Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Кузница без кадров

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Сегодня на рынке отраслевого образования самой привлекательной для абитуриентов является профессия дизайнера одежды. Тысячи девочек и мальчиков грезят о том, чтобы стать новыми «Шанелями и Диорами», быть популярными, вести яркую светскую жизнь и получать высокие доходы. Для этого, по их мнению, достаточно обладать талантом. Но это лишь одна сторона медали. Работа дизайнера включает в себя еще и множество рутинных обязанностей, а для того, чтобы новая коллекция появилась не только на подиуме, но и в магазине, требуется труд многих специалистов.

dizain-odejdy.jpgНа многочисленных отраслевых мероприятиях – конференциях, круглых столах, совещаниях и заседаниях, – все чаще говорят, что надо поддерживать молодых талантливых дизайнеров, и все реже о том, что инженерные и рабочие кадры тоже нуждаются в помощи, а ведь без них невозможно дальнейшее развитие модной индустрии. Сегодня отраслям легпрома катастрофически не хватает конструкторов, технологов, закройщиков, портных, швей, обувщиков, скорняков – этот список можно продолжать бесконечно.

К возможностям, открывшимся с введением политики импортозамещения, наша легкая промышленность оказалась совсем не готова, так как 25 лет стагнации привели ее к катастрофическому упадку. Если в 1990-м легпром составлял 12,8% ВВП, то в 2015-м – всего 0,4%. Средняя отраслевая зарплата в стране: у швей – 8-15 тыс. руб., у конструкторов – 20-30 тыс. руб. В Москве швея может рассчитывать на зарплату 15-40 тыс. руб., опытный технолог, конструктор – 30-50 тыс. руб., а дизайнер – 70-100 тыс. руб.

zakroishik.jpgНизкая зарплата для специалистов, которые составляют профессиональную основу оставшихся предприятий легкой промышленности, делают их совсем непривлекательными для молодежи. Абитуриенты не хотят идти учиться на швей или конструкторов, потому что не видят перспектив дальнейшего трудоустройства с достойной зарплатой. Большинство образовательных учреждений, занимающихся отраслевой подготовкой кадров всех уровней, были сокращены или закрыты. Сегодня в Москве на швей учат лишь восемь колледжей – в рамках подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (учащихся коррекционных школ).

Минпромторг совместно с Российским союзом производителей одежды опубликовал список наиболее востребованных профессий на предприятиях легкой промышленности. Все опрошенные руководители швейных и трикотажных фабрик сообщили, что производства остро нуждаются в швеях, инженерах-конструкторах, инженерах-технологах. Профессия художника-дизайнера оказалась лишь на четвертом месте. В то же время в список Минтруда «Топ-50 профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования и высшего образования» не попали ни одна профессия и специальность легкой промышленности. Странная и непонятная ситуация.

Судя по данным Минобрнауки, набор абитуриентов на профессии и специальности легкой промышленности каждый год будет уменьшаться на 15-25%. Если посмотреть на раздел «Технология изделий легкой промышленности» (код 29.00.00 – включает все направления подготовки и профили), то количество бюджетных мест на всю страну в этом и следующем учебном году будет таким:

shveya.jpg1. ВПО (бакалавриат и магистратура).
На 16/17 уч.г. – 2388; на 17/18 уч.г. – 1952.
2. СПО.
На 16/17 уч.г. – 200; на 17/18 уч.г. – 152.
3. НПО.
На 16/17 уч.г. – 4533; на 17/18 уч.г. – 2995.

Все это приведет к сокращению преподавателей, и в итоге, уже через 3-4 года на наши предприятия перестанут приходить новые кадры. Зато дизайнеров не готовит только ленивый – в каждом, даже непрофильном, вузе и колледже есть кафедры дизайна.

Итак, что же делать? Крупные предприятия легпрома уже начали открывать собственные учебные центры и самостоятельно растить инженерные кадры из талантливых швей. Решит ли это проблему с кадрами для всей страны – без изменения самой системы отраслевого образования, которая должна работать на опережение, а не плестись в хвосте мировой индустрии моды? Нет, не решит. Но, как известно, спасение утопающего – дело рук самого утопающего, и вместо того, чтобы ждать спасательного круга, лучше самостоятельно предпринимать пусть локальные, но вполне конкретные шаги.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Униформа для хулиганов: как футбол влияет на индустрию моды

Стиль casual, Burberry и Рубчинский — чего могло бы не быть в моде без игры миллионов?
14 августа 09:22
17 309

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 246

Как выделить свой товар на Wildberries

Как выделить свой товар на маркетплейсе Wildberries в условиях «бесконечной полки» в разогретых нишах fashion-розницы?
6 декабря 10:03
11 666

Перспективы локальных марок на рынке детской одежды

О перспективах локальных марок на рынке детской одежды рассказывает Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
24 октября 22:25
9 385

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент, рассказывает основатель консалтингового агентcтва Kids Fashion Retail Елена Письменская.
4 апреля 22:21
24 936

Мойдодыр для сникерхедов. Как зародился рынок химчисток для кроссовок

Как зародился рынок химчисток для кроссовок и кто приложил к этому руку.
5 июля 17:08
25 986

Гид

Перссон Стефан (Persson Stefan)
Шведский бизнесмен, совладелец Hennes & Mauritz AB.
Ресейл
Торговля бывшими в употреблении товарами, а также перепродажа стоков и архивных коллекций.
Woolmark (The Woolmark Company)
Австралийская компания, которая занимается научными исследованиями, контролем качества шерсти и сертификацией продукции из нее.
ZARINA
Российский бренд, специализирующийся на женской одежде для офиса и базовом гардеробе
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю