221
Окно в продажи

Эксперты визуального мерчандайзинга уверены: в кризисное время отказываться от затрат на оформление витринного пространства не стоит. «Красиво и недорого» – не уловка, а реальность.

Профессия: витринист
«Лучше заплатить один раз опытному профессионалу, чем тратить средства на новоиспеченных витринистов с сомнительным портфолио», – уверена Юлия Ванифатьева, дизайнер витрин Торгового дома ЦУМ. Однако услуги такого специалиста стоят недешево. Витринист должен иметь художественное образование, понимать основы графического дизайна, уметь работать с пространством, знать, как технически воплотить идею в жизнь, представлять, как осуществляются маркетинговые и визуальные коммуникации, понимать, как работает fashion-индустрия в целом.
Здесь важно учитывать, что многие продавцы при оформлении этой коммерчески значимой зоны ориентируются на личные вкусы и наблюдения, а не на законы витринистики. Чаще всего результат в таких случаях непрезентабелен и даже нелеп. «90% витрин отечественных магазинов до сих пор оформляются по принципу «манекен и постер». Вот и вся витрина. Конечно, как правило, это дело рук самих ритейлеров», – говорит Ольга Болкунова.

Поэтому перед каждым ритейлером рано и поздно встает вопрос: что делать, если финансы все-таки не позволяют воспользоваться услугами профессиональных витринистов? И как избежать ошибок при самостоятельном оформлении?
Работа над ошибками
Стоимость витрины, как и любого дизайн-проекта, складывается из нескольких составляющих. «На самом деле материальный вопрос всегда стоит остро: каждый ритейлер хочет оформить витрину, потратив минимум средств. Однако и это возможно, поскольку самое ценное в витрине – это идея», – так начала свое выступление на тему «Бюджетные коммерческие витрины» в рамках деловой программы CPM Марина Полковникова, владелица агентства по мерчандайзингу VM-consulting и автор программы «Визуальный мерчандайзинг и витринистика» в Высшей школе стилистики.
Итак, ошибка первого уровня – отсутствие концепции. Правильная витринная концепция должна не только отражать ядро бренда и идею сезонной коллекции, но и соответствовать ожиданиям целевой аудитории марки. Помимо этого желательно, чтобы она была выдержана в сезонных трендах. «Это значит, что осенью нужно не просто оклеить витрину желтыми листочками, а все-таки уделить внимание созданию маркетингового продукта», – объясняет Анна Баландина, совладелец агентства по визуальному мерчандайзингу FCG Creative Lab и главный специалист по визуальному мерчандайзингу и витринистике Fashion Consulting Group. «Часто я вижу витрины, посыл оформления которых непонятен. Если тема и настроение концепции не считываются мной как профессионалом в этой области, то покупателями они не будут восприниматься и подавно». Иными словами, если потребитель не понимает идею витрины, то она не работает.

Что касается различий в оформлении магазинов, расположенных в ТЦ, и торговых точек формата street-ритейл, то уличная витрина должна быть ярче и заметнее. Обязательно нужно учитывать, на каком расстоянии от нее проходят потенциальные покупатели. Например, если большая часть потока – проезжающие автомобилисты, то эффективнее использовать в витринном пространстве крупные имиджи, а не демонстрировать конкретную продукцию.
Да будет свет

При самостоятельном оформлении витрины нужно помнить главный закон: манекен ни в коем случае нельзя освещать одним светильником. Это самая распространенная ошибка российских ритейлеров. На фигуре манекена образуются некрасивые тени, искажающие реальную посадку изделия и фактуру тканей. Для каждого витринного манекена необходимо создавать несколько источников освещения, благодаря чему у него формируется правильный силуэт. Исключения из этого непреложного правила составляют темные витрины с задуманным художественным эффектом – яркими лучами, направленными на продукт.
Немые продавцы

Именно поэтому, если у компании ограниченный бюджет на закупку декора или установку дополнительного оборудования, лучше временно переориентировать финансы на приобретение качественных и эффектных манекенов. «Я всегда акцентирую внимание своих клиентов на том, что если у них нет современных манекенов и рабочего света, то какое-то время можно экономить, размещая в витринах эмоциональные баннеры, а сэкономленные средства потратить на покупку качественных манекенов и установку осветительного оборудования. А уж затем инвестировать в торговую концепцию и декорации», – рассказывает Анна Баландина.

Наряжая манекенов, следует контролировать посадку изделий и использовать булавки для того, чтобы подколоть одежду по фигуре. «Я всегда советую собственникам обратить внимание на манекены в магазинах бренда Massimo Dutti. Насколько там грамотно визуальные мерчандайзеры подбирают многослойные образы, а также при помощи булавок создают живые и естественные складки на каждом предмете одежды», – говорит Марина Полковникова.
Нужно помнить, что в витринистике манекены предоставляют огромное поле для деятельности, обыгрывая и «обживая» пространство. «Манекены обязательно должны быть в коммуникации друг с другом», – уточняет Марина Полковникова. К сожалению, отечественные торговые точки редко могут похвастаться витриной с внушительной глубиной: чаще всего этот показатель не превышает 80 см. А в таком пространстве манекены и не расставить иначе, кроме как в один ряд.
Очумелые ручки
Декор – самая затратная статья оформления. Если ритейлер сильно ограничен в средствах, то нужно создавать эффектную товарную витрину – то есть представляющую собой проработку сезонных комплектов на манекенах. Не стоит пытаться придумывать какие-то декоративные элементы вокруг некачественных манекенов, плохого света и старых подиумов с ободранными краями. «Прежде всего необходимо сделать так, чтобы достойно выглядела именно эта базовая конструкция витрины, иначе нет никакого смысла инвестировать в сезонную концепцию», – отмечает Анна Баландина.
Чтобы понять, где закупать элементы для декорирования, можно посетить профессиональные салоны, например, лондонское трейд-шоу Visual Merchandising & Display Show или выставку, посвященную новогоднему оформлению, которая ежегодно проходит в Москве в ЦДХ. Однако такие затраты все-таки нельзя отнести к бюджетным.
Способов оформить дешево и со вкусом невероятно много, но метод один: использовать подручные средства. «В этом и заключается прелесть витринистики: из ничего можно сделать потрясающие вещи», – уверена Марина Полковникова. Что-то полезное для создания витрины способны предложить цветочные, строительные, книжные магазины. «Даже продуктовый отдел пригодится: для оформления можно взять бакалейные товары – крупы, бобовые, макаронные изделия. Ну и нельзя забывать о том, что дается совершенно бесплатно: о дарах природы», – говорит Александр Туляков.
В целях экономии имеет смысл задействовать и дешевые материалы. Например, особое внимание Анна Баландина рекомендует обратить на гофрокартон: он значительно дешевле любого пластика, но при этом предоставляет возможность создавать интересные и объемные декорации. Было бы неплохо также наладить контакты с производственными компаниями, специализирующимися на широкоформатной печати, резке МДФ и обработке пластика.
Для оформления витрин отечественные ритейлеры часто закупают недорогие предметы декора и интерьера в мебельном магазине IKEA. Однако специалисты не рекомендуют это делать: продукция шведского бренда слишком узнаваема, поскольку присутствует почти в каждом доме среднестатистического российского жителя. Если ритейлер все же отваживается на покупку такого декора, то он должен быть уверен, что ассоциация с IKEA, а также коммуникация с целевой аудиторией сети пойдет на пользу магазину, что бывает не всегда. Поэтому все же лучше искать решения у нестандартных и малознакомых потребителю производителей.
Времена года

Из способов экономии в каждом новом сезоне можно отметить использование «долгоиграющих» унифицированных элементов оформления. Это значит, при разработке витринной концепции, при закупке каких-то элементов для нее ритейлер понимает, что осталось от прошлых декораций, чтобы снова пустить в дело. «К примеру, можно какую-нибудь ширму перекрасить в серебро, в черный или белый, натянуть на нее ткань, задействовать просто как каркас», – поясняет Анна Баландина. Такое многосезонное использование одного элемента даст вполне ощутимую экономию.
Однако главное, чтобы витринная концепция не повторялась полностью в следующем сезоне, потому что если у магазина много лояльных покупателей, то копирование одного и того же оформления из сезона в сезон не скажется на имидже торговой точки положительно. «В витринистике допускается повторное использование и модернизирование декораций, но при этом визуально витрины все равно должны отличаться друг от друга. Хотя бы потому, что каждый новый сезон стилевая концепция представляемых коллекций одежды тоже меняется», – дополняет Юлия Ванифатьева.
Горячий сезон
Витрины в период распродаж – это не имиджевый, а маркетинговый инструмент, поэтому подходы к их созданию совершенно другие. По сути, в данном случае нет никакой необходимости декорировать – нужно просто ярко и агрессивно заявить о том, что в магазине проходит распродажа. «Важно не просто написать в витрине слово “sale”, а визуально дать потребителю знак, что в магазине проходит уникальная скидочная акция. Например, увеличить количество манекенов, при этом одев их в одинаковые модели. Здесь важен психологический момент: у потребителя проскальзывает мысль о массовости – в магазине сейчас представлено много вещей по сниженным ценам», – комментирует Марина Полковникова.Безусловно, распродажная витрина должна следовать общей брендинговой концепции торговой марки. «Скажем, если у вас премиальный бренд, торговое пространство оформлено в бело-золотых тонах, то, скорее всего, не слишком удачно будет повесить агрессивный красный баннер на все окно витрины. Эффективнее наклеить массивный белый стикер «-50%», – обьясняет Анна Баландина.
При этом покупатели легче вопринимают конкретные цены на товар, демонстрирующие выгоду, нежели демонстрацию скидок в процентном показателе. «Потребитель, вероятнее всего, обратит внимание на вещь в витрине, рядом с которой стикер, где написано, что раньше изделие стоило 2500 рублей, а сейчас стоит 1000 рублей», – комментирует Марина Полковникова. Если ритейлер все же решается сделать акцент именно на процентах, то обязательно нужно сообщить о максимальном значении скидки, а не вывешивать в витрине стикеры, указывающие все виды снижения цен в магазине (-30%, -50%, -70%).

Большинство брендов работают в сезоне распродаж в три этапа: начальный, активный и завершающий. В каждой из этих фаз существуют свои стандарты оформления витрин. На начальной – основной акцент обычно остается на продаже сезонной коллекции, поэтому в sale оформляется только неприоритетная витрина. Ни в коем случае не стоит смешивать посылы в одной витрине, то есть заявлять о распродаже и тут же презентовать сезонную коллекцию по полной стоимости в сезонных декорациях. Важно, чтобы покупатель четко понимал, что в одной витрине у вас презентована сезонная коллекция без скидки, а во второй – распродажа.
Активная фаза не подразумевает под собой никакого представления коллекций по полной стоимости в витрине, маркетинговый приоритет – sale. Если ритейлер заявляет, что у него финальная распродажа, то можно разместить баннер во всех витринах: final sale – 70%. Если у него уже двойной приоритет (продать новую коллекцию и остатки), то опять же нужно делить эти посылы в разных витринах: в одной – агрессивный sale, в другой – эффектная презентация новой коллекции.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также