Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Альтернативное финансирование

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Есть ли альтернативы банковскому кредитованию у игроков модного рынка? Есть, и не одна.

Даже крупным сетям постоянно нужны средства на ремонт и открытия магазинов, электронную коммерцию и логистику (в первую очередь склады), IT-архитектуру и CRM. Что уж говорить о фабриках, которые хотят выйти в розницу, чтобы получить прямой доступ к конечным покупателям – по словам спикера сентябрьского Russian Fashion Retail Forum, коммерческого директора Fashion Consultig Group Ануш Гаспарян, в среднесрочной перспективе это будет самая перспективная бизнес-модель с точки зрения потенциальной доходности. Разумеется, и этим новым игрокам ритейла понадобятся привлеченные средства. Обычно, когда кредиты становятся менее доступными, предприниматели обращаются к лизингу или факторингу. Но часто обслуживание этих финансовых инструментов слишком дорого. Остается изыскивать альтернативные способы – различные варианты инвестирования и займов.

Вложения в онлайн

Несмотря на некоторое разочарование в интернет-торговле, инвесторы все еще согласны вкладываться в новые онлайн-проекты. Такие организации, как Bonum Capital, ru-Net Holdings и IDealMachine, уже несколько лет поддерживают интернет-инициативы, инвестируя в ecommerce. Лондонский фонд TMT Investments, управляемый Германом Каплуном, Александром Селегеневым и Юрием Мостовым, сделал вложения в американские социальную сеть для шопинга Wanelo и сервис аренды одежды Le Tote. Российский фонд AddVenture интересуется маркетплейсами, интернет-магазинами, торгующими товарами для детей, повседневной одеждой и обувью, проектами на стыке интернет-технологий и ритейла (например, Alibaba или Taobao). Фонд TA Ventures, созданный украинскими предпринимателями в Люксембурге, проинвестировал украинские интернет-магазин одежды Topmall и шопинг-платформу для невест Tailored, а также американский онлайн-магазин белья AdoreMe. В последние годы в интернет-коммерцию вкладывались также Ventech (в TrendsBrands, Mamsy, AdoreMe, Anne Lutfen), Intel Capital (в Ozon, Sapato, KupiVip). 

fin-2-2.jpg

Однако прежде чем обратиться к инвесторам, соискателю нужно ответить на главный вопрос: чем его онлайн-площадка отличается от миллиона аналогичных. Сейчас все интернет-магазины стали очень похожи друг на друга – у многих один и тот же набор категорий, фильтров, акций, условий доставки. Поэтому в первую очередь требуется ясное и четкое понимание, почему покупатели должны прий­ти именно в этот онлайн-магазин, а не в другой. 

Получение инвестиций происходит в несколько этапов: защита проекта перед инвестором, инвестиционный анализ, обсуждение деталей сделки и заключение соглашения. Инвесторы могут входить в проект на разных условиях: либо пополняя акционерный капитал, либо выдавая длительный заем под небольшой процент, либо приобретая определенную долю компании по фиксированной цене. Эксперты не советуют соискателям отдавать инвесторам больше 30% компании, потому что в этом случае велик риск ее потерять. Следует помнить, что сами по себе финансовые вложения – еще не гарантия успешности проекта. Так, даже после привлечения инвестиций Rus-a-porte, Кidskidki, Sprandi и «Мамагазин» либо свернули, либо приостановили работу.

Финансирование офлайн

Получить средства на открытие офлайн-магазинов можно в венчурном фонде, запущенном Промсвязьбанком совместно с общественной организацией «Опора России» для поддержки предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет. Создатели фонда принципиально отказались от инвестирования в IT-стартапы, поддерживают только физическую торговлю и производство. Чтобы получить финансирование, нужно иметь предпринимательский опыт и бизнес-план. Средства выделяются на запуск проекта, развитие уже существующего или на покупку готового бизнеса. Средний размер займа колеблется от 1,5 до 10 млн рублей. Фонд либо выкупает 19,9% компании по номинальной стоимости, либо берет залог в размере до 100% стоимости и рассчитывает на прибыль в 25% годовых. Выход фонда из бизнеса может быть осуществлен путем выкупа доли собственником, выплаты дивидендов, процентов по кредитному договору, продажи части бизнеса третьим лицам. За последние несколько лет организация профинансировала открытие магазинов Pierre Cardin в Иркутске, Milana в Красноярске и производство одежды компании «Маманонстоп». 

fin-4.jpgФинансирует модные стартапы и Союз организаций бизнес-ангелов. Пока в его портфеле есть лишь один проект из сферы fashion – онлайн-аутлет Hautlet, получивший 9 млн рублей. 

