С чужого плеча
В марте этого года российская марка украшений Mineral Weather в сотрудничестве со стилисткой Каролиной Павловской выпустила лукбук, вызвавший много споров и пересудов. Героями съемки стали дети – как объяснила Павловская, воспитанники семейного детского дома, находящиеся на попечении у ее близких родственников, – которые примеряли крупные украшения из натуральных камней.
Мягко освещенные кадры должны были напоминать о сорванцах, добравшихся до маминой шкатулки с драгоценностями и застигнутых в момент игры, но критики сумели разглядеть в ней и эксплуатацию социально незащищенных сирот, и даже намек на педофилию.
Неоднозначный проект помог поднять важные вопросы, многие из которых до сих пор остаются без ответов. Насколько этично приглашать
Закон разрешает
«Общий запрет на использование образов детей в рекламе, за исключением презентации товаров для несовершеннолетних, законодательно существовавший до 2006 года, сохранился лишь для рекламы оружия и продукции военного назначения, — объясняет юрист Вадим Колосов. — Возможно, прежний запрет и не отвечал новому медийному рынку, но отмена табу на использование детей в рекламе алкоголя, лекарств, медицинских изделий, азартных игр представляется слишком неприкрытым реверансом в сторону производителей, которые и так должны бы рекламироваться с большими ограничениями. В рекламе упомянутых товаров лишь запрещено обращаться к несовершеннолетним, но не использовать их образы».
То есть, согласно закону, дети могут рекламировать практически любой товар, в то время как ответственность за регулирование этических и эстетических моментов остается на совести создателей контента. Заигрывание с миловидными детскими образами — довольно популярный прием в рекламе вообще, даже если она обращена ко взрослым, и не обязательно к родителям. Но, как правило, если речь идет о профессиональных, грамотно сделанных промокампаниях, к вовлечению детей относятся осторожно, как к беспроигрышному и потому примитивному способу добывания человеческих эмоций. А если говорить о презентации
«В показах последних лет дети на подиуме визуализируют тесную связь настоящего и будущего, выделяя людей завтрашних, тех, кому придется жить на этой планете. Они отлично вписываются в экологический дискурс, олицетворяя важность каждого сегодняшнего шага. Вместе с тем репрезентация родителей на подиумах снимает с последних некоторую стигму (вы удивитесь, но матери все еще остаются социальной группой, испытывающей давление и дискриминацию, и не только в России) и популяризирует отцовство. В таких показах дизайнеры обычно отказываются от детского моделинга и привлекают к участию своих собственных или знакомых детей, или детей моделей, поэтому история получается честнее».Саша Манакина,
Telegram-канал I hate fashion
Самостоятельная единица
Милли Бобби Браун в 12 лет стала лицом кутюрной линии Calvin Klein by Appointment, Ромео Бекхэм в 13 лет подписал свой первый контракт с Burberry, — перечисляли авторы российского L’Officiel три года назад, описывая всплеск популярности не просто юных, а именно детских образов в модной индустрии. Но примечательно то, что сегодня детям не нужно становиться звездами кино или
Юные знаменитости во все времена привлекали внимание, а бренды всегда охотились за свежими лицами. Calvin Klein первым приобрел звезду сериала «Очень странные дела» Милли Бобби Браун, Miu Miu расторопно подписал контракт с Сэди Синк, а Marc Jacobs — с Уиллоу Смит. Дети гармонично вписываются в эстетику, базирующуюся на сентиментальности и наиве, и в имиджах французского бренда Jacquemus или российской марки M_U_R их присутствие не вызывает вопросов, поскольку очевидно, что они здесь иллюстрируют определенную эмоцию, а не конкретное предложение примерить взрослую вещь на ребенка.
В одной из рекламных кампаний Acne в одежду не по возрасту — и к тому же женскую! — облачен
Уже не дети
Российское модное сообщество куда более консервативно — по рассказам представителей детских модельных агентств, в подавляющем большинстве случаев их подопечные демонстрируют детскую одежду, игрушки, иногда косметику. «В нашем агентстве работают модели от 2 до 17 лет, — говорит Ирина Сабирова, директор и основатель детского модельного агентства WHO IS NEXT. — Если говорить о табу, я бы не отправила детей в возрасте до 12 лет на рекламу нижнего белья, за исключением пижам».
Вот тут и напрашивается мысль о том, насколько размыто представление о детях в модной индустрии, — если
«В конце 2018 года издательским домом Condé Nast был утвержден Международный кодекс поведения, согласно которому модели, участвующие в журнальных съемках, не должны быть моложе 18 лет, — комментирует Ольга Плотникова, основатель международного модельного агентства Twain Management. — Однако при этом на обложке могла появиться условная
Ольга добавляет, что уважающие себя агентства не будут направлять несовершеннолетних моделей на съемки нижнего белья, табака, алкоголя, а в остальном они работают на тех же условиях, что и старшие коллеги: приезжают в чужие страны без сопровождения родителей, самостоятельно принимают решения и рекламируют статусные
Баланс между эстетическими исканиями и этическими нормами чаще всего лежит в области коммерческого потенциала: в итоге побеждает тот образ, который продается или помогает продавать, — а победителей, как известно, не судят.