Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Франчайзинг в России

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Реалии франчайзинга сегодняшнего дня комментирует эксперт Екатерина Сойак, учредитель и генеральный директор компании EMTG, организатор выставок BUYBRAND EXPO и Licensing Salon.

Как чувствуют себя франчайзеры и их партнеры в условиях постоянно меняющегося курса рубля, общей экономической нестабильности?

Одежда – пожалуй, первое, на чем начинают экономить в трудные времена, поэтому не все игроки рынка сейчас готовы выводить на рынок новые, пусть даже очень любопытные бренды. Мы сами столкнулись с этим в рамках подготовки встречи лучших бразильских франчайзеров с потенциальными российскими партнерами, которую проведем 10 июня совместно с агентством Apex Brazil. Безусловно, наши ритейлеры интересуются новыми брендами, тем более что бразильских марок на нашем рынке немного, но интерес этот скорее на перспективу, большинство ждет, куда же «вырулит» экономическая ситуация. Глобально это правильное поведение, хотя, знаете, имея уже 13-летний опыт ведения собственного бизнеса, могу сказать, что именно в условиях нестабильности, пока все вокруг сидят и ждут у моря погоды, стоит рисковать, вкладываться, искать новые пути и принимать нестандартные решения.

Как на развитие франчайзинга в России влияют санкции со стороны США и ЕС?

Санкции санкциями, а интересы бизнеса никто не отменял. Да, на крупных франчайзеров уровня «Макдоналдса» оказывается политическое давление, но в целом надо понимать, что франчайзинг представлен главным образом на уровне среднего и малого бизнеса, а франчайзи – это однозначно представители малого бизнеса. Эти категории предпринимателей менее зависимы от внешнеполитических процессов. И все-таки неприятные прецеденты были. Например, несколько наших британских партнеров как раз в разгар политического кризиса на Украине отказались от участия в выставке, мотивировав тем, что хотят подождать и понаблюдать за развитием событий. А один английский бизнесмен прислал нам отказ в довольно резкой форме. При этом большинство наших иностранных партнеров разводят руками и не понимают, почему такие случаи имеют место быть. Мы стараемся в первую очередь ориентироваться на компании, которые в любые времена, включая кризисный 2009 год, приезжали и будут приезжать в Россию, потому что стратегически наш рынок представляет для них большой интерес, несмотря ни на какие политические игры.

Насколько реальную помощь оказывают франчайзеры своим франчайзи на стадии поиска места и ведения переговоров с управляющими компаниями?

что fashion-ритейл на сегодняшний день – самый неоднозначный сегмент с точки зрения мировой практики франчайзинга. Я имею в виду, что в ритейле одежды немного настоящих франчайзеров, готовых и желающих выполнять свои обязанности. Фактически в большинстве случаев под франчайзингом здесь понимается договор оптовой поставки вместе с каким-нибудь услуговым договором, разрешающим использовать фирменную вывеску. Ну, может быть, помогут с дизайн-проектом, и, пожалуй, все. А ведь настоящий франчайзинг – это прежде всего передача некого ноу-хау, пошаговая инструкция, всесторонняя поддержка, обучение. Взаимодействие должно быть взаимовыгодным и долгосрочным, и в этом взаимодействии свою ответственность должна нести каждая из сторон. С одной стороны, для франчайзера его младший партнер не должен быть дойной коровой или просто очередным каналом продаж. С другой – франчайзи тоже должны понимать свою роль и свою ответственность и не должны воспринимать своего франчайзера как доброго и богатого дядю, который вечно им что-то должен: опекать на каждом шагу, входить в положение, давать скидки, забирать непроданный товар и т.д. Некоторые предприниматели свято верят, что стать франчайзи – это сесть на шею франчайзеру и просто «стричь купюры». Это совсем не так. Быть франчайзи – это кропотливая каждодневная работа. И большая ответственность. Всем, кто собирается стать франчайзи, важно помнить: «Бренд – не ваш, но бизнес – ваш и только ваш»! Франчайзинг – это ярчайший пример стратегии win-win. И тут не хотелось бы каких-то новых перекосов в чью-либо сторону.

Cейчас в России, по крайней мере на законодательном уровне, вообще ничьи интересы не защищаются: ни франчайзера, ни франчайзи. Даже понятие «франчайзинг» законодательно не закреплено.

Это неправильно, но, учитывая уровень компетенции наших властей в вопросах бизнеса, лучше бы они вообще ничего не пытались закреплять на уровне законодательства, всем спокойнее было бы. Тут совсем недавно на рассмотрение в Госдуму лег законопроект, который поверг в шок все профессиональное сообщество, потому что он абсолютно однобоко и однозначно защищает интересы франчайзи, а франчайзеров ставит под удар. В нем, например, предлагается обязать франчайзера, еще до того как заключается договор с франчайзи, предоставить всю информацию: финансовую, операционную, данные на поставщиков, сотрудников, инвесторов, с какими процентами и на каких условиях работают с селебрити по продвижению – ну все абсолютно. Естественно, ни одна уважающая себя компания этого делать не будет. Просто конкуренты будут засылать своих людей под видом франчайзи и получать ценную коммерческую информацию.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
7 406

На размер больше: готовы ли бренды одежды предложить plus size для детей

Современные дети и подростки увеличиваются в размерах — как реагируют на эту тенденцию производители одежды?
25 августа 16:10
17 760

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 634

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
26 689

Как рассчитать маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии

Как грамотно рассчитать рекламный и маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии.
9 апреля 15:27
25 066

Контент как двигатель продаж. Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа

Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа.  Эмилия Манвельян, основатель проекта ART FLASH, рассказывает, как контент влияет на узнаваемость марки и продажи новых коллекций.
17 сентября 19:09
29 673

Гид

Tanya Kotegova
Российский модный дом женской одежды prêt-à-porter de luxe со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Zalando
Европейский маркетплейс, специализирующийся на продажах одежды, обуви, аксессуаров, косметики, со штаб-квартирой в Берлине (Германия).
Перссон Стефан (Persson Stefan)
Шведский бизнесмен, совладелец Hennes & Mauritz AB.
Параллельный импорт
Ввоз в страну оригинального товара без согласия правообладателя.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю