Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Место под солнцем

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Как потенциальному франчайзи выбрать такую громкую вывеску, чтобы в скором времени не пришлось ее снимать? Как избежать неудачи в стартапах и добиться прозрачности во франчайзинговой среде обитания?

Сырьевое благополучие страны до сих пор исправно продуцировало потребительский спрос, и франчайзинг рос как на дрожжах, несмотря на организационную незрелость. В итоге возник парадокс: продолжительный бум концепций и сетевых точек позволял относить Россию к лидерам продвижения во франчайзинговой сфере, но партнерские взаимоотношения, определяющие зрелость этого бизнеса, задержались в трудном подростковом возрасте. Подростки, как известно, шалят, рискуют и ненадежны в деле, особенно теперь, когда размножившимся сетевым игрокам стало тесно на стагнирующих рынках.

Среда обитания

Prenatal.jpgВопреки своим бодрым комментариям в СМИ, большинство fashion-операторов в нынешних условиях существенно сокращают сети. С одежного рынка, по мнению вице-президента корпорации Sela Эдуарда Остроброда, уйдет 40% игроков. Уже удалились работавшие по франчайзингу марки Esprit, OVS, River Island (их развивала польская компания EM&F), Mexx, New Look и др. Как считают эксперты, такого количества уходов не было в кризис 2008–2009 годов. При этом, однако, в России появляются новые интересные бренды. Среди них: Forever 21, Uno de 50, Prenatal, Lefties, Crate and Barrel, Conguitos, Deichmann, De Facto. Но замена выбывшим далеко не равноценна в количественном отношении.

Осваивая новый рынок, правообладатель сначала открывает несколько пилотных проектов и анализирует их результаты – обычно лишь через год-полтора начинается полноценное развертывание сети. За последние пять лет, по оценочным данным исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрия Михайличенко, число франчайзинговых систем удвоилось. Практика показывает, что российские франчайзеры и мастер-франчайзи, на которых опираются зарубежные бренды, работают в разной степени информационной открытости и добросовестности.

river_island.jpgРиски, обусловленные слабым знанием предмета, возрастают в кризисные времена, когда у «старшего» партнера появляется особый соблазн поправить дела за счет «младших». Можно привести немало примеров франшизных однодневок, которые пропадают так же быстро, как и появляются. Один из них, наиболее яркий, – ZaraZara, запущенная в 2008 году Алексеем Маковеевым. Эта «марка» даже не была зарегистрирована в Роспатенте, но под ней некоторое время по франшизе работало больше магазинов, чем у мирового бренда Zara у нас в стране. В РАФ считают, что это далеко не единственное «безобразие в российском франчайзинге».

Два типа партнеров

Опытный франчайзи София Шорчева (ИП «Шорчева») развивает семь торговых точек в Саранске и Пензе по франшизам Milavitsa и Dim. Раньше у нее были еще Woolstreet и Marc&Andre. Одним франчайзерам не нравится, что у партнера много разных франшиз, так как его внимание рассредоточивается. Другим сетевикам подобная разносторонность, напротив, по душе, поскольку свидетельствует о предпринимательских навыках партнеров.

woolstreet.jpg«Для развития в рамках одного не слишком большого города приходится приобретать разные франшизы, – поясняет София Шорчева. – При этом особых отличий в доходности между одежной и обувной франшизами нет – все зависит от места и конкурентной среды. Еще лет десять назад главным достоинством была узнаваемость бренда. Только возьми франшизу, и громкое имя гарантировало прибыль. Федеральные сети не дотягивались до многих регионов и предъявляли к ним жесткие требования по численности населения и его доходам».

В самом деле, в те времена сети шли только в города-миллионники. Теперь же «федералы» присутствуют повсеместно, но высчитывают оптимальное число точек для того или иного города. Таким образом, у местных предпринимателей возникают заметные трудности в подборе франшизы, точкам которой еще есть где развернуться в их городах.

Другим препятствием становятся невыгодные условия франчайзера – высокие цены поставки, низкий уровень сопровождения, неустойчивость сети. Например, когда на условиях Marc&Andre стало неприбыльно работать, многие франчайзи были вынуждены покинуть сеть.

У г-жи Шорчевой большой опыт работы как с франчайзерами, выстраивающими отношения с партнерами по принципу заинтересованного сотрудничества, так и с теми, у кого в приоритете собственные финансовые показатели. Разница между этими двумя типами партнерства очевидна на примере франчайзинга узнаваемых бельевых брендов Milavitsa и Dim.

Milavitsa.jpg«В ЗАО Milavitsa, имеющей свое производство в Белоруссии, всегда можно встретиться даже с собственником,
– рассказывает София Шорчева. – Когда плохо с продажами, менеджеры сами приходят на помощь и разбираются с причинами. Для них каждая закрытая точка – ЧП. Они просчитывают все твои риски, анализируют арендные варианты».

Milavitsa обязательно проводит переговоры с управляющей компанией, поскольку сети всегда легче, чем франчайзи, договориться о привлекательных условиях. При этом компания не навязывает партнеру своих поставщиков мебели и оборудования для магазинов. «Несмотря на общий ребрендинг точек, нам позволяют работать при прежнем дизайне, пока не назреет ремонт, – говорит София Шорчева. – В этой в сети – четкие правила взаимодействия партнеров, и они не меняются при смене топ-менеджеров».

dim_store.jpgСовсем иначе сотрудничает с франчайзи сеть Dim. «Нам сливают товарные остатки прошлых лет, не соблюдают ассортимент, – утверждает Шорчева. – По соседству с действующими бутиками могут забросить аналогичный товар в супермаркеты «Ашан», «Метро», «Магнит» или «Лента» по сниженным ценам. На телефонные звонки и письма часто не откликаются... Хочу отторговать сезон и свои магазины закрыть».

Как считает Шорчева, франчайзерам следует помнить о том, что пока хорошо их партнерам, хорошо и головной компании – и наоборот. Это мнение разделяют многие франчайзи, в том числе Иван Деменков, развивающий франшизу TOM TAILOR в Нижнем Новгороде. Ранее Деменков возглавлял несколько магазинов мультибрендовой сети итальянской одежды Soda, но в 2013 году решил сменить партнера, остановив выбор на немецком бренде. «В первую очередь меня привлекли известность марки, активность в продвижении бренда российским представительством, соотношение цена-качество и частое обновление коллекций (12 раз в год), – поясняет Иван Деменков. – Я обращал внимание и на стоимость франшизы, сроки окупаемости, вовлеченность франчайзера в продвижение марки в регионах, отсутствие вступительной платы и роялти».

tom_tailor.jpgУ г-на Деменкова поначалу были серьезные сомнения в актуальности коллекций TOM TAILOR, поскольку, на его взгляд, немецкая мода консервативна и не очень адаптирована к локальному рынку. «Однако российский представитель компании делает все, чтобы производитель подстроился под наши предпочтения, – говорит Деменков. – Мы высоко оценили сопровождение франчайзи на всех этапах бизнес-процессов. Это и тренинговые программы, и предоставление анализа деятельности точек, и оценка работы персонала через акции «тайный покупатель».

Есть и минусы в работе с брендом: невозможность влиять на формирование ассортимента, исходя из спроса на местах; безусловное выполнение обязательств франчайзи по закупке согласно лимит-плану и невзирая на продажи и остатки товара; зависимость цены от курса валют на момент оплаты товара; отсутствие обмена и возврата товарных остатков.

Критерии отбора

Обобщая опыт действующих франчайзи, подчеркну: франшизный пакет может быть грамотно прописан привлеченными специалистами, но оказаться пустым, дешевым по сути. Никакой передачи обещанных технологий бизнеса и опыта не происходит – у новичка их попросту нет, а для их наработки нужны годы. «Плохо, если компания начинает развитие по франчайзингу, не отработав бизнес-модель, не открыв достаточно собственных магазинов, – считает Иван Деменков. – Риски франчайзи увеличиваются, а возврат инвестиций ставится под сомнение».

sela (1).jpgПотенциальному франчайзи следует быть максимально недоверчивым к молодым франшизам и еще на стадии переговоров проконсультироваться с независимыми оценщиками, а также обстоятельно побеседовать с действующими партнерами, которых лучше выбрать самостоятельно, а не по наводке головной компании.

В ходе выбора необходим анализ франчайзинговой системы в целом, а не только параметров франшизы. Увы, даже оценки самой концепции весьма затруднены отсутствием в РФ общепризнанных инструментов замера франчайзингового рынка: авторитетных рейтингов, госстатистики по отрасли, независимых аттестаций сетей и опросов франчайзи. Сильно мешает дефицит достоверной, аудированной отчетности о держателе сети: законодательство не требует предоставлять таковую, хотя правообладатель по существу рискует чужими деньгами.

В условиях непрозрачности рынка инструментом его замера становится независимое, «штучное» – под заказ – тестирование франчайзинговых систем. Самостоятельно провести многофакторный анализ множества действующих в одном сегменте концепций трудно.

Lefties_store.jpgЭто под силу крупным консалтинговым фирмам и отраслевым СМИ. Хотя услуга по тестированию бизнеса франчайзера еще не вошла в широкую практику, этого следует ожидать в близкой перспективе – предпосылки созрели. Для придания авторитетности такому тестированию организаторам придется раскрывать методику взвешивания факторов, чтобы заказчики и участники рынка понимали логику исследования.

При этом франчайзеры, подвергающие себя добровольному «просвечиванию», получили бы конкурентные преимущества в глазах инвесторов. А торговые центры, обретшие уверенность в надежности того или иного бренда, могли бы чаще покупать франшизы и рекомендовать их своим партнерам, придавая разнообразие витринам и укрепляя пул арендаторов.

Тестирование франчайзинговой системы

При экспертизе «ценности» правообладателя следует прежде всего оценивать не франшизный пакет, а качество бизнеса и общую ситуацию в его нише. Это касается спроса и предложения на текущий момент и на два-три года вперед, конкурентной среды и пр.

table.jpgРазобравшись в среде обитания франчайзинговой системы, можно переходить к ее персональным качествам. Важно определить занятую долю рынка и надежность этой доли, количество точек и число повторных открытий уже действующими франчайзи, наличие финансовых резервов и ликвидность активов, качество управления.

О многом скажет численность персонала франчайзингового подразделения, его мотивированность, степень содействия стартапам и в последующей деятельности, наличие неформального сообщества франчайзи (горизонтальные связи) и его активность. Уровень удовлетворенности по обе стороны франшизы позволяет судить о прочности сетей и их привлекательности для инвесторов.

PHL_Deichmann.jpgКомплексная оценка той или иной концепции имеет свой срок годности. Оптимальный – один год с даты проведения. Это обусловлено возможностью существенных изменений в рыночных реалиях, параметрах сети и холдинга, кадровом составе, степени присутствия в регионе. Провести переаттестацию с актуализацией массива предыдущих данных гораздо легче, чем в случае первоначальной оценки с нуля. Устойчивость (а не агрессивный рост) стала критически важным сетевым параметром, поэтому нужен развитый инструментарий для его исчисления, подобный тому, что наработан в США, где приняты законодательные акты, определяющие понятия франчайзингового договора, а главное – перечень подлежащей разглашению информации о франчайзере и его франшизе.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

BEE-online.ru запускает маркетплейс материалов для легкой промышленности

Поставщики текстиля, фурнитуры и лекал уже могут загрузить карточки своих товаров.
23 августа 16:59
1 036

Что может предложить модная индустрия Ирана российскому потребителю

Что может предложить модная индустрия Ирана российскому потребителю.
17 апреля 08:30
11 159

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
26 498

На общих основаниях: как ритейлеры ищут новые возможности на рынке plus size

Мировые ритейлеры, подорванные последствиями пандемии, ищут новые возможности на рынке plus size.
26 февраля 11:55
24 453

В формате сотворчества. Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности

Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности.
30 августа 23:58
25 209

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности. Советы от сооснователя бренда Arny Praht.
14 июня 15:00
25 796

Гид

Mango
Международный бренд одежды, обуви и аксессуаров для женщин, мужчин и детей в сегменте масс-маркет. Принадлежит компании Punto Fa, S.L. со штаб-квартирой в Палау-Солита-и-Плегамансе (Испания).
DORIZORI
Российский бренд базовой женской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Деконструктивизм
Направление в моде 1980-х – 1990-х годов, для которого характерен принцип выявления структуры одежды.
Смит Пол (Smith Paul)
Британский дизайнер, основатель одноименного бренда.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю