях обеспеченности торговыми центрами, наблюдается также высокая доля вакантных площадей – эксперты отмечают нехватку в городе качественных торговых объектов. В Воронеже между тем наблюдается снижение уровня обеспеченности, так как в городе в последнее время не вводятся крупные объекты, при этом значительно увеличивается население.
Как отмечают эксперты M1 Solutions, во многих городах-миллионниках уровень предложения торговой недвижимости выше, чем ее спрос, поэтому отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов – как, например, в Нижнем Новгороде. Сообщается, что приблизительно треть крупных городов в связи с насыщенностью рынка и снизившейся покупательской активностью на сегодняшний день не перспективна для ввода новых ТЦ.
«Рассматривая возможность девелопмента нового торгового центра в миллионнике, нужно исследовать каждый случай отдельно, – считает Марат Манасян, генеральный директор M1 Solitions. – Проанализировать емкость рынка, насыщенность качественными торговыми площадями в городе и в отдельно взятом районе, потенциальную целевую аудиторию проекта, емкость потребительского рынка и, только оценив потенциал, приступать к разработке концепции, которая в этой локации позволит реализовать максимально эффективный объект».