Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Zalando

Европейский маркетплейс, специализирующийся на продажах одежды, обуви, аксессуаров, косметики, со штаб-квартирой в Берлине (Германия)
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

zalando.jpg

Онлайн-платформа Zalando запущена в октябре 2008 года Робертом Гентцем (Robert Gentz, род. в 1983) и Давидом Шнайдером (David Schneider, род. в 1982) в Берлине. Бизнес-модель проекта была скопирована с американского обувного онлайн-сервиса Zappos, купленного в 2009-м компанией Amazon.

Название Zalando происходит от испанского слова «zapatos», «обувь» и имени стартапа Alando, принадлежавшего братьям Самверам, основателям Rocket Internet, компании, которая в июне 2008 года выделила Гентцу и Шнайдеру инвестиции в 70 тыс. долларов на запуск сайта по продаже сандалий fliptops.de.

Изначально интернет-магазин Zalando торговал только обувью. Через полгода работы продажи стали составлять в среднем миллион евро в месяц. В 2009-м Rocket Internet инвестировала в проект еще 7 млн долларов, Zalando запустила сайт в Австрии, включила в ассортимент модную одежду и начала выпускать собственные коллекции и лейблы.

В конце 2010-го компания стала лидером немецкого рынка онлайн-доставки обуви, но сообщила о убытках в размере 20 млн евро. В том же году компания вышла на рынки Нидерландов и Франции. В 2011-м привлекла инвестиции от J. P. Morgan и DST Global, запустила сайты в Великобритании, Италии, Швейцарии и Швеции, открыла свой первый логистический центр, в Бранденбурге (Германия) и первый технологический офис в Дортмунде (Германия). По итогам 2011 года оборот компании превысил 500 млн евро, однако убыток составил 60 млн евро.

Zalando пыталась привлечь внимание потребителей провокационной телевизионной рекламой, потратив на нее в 2011 году десятки миллионов евро. В январе 2012-го из-за значительных убытков компания сократила расходы на рекламу до 5 млн евро.

В 2012–13 годах Zalando получила инвестиции от Kinnevik, Андерса Холха Полвсена (Anders Holch Povlsen), Summit Partners и BlackRock, запустила сайты в Бельгии, Финляндии, Дании, Норвегии, Польше, Испании, Люксембурге и открыла первый физический аутлет в Берлине. На площадке Zalando были представлены 1 500 брендов, в том числе Diesel, Geox, Iceberg, s. Oliver, Nike, Diesel, Tommy Hilfiger, а также собственный лейбл. По итогам финансового 2012 года компания понесла убытки в размере 92 млн евро.

В 2013-м, по данным Forbes, доля операций Zalando на онлайн-рынке Германии составила 45%, что намного выше, чем у Amazon в fashion-секторе (менее 5%) в тот же период. В 2013 году оборот Zalando достиг 1,8 млрд евро, стоимость компании оценивалась в 5,3 млрд долларов. Тем не менее компания так и не вышла на рентабельность: маржа прибыли до уплаты налогов составляла -6,5% (в 2012-м — -7,2%), кроме того, показатель возврата товаров был на уровне до 50%. Zalando тестировала новые площадки продаж, в частности, мобильные приложения, на которые приходилось до 41% трафика; в июне 2014-го, по данным Forbes, число загрузок приложений маркетплейса достигло 4 млн.

В 2014-м Zalando провела первичное публичное размещение акций на Франкфуртской бирже, ставшее самым крупным IPO в Германии за последние пять лет.

В том же году компания запустила программу лояльности Zalando Plus и выделила собственные модные бренды в группу zLabels — в 2016-м на 17 СТМ Zalando приходилось около 10–20% продаж маркетплейса.

В 2015 году компания привлекла инвестиции от Ontario Teachers’ Pension Plan и Groupe Arnault, запустила сайт в Чехии, а также платформу для партнеров Zalando Partner Program. Компания предприняла шаги по предоставлению услуг, выходящих за рамки электронной коммерции. Zalando приобрела убыточную берлинскую выставку стритвир-одежды Bread & Butter, которую провела в аэропорту Темпельхоф, и открыла физические магазины Zalando Outlet в Берлине и Франкфурте — к концу 2022 году сеть аутлетов насчитывала 12 торговых точек по всей Германии, в которые поступали товарные остатки, имеющие незначительные дефекты, или вещи из предыдущих коллекций.

В 2016 году Zalando привлекла инвестиции от Bestseller Group и Access Industries, запустила сайт в Ирландии и приобрела обувные бренды Salamander, Thomas Munz и Mascotte, а также платформу для персонализации Outfittery. Опасаясь конкуренции со стороны онлайн-ритейлера Amazon, вышедшего в fashion-сегмент, Zalando выделил собственные бренды раздела zLabels в самостоятельный бизнес компании и начал продавать их на конкурирующих сайтах: Zign (дизайнерская обувь) на Asos, Anna Field (платья) на Amazon в США, также несколько марок на китайском Tmall, принадлежащем группе Alibaba.

В 2017–20 годах Zalando получила инвестиции от Tencent, Temasek, Baillie Gifford, Lone Pine Capital, General Atlantic, Dragoneer, SoftBank Vision Fund, Sequoia Capital, в Словакию, Словению, Ирландию, Чехию, Литву, Эстонию, запустила платформу для стилистов Zalon и начала продавать косметику онлайн.

В апреле 2020 года, после вспышки пандемии COVID-19 в Германии, Zalando объявила о программе снижения расходов в размере 350 млн евро. Компания надеялась, что это поможет избежать сокращения рабочих мест. Zalando вступила в партнерство с оператором торговых центров Unibail-Rodamco-Westfield Germany, чтобы предоставить розничным продавцам доступ к своим онлайн-сервисам. По итогам 2020 года Zalando достигла товарооборота в 10,7 млрд евро, увеличив темпы роста до 30,4% благодаря значительному притоку новых клиентов (число активных пользователей выросло на 25%, до 38,7 млн) и партнерской программе Connected Retail, подключившей более 2400 магазинов к онлайн-платформе, что обеспечило брендам дополнительный канал продаж.

В 2020 году Zalando представила платформу для устойчивых брендов Zalando Green, запустила собственную секонд-хенд платформу для жителей Германии и Испании и учредила премию в области устойчивого развития Zalando Sustainability Award, церемония которой впервые была проведена в феврале 2021-го на Неделе моды в Копенгагене.

В 2021 году компания заключила партнерское соглашение с лондонским стартапом в области устойчивого развития Save Your W Clothing о запуске пилотной версии сервиса по ремонту и уходу за изделиями. Программа объединила ритейлера с локальными ремонтными мастерскими, портными, химчистками и ателье, которые оказывали услуги послепродажного обслуживания. До конца 2023 года Zalando рассчитывает продлить срок службы минимум 50 млн изделий.

В 2021 году Zalando получила инвестиции от Coatue Management и Tiger Global Management. Компания была представлена в 23 странах Европы и имела 12 логистических центров в семи государствах. Выбор товаров на площадке увеличился с 700 тыс. единиц в 4-м квартале 2020 года до более 1,8 млн к 2022-му.

Однако из-за инфляции и сбоев в цепочке поставок компания снизила показатели роста: общая выручка в первом квартале 2022-го снизилась на 1,5%, рыночная капитализация Zalando упала с 26,35 млрд евро в июле 2021-го до 9,4 млрд евро в мае следующего года. По итогам 2022 года скорректированная прибыль Zalando до вычета процентов и налогов снизилась до 184,6 млн евро с 468,4 млн евро в предыдущем году, а чистая прибыль составила всего 16,8 млн евро (против 234,5 млн евро годом ранее).

Компания приняла меры по поддержке бизнеса, в том числе сократила нескольких сотен рабочих мест, привлекла более молодую аудиторию — Zalando приобрела контрольный пакет акций lifestyle-медиа Highsnobiety, — отказалась от продаж ряда непопулярных марок и сделала ставку на локальные бренды, которые предлагают актуальные коллекции, соответствующие спросу на конкретных рынках.

В 2023 году маркетплейс Zalando запустил в пилотном режиме виртуальную примерочную, в которой с помощью персональных 3D-аватаров клиенты могут оценить посадку изделий перед покупкой, а также инструмент на базе чат-бота ChatGPT, позволяющий покупателям выбрать нужные товары, исходя из размера, цвета, фасона, дресс-кода, климатических условий и других факторов.

Главные исполнительные директора компании — сооснователи Роберт Гентц и Давид Шнайдер, которым принадлежит 5,16% акций компании. Вторым крупнейшим акционером с долей 10% является датский миллиардер Андерс Холх Полвсен, владелец компании Bestseller. Большая часть акций принадлежит институциональным инвесторам, среди которых Baillie Gifford, Allianz Global Investors, Vanguard World Funds, BlackRock, Morgan Stanley и T. Rowe Price.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Camper
Испанский бренд обуви со штаб-квартирой в городе Инка на острове Майорка (Испания).
Missoni
Итальянский люксовый модный дом со штаб-квартирой в Варезе (Италия).
Crockid
Российская группа компаний, специализирующаяся на производстве детской одежды со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, владеет брендами Сrockid, Cubby, Very Neat и др.
Zolla
Российский бренд женской и мужской одежды в сегменте массмаркета со штаб-квартирой в Москве, принадлежит компании Factor LLC.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю