Dr. Martens

История ботинок Dr. Martens берет начало в 1945 году в послевоенном Мюнхене, где вернувшийся со службы в армии
25-летний Клаус Мертенс (Klaus Märtens), находясь на лечении в госпитале, придумал подошву с воздушной амортизацией для собственной реабилитации после перелома ноги.Создав прототип ботинок, Мертенс показал его университетскому другу и
инженеру-механику доктору Герберту Функу (Herbert Funk), который вскоре стал егобизнес-партнером . В 1947 году в городе Зеесхаупт они запустили производство обуви по собственной технологии с использованием вышедших из употребления военных ботинок, погон, деталей кожаных офицерских штанов и пр. Принято считать, что тогда и была основана компания Dr. Martens.В течение десятилетия бизнес процветал, клиентами компании стали бывшие солдаты, а также пожилые женщины, имевшие проблемы с суставами.
К 1952 году продажи значительно выросли, и партнеры открыли фабрику в Мюнхене. В
1959-м Мартенс и Функ впервые прорекламировали свое изобретение в зарубежных модных журналах.За счет рекламы деловому союзу удалось расширить аудиторию и найти партнера из Англии, Билла Григса (Bill Grigs), который сделал производство обуви массовым и расширил географию продаж. В 1959 году Григс получил эксклюзивную лицензию на выпуск ботинок Dr. Martens по патентам Мертенса и Функа на мощностях своей мануфактуры R. Griggs & Co. Ltd.
Сначала в продаже появились съемные подошвы под названием Dr. Martens Air Cushioned Soles, затем, 1 апреля 1960 года, вышли первые ботинки, сделанные по технологии Мартенса и Функа и названные в честь даты своего выпуска «Dr. Martens 1460». Григс разработал узнаваемый дизайн модели с восемью отверстиями для шнурков, использовав желтую строчку, придав мыскам более округлую форму и сделав подошву Air Wair с рифленым краем и уникальным рисунком. Изделие было дополнено фирменным логотипом With Bouncing Soles.
В первые годы «Dr. Martens 1460» продавались за два фунта стерлингов и пользовались спросом у почтальонов, фабричных рабочих, солдат и полицейских, так как кожаные части не пропускали влагу, а подошвы были устойчивыми к воздействию бензина, масел и кислот. Вместе с тем, ботинки Dr. Martens сохранили статус ортопедической обуви, поскольку полностью повторяли след стопы.
В 1960-
х-1970-х обувь бренда стала частью имиджа молодежных субкультур. Скинхеды, хиппи, панки, готы и футбольные фанаты сделали рабочие ботинки Dr. Martens символом бунтарства и самовыражения. В 1970-х-1980-х классическая модель «1460» стала пользоваться спросом и урок-артистов , в числе которых были, например, представители групп The Who, The Clash, Madness, Depeche Mode и др.С
1980-х компания Dr. Martens начала осваивать зарубежные рынки и открыла офисы в США (1980), Италии (1989), Германии (1997), Франции и Японии (1998), а позднее в Китае (2007).В ноябре 1994 года в районе
Ковент-Гарден в Лондоне открылся первый шестиэтажный универмаг Dr. Martens, в котором продавались продукты питания, ремни, часы, а также обувь. В то время в компании Григгса работали 2700 человек, ее годовой доход составлял 170 млн фунтов стерлингов.В
2000-х продажи бренда резко упали,из-за чего были закрыты практически все заводы в Великобритании. Компания была на грани банкротства — в 2002 году убыток составил более 20 млн фунтов стерлингов. В2003-м мировые продажи упали до 5 млн пар в год, что составляло половину от уровня конца1990-х , а производство было перенесено в Китай и Таиланд.В
2010-х , когда дизайнеры модных домов стали интерпретировать культовую модель «1460», началось возрождение бренда. Мировые продажи обуви Dr. Martens значительно выросли благодаря многочисленным коллаборациям, в числе которых было сотрудничество с брендами Marc Jacobs, Raf Simons, Yohji Yamamoto, Comme Des Garçons, Undercover, Supreme, Stussy, Gosha Rubchinskiy и др. Также эксклюзивные модели Dr. Martens были выпущены совместно сМетрополитен-музеем и Национальной галереей искусства.В период с 2009 по 2011 год марка открыла 14 магазинов в Великобритании, США и Гонконге, в
2011-м запустила линию одежды, а в2012-м стала восьмой по темпам роста британской компанией.Несмотря на расширение модельного ряда и используемых в производстве материалов, бестселлером бренда оставалась классическая модель «1460».
В 2006 году ботинки Dr. Martens AirWair 1460 были включены в список икон британского дизайна (British Design Icons).
В
2013-м обувную компанию R. Griggs Group, владевшую брендом Dr. Martens, за 300 млн фунтов стерлингов приобрела британская инвестиционная фирма Permira.В 2017 году открылись первые корнеры бренда Dr. Martens в России, в московском ТРЦ «Атриум» и универмаге «Цветной». Официальным представителем бренда на российском рынке стала компания «Амерспорт».
В начале
2020-х ботинки Dr. Martens производились в Великобритании, Китае, Вьетнаме, Лаосе и Таиланде.Дизайн-студия Dr. Martens находилась вКамден-Тауне , Лондон.За 2020 год выручка бренда составила 672,2 млн фунтов стерлингов, продемонстрировав рост на 18%, а показатель EBITDA 184,5 млн фунтов, увеличившись на 30% в годовом исчислении.
В январе 2021 года компания провела IPO на Лондонской фондовой бирже.
Глобальным креативным директором бренда в
2022-м был назначен Даррен Маккой (Darren McKoy), работавший в компании с2015-го .В 2023 году выручка бренда достигла 1 млрд фунтов стерлингов (+4% в годовом выражении). 44% продаж приходилось на Европу, Ближний Восток и Африку, 43% на Америку и 13% на
Азиатско-Тихоокеанский регион. Бренд был представлен в 88 торговых точках в ЕМЕA, в 54 в Америке, в 62 в АТР.В 2024 году, на фоне негативных финансовых прогнозов, акции Dr. Martens упали на 30%. Владельцы компании приняли решение освободить Кенни Уилсона (Kenny Wilson) от должности генерального директора в конце финансового года. В марте
2025-го управлять компанией сталбренд-директор Dr. Martens Идже Нвокори (Ije Nwokorie).