Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Китайский рубикон

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Еще совсем недавно представить, что fashion-товары российских марок продаются в китайских магазинах, мог только человек с очень богатым воображением. Теперь ситуация в корне меняется – вслед за Baon и «Обувью России» о желании торговать в Поднебесной заявила сотня локальных брендов.

Dasha-Gauser - ss16 - Mercedes-Benz Fashion Week Russia.jpgДо конца года в крупнейшем китайском интернет-магазине AliExpress появятся около 100 российских брендов одежды, обуви и аксессуаров – при поддержке Минпромторга России и в рамках проекта «Мода. Сделано в России». Среди желающих – Dasha Gauser, Ksenia Knyazeva, Dimaneu, «Сударь», «Котофей», «Мелон Фэшн Груп», Trends Brands, FurLand, «Большевичка». Какие риски и возможности ждут тех, кто намеревается продавать свою одежду китайским покупателям? На этот вопрос ответили участники первого Российско-китайского саммита e-commerce, а также представители образовательно-производственного проекта Fashion Factory.

Выступая на саммите, заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Center Екатерина Ильвовская назвала два главных метода оптимизации закупок: увеличение базы поставщков и расширение географии закупок, в первую очередь за счет стран Азии. Главное, чтобы с ними было удобно работать по каналам электронной коммерции. Кроме JD и группы Alibaba (которой принадлежат 1688.com, Alibaba.com, Taobao.com, Tmall.com), в Китае есть еще несколько крупных игроков в нише e-commerce: Banggood, LightInTheBox (и «дочка» MiniInThebox), TinyDeal, Clothing-dropship, Color-shopping, Lovelyshoes, Modlily, Romwe, Sammydress, Strawberrynet, Shangpin. Это лишь те магазины, которые уже русифицировались, то есть у них имеется представление о нашей стране и наших клиентах, соответственно, с ними можно вести речь и об их покупателях. Alibaba сейчас покупает Mei.com, площадку для распродаж люкса, это значит, что сегментация предложений гиганта электронной коммерции расширяется.

russko-kitaiskii sammit ecommerce IMG_5321.jpgК самым крупным торговым сетям в Китае относятся Fashion Bestseller, Esprit Shanghai Company, Glorious Sun Enterprises, Shanghai Metersbonwe Fashion and Accessories, Zhejiang Semir Garment Co (по данным IBIS World). Стандарты в работе торговых центров задают IFS, Chengdu International Fashion Centre, China Lady Shoes Center.


По мнению президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, в этом году экспорт из России в Китай составит 15 млн единиц, в 2018 году ожидается взрывной рост. Общая схема – привозить российские товары нужно на китайские склады и грузить оттуда не напрямую TMall или Taobao, а китайским оптовикам, которые уже сами будут размещать их в крупных интернет-магазинах, зарабатывая свои 10%. Если российские компании поймут, как работать с Китаем, то оборот трансграничной торговли может увеличиться до $1 млрд. Генеральный директор Alibaba Russia Марк Завадский отметил, что в нояб­ре компания запускает первый проект по организации таможенного склада для российских экспортеров на площадке TMall Global.

Как продавать

ali-express.png

JD предлагает три модели вывода российских товаров на китайский рынок: посылочная трансграничая торговля, использование таможенных складов и прямая закупка интернет-магазина у российских производителей. Самая большая сложность, с которой сталкиваются российские компании, – система платежей. У нас мало кто готов обеспечить интернет-эквайринг (услуга, позволяющая торгово-сервисным организациям осуществлять онлайн-расчеты с покупателями) для вывода денег из Китая. Следующая проблема – доставка. «Скорость доставки и оригинальность товара – за этим будущее электронной коммерции», – считает Виктор Сюй, президент международной группы JD.com, пообещав доставлять товары в Россию из Китая в течение одного дня. Китайские покупатели ждут от российских компаний такого же сервиса.

zarina melonfashiongroup fw15-16.jpgПо словам директора по маркетингу компании «Обувь России» Ирины Поддубной, электронная торговля сподвигла ее компанию на эксперименты не только с ассортиментом, но и с дропшиппингом (прямые поставки): «Мы расширили ассортимент товаров для дома. Сейчас у нас 4 интернет-магазина, и нам интересен обоюдный дропшипппинг – линии под собственным брендом. С 2016 года будем плотно прорабатывать варианты работы с Китаем».

Виктор Сюй отметил, что в Китае наблюдается очень сильное социальное расслоение, у разных категорий покупателей свои требования к цене и качеству, поэтому нишу может найти практически любой продавец. Кросс-бордер (трансграничная торговля) составляет от 10 до 50% поставок. Александр Иванов пояснил, что в Китае кросс-бордер функционирует не по всей стране, а только в семи городах, поэтому российским компаниям придется сотрудничать с теми китайскими фирмами, которые знают, как работает бюрократический механизм, и обеспечат необходимую поддержку.

Пока самой перспективной моделью импорта выглядит ввоз через «свободные торговые зоны», каковых в Китае насчитывается 15: в Шеньчжене (две), Гуанчжоу, Шаньтоу, Фучжоу, Нинбо, Шанхае (три), Вайгаоцзяо, Сучжоу, Тяньцзине, Даляне, Циндао, Сямыне, Хайкоу, Чжанцзягане. Товары, ввозимые в Китай с территории «свободных торговых зон», облагаются таможенными пошлинами (ставка зависит от вида продукции) и НДС (17%).

recept.jpgПредставитель департамента ВЭД Минэкономразвития России Екатерина Барвалина назвала три направления, которые смогут облегчить импорт российских товаров в Китай. Первое – развитие службы почтовых отправлений с целью декларации товаров документами Всемирного почтового союза. Второе – оформление схемы возврата НДС без декларации. Третье – обеспечение беспроблемного возврата товара в случае, если клиент отказался от покупки.

Александр Иванов указал на потенциальную проблему, способную осложнить импорт из России в Китай: «У нас с Китаем одинаковые налоги, зарплаты в Китае уже выше наших, электроэнергии на охлаждение фабричных цехов у них тратится больше, чем у нас на отопление. Почему у нас товары дороже? Понимаю, что это риторический вопрос, но производители должны им задаваться. Если в голове не будет такой постановки вопроса, то развития не произойдет. Мы стоим на пороге революционных изменений в торговле – очень скоро останутся только прямые отношения продавца и покупателя».

С чего начать

Если компания собирается работать на китайском рынке, следует провести серьезную подготовительную работу. Составить пошаговую инструкцию помогли основатель Fashion Factory Людмила Норсоян и эксперт проекта Анна Иванова.

Dasha-Gauser-ss16- Mercedes-Benz Fashion Week Russia.jpgШАГ ПЕРВЫЙ. Необходимо прежде всего прощупать рынок – посетить профильные выставки, разные города, моллы, изучить средний чек в них, среднюю стоимость единицы товара. Китай очень неоднороден: в Пекине аудитория одна, в Шанхае – другая, в Гуанчжоу – третья. Жители этих городов избалованы международной индустрией моды. Поэтому надо точно понимать, в какой нише работать: «русский дизайнерский бренд», «трикотажный бренд», «марка для молодых», «марка для взрослых и состоявшихся». Если планируется выход на китайский рынок с дизайнерским продуктом, нужно быть готовым к камерному продвижению и сравнительно небольшим продажам. В любом случае необходимо выбрать прототип магазина – как он оформлен, как в нем представлены капсулы, какую наценку можно назначить, какова стоимость аренды. Стоит учесть, что локальный китайский рынок одежды сейчас находится на уровне российских 1990-х, он переживает эпоху гламура и преклонения перед узнаваемыми брендами.


TrendsBrands_Aviapark_korner -v univermage Debenhams03.jpg«Например, в одном из самых дорогих универмагов Шанхая есть дизайнерский этаж – для нас это смешной привет из 1990-х, с виниловыми юбочками кислотных цветов по цене в несколько сотен, а иногда и тысяч евро. Но они хорошо продаются, – рассказывает Людмила Норсоян. – Для меня как дизайнера в Китае есть очень интересная потребительская категория – женщины, которые имитируют подростковость, пухленькие, с плюшевыми зайцами в руках. Плюшевой игрушкой такая женщина передает свои беззащитность и потребность в поддержке, а лишним весом показывает обеспеченность семьи. Китайской женщине надо громко и звонко шуметь, чтобы ее заметили, поэтому и в одежде она достаточно агрессивна – это еще один тип. Другой – работающая женщина лет 30–35, которая оставила мужа сидеть дома с ребенком. Она трудится вахтовым методом в мегаполисе, и именно она распоряжается бюджетом».


resurs.jpgШАГ ВТОРОЙ. Далее следует обеспечить юридическую защиту – зарегистрировать торговую марку и запатентовать продукцию, дизайн, технологии и т.д. Для этого лучше найти юриста-международника, потому что вопросов будет много – от регистрации знака до открытия счета в местном банке. Надо быть готовым к тому, что в Китае существует практика презумпции невиновности резидента – то есть в случае конфликта китайская сторона всегда окажется правой.


be-free-fw15-16.jpgШАГ ТРЕТИЙ. Затем надо спланировать финансовые потоки в трех вариантах: оптимистичном, реалистичном и пессимистичном. Прежде чем принимать судьбоносные решения, лучше 2–3 раза изучить все данные и потратиться на маркетинговые исследования.


ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. На этом этапе нужно найти коммуникатора, специалиста, который не только владеет китайским языком, но и расскажет о ментальных различиях, поможет культурной интеграции российского бренда. Этот незаменимый специалист может уберечь от ошибок, если вовремя объяснит, что нельзя использовать белый цвет в униформе для продавцов и оформлении витрин, поскольку в Китае это цвет траура, а красный и золотой – можно, так как они ассоциируются с удачей. Нельзя для переговоров просто заказать столик в ресторане – нужна закрытая комната, где будут обслуживать индивидуально; а когда китайский партнер покажет фотографию своего пышнощекого ребенка-младенца, следует обязательно прийти в восторг. Выходя на китайский рынок, необходимо включить в свою команду местного специалиста (возможно, бывшего соотечественника). Маркетинг и юридическая защита очень важны, но если не учитывать китайскую ментальность, предприятие быстро рассыплется в прах.

magazin kotofei moskva.jpg

Торговля российской одеждой в Китае – это проект, который естественным образом вырастает из уже созданного бизнеса. Продаваться там, где производишь, – это естественно. Большинство наших брендов уже выпускают продукцию в Китае, логично и торговать ею здесь же. Но выходя на рынок Поднебесной, стоит учесть, что он открыт прежде всего к тем, кто планирует свой бизнес на века. Великую Китайскую стену с разбегу не перепрыгнешь.




tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Униформа для хулиганов: как футбол влияет на индустрию моды

Стиль casual, Burberry и Рубчинский — чего могло бы не быть в моде без игры миллионов?
14 августа 09:22
17 672

10 тараканов в головах у собственников fashion-бизнеса

Как бороться с тормозящими развитие убеждениями, рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор «Академии розничных технологий».
18 июля 10:05
11 749

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
10 121

AR и VR-технологии: как компании обратить эти инструменты в свою пользу?

AR и VR-технологии меняют модную индустрию до неузнаваемости и определяют победителей на рынке. Что же нужно сделать компаниям, чтобы обратить эти инструменты в свою пользу?
31 января 00:42
13 788

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
24 137

Как реанимировать мертвый бизнес. Бизнес-консультант Виктор Варакин рассказывает, как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях

Как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин в новой рубрике #бизнес_ликбез.
10 сентября 17:52
24 772

Гид

Hermès
Французский люксовый модный дом со штаб-квартирой в Париже, выпускающий изделия из кожи, аксессуары, одежду и пр.
Skims
Американский бренд корректирующего белья и домашней одежды со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе (США).
sãme studio
Российский бренд концептуальной мужской одежды со штаб-квартирой в Санкт-Петербург.
Fusion
Прием сочетания разных стилей и эстетик, ставший популярным в 1990-х благодаря Джону Гальяно.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю