Ритейлер, меняйся или умри!

Как «выжить» ритейлеру во время и после экономического кризиса? Фешен-эксперты деловой программы Международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn-2016 дали свои рекомендации модным ритейлерам Казахстана.
По мнению Василия Горевого, президента Ассоциации ритейлеров Казахстана, CFO группы компаний ALMEO Group, время кардинальных перемен прошло. Изменения в бизнесе необходимо было предпринимать тогда, когда только прошла первая волна девальвации – около года назад. Сейчас актуальна тактика оптимизации, поэтому здесь без закрытия очередных торговых точек, по мнению эксперта, не обойтись.«Все кто должны были уйти с фешен-рынка, т.е умереть, – уже давно это сделали, – говорит Василий Горевой. – Сейчас нужно мотивировать себя и своих сотрудников остаться в ритейле возможностей для этого много. Важно увидеть их и грамотно использовать. Ритейл – интересный бизнес, конечно, со своими рисками. Сейчас рынок сделок активизировался по типу «слияний-поглощений». Кому тяжело, присмотритесь к этим вещам. 2017 год будет новым глобальным открытием. Появится много новых брендов. Шанс есть у всех, поэтому умирать точно никому не надо».
Президент Ассоциации ритейлеров Казахстана уверен, что единой формы нового ритейла нет и быть не может – у всех свои задачи и источники финансирования: «Скорее не формула, а девиз нового ритейла один – работайте! Действуйте адекватно ситуации. Возможностей с точки зрения торговых площадок очень много. Торговые центры сменили политику кардинально, все стало проще, чем было даже год назад».
Неотъемлемой составляющей современной торговли, по мнению фешен-экспертов панельной дискуссии, является необходимость введения онлайн-продаж. Удобство покупок в интернете уже оценили миллионы казахстанцев, чтобы не потерять эту часть клиентов, продавец должен соответствовать современным трендам и сделать процесс покупки максимально удобным для потребителя.«Наш тезис – конечно, меняйся! Мы умирать не собираемся, наоборот, идем дальше – расширяем собственную сеть. Запустили интернет-магазин, интернет-журнал Biglabel.kz,открыли новый офлайн-магазин в Esentay mall», – сообщила Айнура Ахметова, основатель казахстанского концепт-стора дизайнерской одежды Pink Label.
Расширять свой бизнес в самый разгар кризиса рискнули не многие. Тем не менее те, кто решился на такой шаг, остались только в выигрыше. Так, Олег Носов, генеральный директор компании «Медиатекс-Н», сообщил, что его компания учла меняющуюся платежеспособность потребителей в период кризиса и решила занять новые ниши в бизнесе.«Мы уже достигли порядка 70% рынка государственных закупок, – рассказал Олег Носов. – Это некий потолок, но нужно идти дальше, развиваться. Раньше мы позиционировали себя только как производители, а сейчас хотим научиться продавать. Развития только в B2B секторе нам уже мало. Теперь хотим попробовать запустить отдельную линию по производству головных уборов в сегменте «эконом». Изделия будут стоить порядка 1 тысячи тенге».
В ходе обсуждения представитель от малого и среднего бизнеса, практикующий байер, владелица магазина женской одежды и аксессуаров Flirt in Fashion и организатор дизайнерского поп-ап стора Almaty Fashion Festival Мадинара Дюсембаева призвала казахстанских фешен-ритейлеров смотреть на образовавшиеся изменения рынка позитивно: «Мы пережили и более серьезный кризис в предыдущие годы, чем сейчас. Нужно менять стратегию. Главное, понять, кто наш клиент, чтобы под него выстраивать бюджет. Когда станет ясно, какую категорию товара лучше закупать, будет проще».Эксперта поддержал гость из Украины – Николай Чумак, создатель и гендиректор компании IDNT. По его мнению, сейчас как никогда важно искать более креативные способы экономии, думать, как еще сократить издержки без потери качества.
«Можно, например, сократить длину полки, или вместо 1 тысячи квадратов размещать свой товар на 500 квадратных метрах, – поделился своим мнением эксперт. – Немножко сэкономите на свете, немножко на аренде, немножко на персонале – и из этих «немножко» сложится приличная экономия. Всем современным ритейлерам нужно расширять рамки бизнеса: если вы были только офлайн, выходите в онлайн и наоборот. Поймите, что времена изменились!»
Николай Чумак прокомментировал экономическую ситуацию в Украине, провел параллели с Казахстаном и рассказал, как повел себя украинский бизнес в непростые для себя времена. «Когда в Украине в 2009 году начался кризис, собственники бизнеса вернулись к прямому управлению, – рассказал основатель IDNT. – Шеф-повар стал выходить в зал, владелец кофейни сам делать и подавать кофе, владелец завода сам стал вязать носки, владелец магазина вышел в торговый зал продавать. Сейчас не время играть в большую корпорацию. Все вышли к клиентам и увидели, что там происходит. До этого огромное количество собственников бизнеса вообще не выходили в свои точки. Теперь так нельзя.
Ритейл – это такой же бизнес, как и любой другой. Надо работать в команде, есть миллион нюансов. Нужна отдельная команда. 80% заведений каждый год открываются и закрываются. Если же говорить о сравнении между большими и маленькими, то большие заведения неповоротливы, заказывают товар на год вперед, а маленькие могут заказать всего на месяц-сезон. Главный минус «больших» – они долго принимают решения. Да, у них есть преимущество перед девелоперами, зато у маленьких больше проворства. Они могут быть более гибкими и быстрыми».
По мнению украинского эксперта, абсолютно всем ритейлерам в новых условиях рынка сейчас нужно научиться быстро принимать решения, т.е. быть шустрее. Сидеть и ждать, пока «большие» игроки ритейла умрут, невозможно. Потому что, скорее всего, «маленькие» умрут еще быстрее.