Дочка Внешэкономбанка, Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства («МСП Банк»), распределяет госресурсы через партнерские банки, лизинговые, факторинговые и микрофинансовые компании в 81 регионе страны. Кредит предоставляется под залог или гарантию на срок от 6 месяцев. Доля «МСП Банка» в компании не должна превышать 150 млн рублей, процентная ставка и другие условия зависят от организации-партнера. Среди предпринимателей, уже получивших средства по этой схеме, – Вера Ильдейкина. В 2015 году она расширила фабрику по выпуску детской одежды в Кузнецке. На собственные 7 млн руб. Ильдейкина приобрела здание для швейного цеха, а привлеченную кредитную поддержку в объеме 3 млн руб. направила на пополнение оборотных средств предприятия.

Краудинвестинг и краудлендинг

Краудинвестинг – инструмент для привлечения средств не от венчурных фондов или бизнес-ангелов, а от микроинвесторов, которых заинтересовала бизнес-идея соискателя. В США краудинвестинг получил широкое развитие в 2012 году, в России он пока находится на начальном этапе. По мнению создателя локальной площадки для краудинвестинга StartTrack Константина Шабалина, в нашей стране для развития этого направления не хватает инфраструктуры: венчурных судов, системы страхования рисков, единых правил работы инвестиционных агрегаторов, а также законодательного закрепления их статуса. Да и самих площадок мало – помимо упомянутой StartTrack, функционируют еще Simex, SearchFunds, MyPIO. Впрочем, средняя сумма инвестирования на той же StartTrack год назад составляла 1,5 млн руб. от вкладчика.

Краудинвестинг в коммерческой недвижимости в России недавно запустил серийный предприниматель Оскар Хартманн. Его сервис Aktivo.ru позволяет купить долю объекта, а затем получать прибыль от его сдачи в аренду. «Схема работы Aktivo.ru предполагает совместные инвестиции частных инвесторов в объекты недвижимости, – поясняет Оскар Хартманн. – Теоретически арендаторами объектов недвижимости краудфандинговой площадки Aktivo.ru могут стать и fashion-проекты. Площадка постоянно отслеживает различные доходные объекты коммерческой недвижимости, которые выставляются на продажу. К краудинвестинговым платформам часто обращаются стартапы, которым требуются средства на развитие. Устоявшиеся проекты, компании с историей, иногда тоже привлекают инвестиции на таких площадках. Если компания планирует заручиться поддержкой частных инвесторов, то ее бизнес должен быть абсолютно прозрачен – это первое правило. Отчетность также не должна вызывать вопросов. Желательно, чтобы у проекта была успешная история продаж»

fin-3-3.jpg

Краудлендинг – новый формат онлайн-кредитования физлицами других физлиц или компаний. В 2016 году сервис привлечения инвестиций «Альфа-поток» («Альфа-Банк») стал самостоятельным проектом «Поток. Digital». Особенность сервиса – инвесторы вкладывают не в конкретную компанию, а в ряд фирм – в каждую равными долями. На первый «Поток» в феврале 2016 года было подано около 6000 заявок, из них отобрали 29 компаний, которые привлекли 500 инвесторов. За 20 часов было получено 29 млн руб. Таким образом, каждая компания-соискатель получила по 1 млн руб. Срок инвестиций – 6 месяцев, доходность – до 30%. В 2017-м пакеты для инвестиций будут выставлять не раз в полгода, а ежемесячно.

P2p-кредитование

P2p-кредитование (от peer-to-peer – «равноправный») отчасти похоже на крауд­инвестинг, поскольку средства выделяют физические лица. Проект соискателя проходит финэкспертизу площадки-агрегатора, которая помогает проекту привлечь внимание к себе и потом сопровождает заем. Инвесторы должны подтвердить свою кредитоспособность. Сегодня эту модель отрабатывают британская компания Zopa, американские сервисы Prosper, Lending Club, Funding Circle, Trustbuddy и Thincats. В России p2p-кредитование пока больше развивается в потребительском секторе – «Вдолг.ру», «БезБанка», Fingooroo. 

Одной из первых площадок, финансирующих бизнес, стал проект «Город денег», который входит в состав холдинга General Invest. Потенциальные заемщики проходят скоринг, подтверждают статус юрлица и предоставляют документы о финансовом состоянии. Кредитный аналитик сервиса знакомится с бизнесом на практике и дает свое заключение. Если проекту присваивается рейтинг надежности, то его заявка публикуется на площадке. Обычно на это уходит от 1 до 4 дней. Агрегатор берет за свои услуги комиссию (1% от суммы займа) и предлагает дополнительные платные опции, например, помощь в регистрации залогового обеспечения или мониторинг платежей заемщика. Ставку по займу определяет сам предприниматель, который ищет финансирование. Инвестор может предложить свою, но окончательное решение остается за заемщиком. 

Вкладчики хотят получать от 25% до 45% годовых, инвестируя суммы, сопоставимые с открытием одного магазина. В «Городе денег» можно также получить заем на пополнение оборотных средств, покупку или ремонт оборудования и выкуп доли бизнеса.
«Модель p2p-кредитования предполагает достаточно высокий процент по предоставляемым кредитам, как правило, 25–30%, – комментирует Оскар Хартманн. – Банковский кредит, конечно, дешевле. Но когда деньги на предзаказы нужны срочно, p2p-кредитование может стать выходом из ситуации».

Почти все проекты, опубликованные на сайте «Город денег», получают полное или частичное финансирование. У fashion-ритейлеров здесь есть определенные перспективы. Например, Роман, вложивший 120 тыс. рублей в два проекта, рассказывает: «Я вкладываю в сферы, которые, по моему мнению, востребованы всегда (торговля одеждой, предметами интерьера), а также интересуюсь темами, где рынок еще не насыщен (стартапы). До настоящего времени просрочек по возвратам займов не было. Полагаю, это результат работы команды профессионалов с заемщиками»

Список альтернативных инструментов финансирования fashion-компаний можно продолжать. У каждого способа есть свои плюсы и минусы, но формула привлечения средств везде общая – соискатель должен быть уверен в успехе своего проекта и нацелен на долгосрочное развитие.

fin.jpg


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Уроки для начинающих: гайд по применению нейросетей

Какую пользу может принести искусственный интеллект fashion-бизнесу?
29 января 10:04
4 480

Где искать работу начинающему дизайнеру в модной индустрии? Рассказывают финалисты PROfashion Masters

Финалисты разных сезонов Всероссийского конкурса дизайнеров одежды PROfashion Masters поделились опытом, как найти себя в профессии.
23 декабря 16:43
9 567

Мастера кружева о современном развитии ремесла и его целевой аудитории

Мастера кружева о современном развитии традиционного ремесла и его целевой аудитории.
20 февраля 22:51
14 124

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 226

Как рассчитать маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии

Как грамотно рассчитать рекламный и маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии.
9 апреля 15:27
24 771

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
19 875

Гид

Келлер Клэр Уэйт (Keller Clare Waight)
Британский дизайнер, бывший креативный директор Pringle of Scotland, Chloé, Givenchy.
VF Corporation
Международная корпорация со штаб-квартирой в Денвере, шт. Колорадо (США). Владеет более 30 брендами в сегментах спортивной, повседневной, рабочей одежды, обуви и аксессуаров.
Курреж Андре (Courrèges André)
Французский дизайнер, основатель модного дома André Courrèges, один из зачинателей минимализма в моде.
Acoola
Российский бренд детской одежды и аксессуаров со штаб-квартирой, входит в Concept Group.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю