Дефицит качества в столице
Аналитики компании JLL отмечают дефицит качественных площадей на рынке торговой недвижимости Москвы, возникший на фоне низкого объема их ввода.
Так, за все три квартала 2017 года в Москве введен в эксплуатацию только один качественный торговый центр – «Vegas Кунцево» (арендопригодная площадь – 113,4 тыс. кв. метров). Это на две трети меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
До конца года анонсировано открытие ТРЦ «Видное парк» (45 тыс. кв. метров), «Миля» (21 тыс. кв. метров), «Петровский» (8,5 тыс. кв. метров), а также торгового комплекса площадью 12 тыс. кв. метров в составе МФК «Фили град». Если все заявленные объекты будут введены в эксплуатацию по плану, то совокупный годовой объем ввода составит около 200 тыс. кв. метров и станет рекордно низким за последние четыре года, сократившись на 62% по сравнению с 2016 годом.
Доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы сократилась с 6,4% во втором квартале до 6% в третьем, что на 2,5 п.п. ниже показателей аналогичного периода 2016 года. При этом практически не изменилась с начала года структура вакантности в срезе по торговым центрам. Эту картину не изменил даже выход нового суперрегионального объекта – «Vegas Кунцево» – вследствие высокого уровня его заполненности (85% к моменту открытия).
Эксперты прогнозируют, что вакантность продолжит снижаться и дальше, а к концу года она может достичь минимального показателя с начала 2015 года – 5,7%. Доля свободных площадей в праймовых торговых центрах, характеризующихся высокими показателями посещаемости и конверсии, держится на уровне, близком к нулю, уже более года.
В третьем квартале на российский рынок вышло шесть новых международных брендов, половина из которых представляет премиальный и люксовый сегменты: бутики одежды премиального уровня Barracuda и Hanro в ГУМе, а также итальянский бутик детской одежды класса люкс Il Gufo в «Петровском Пассаже». Пять операторов открыли первый магазин в Москве, один – казахский Mimioriki – в Самаре.
Столько же зарубежных брендов в третьем квартале покинули российский рынок: Debenhams, Mamas&Papas, LeEco, C&A, Mexx, Accessorize. Это связано с изменением их корпоративной стратегии на рынке либо с оптимизацией портфеля брендов и диверсификацией бизнеса.