Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Персона

Миякэ Иссей (Miyake Issey)

Японский дизайнер, основатель одноименного модного дома, один из ярких представителей деконструктивизма.
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Иссей Миякэ (настоящее имя Миякэ Кадзунару, 三宅 一生, Miyake Kazunaru) родился 22 апреля 1938 года в городе Хиросима (Япония). Умер от рака печени 5 августа 2022 года в Токио (Япония).

В детстве Иссей хотел стать танцором, но поступил на факультет графического дизайна в Университете искусств Тама (Tama Art University) в Токио, который окончил в 1964-м. В следующем году поступил в Школу при Федерации высокой моды в Париже (École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), по завершении учебы стажировался у Ги Лароша (Guy Laroche) и Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy). В 1969 году переехал в Нью-Йорк, где изучал английский язык и работал у дизайнера Джефри Бина (Geoffrey Beene).

Вернувшись в Токио в 1970-м, Иссей Миякэ основал компанию Miyake Design Studio. С 1973 года представлял свои коллекции на Неделе моды в Париже .

С самого начала дизайнерской карьеры Миякэ интересовался созданием новых тканей и форм при помощи современных технологий, в чем ему помогала команда дизайн-студии — конструкторы, технологи и художники по текстилю. Обучившись передовым техникам изготовления и трансформации ткани, Миякэ обратился к культурному наследию Японии — посетил исторические ткацкие и красильные производства, чтобы объединить передовые технологии с многовековыми техниками ткачества, крашения и шитья, которые оказались очень функциональными. Например, использовал технику «сасико» — японскую вышивку, которая стежок за стежком укрепляет выношенную, разреженную ткань. Достижения дизайнера в этой области обеспечили ему мировое признание.

Также в историю моды вошли новаторские изыскания Миякэ по созданию одежды из «одного куска ткани» (piece of cloth) — одежды, вполне подходящей для использования в повседневной жизни.

В 1978 году издание Heibonsha выпустило первую монографию дизайнера «Иссей Миякэ: Восток встречается с Западом» («ISSEY MIYAKE: East meet West»).

В 1980-х Миякэ, сохранивший любовь к танцу, продолжил исследования человеческого тела и его динамики. При создании одежды он использовал не только ткань, но и бумагу, пластик и металл. Цикл этих работ дизайнер назвал «Body works». В 1982-м фото платья из ротанговой лозы было опубликовано на обложке художественного журнала Artforum.

В 1981 году Миякэ основал бренд Plantation, согласно концепции которого одежда это инструмент для повседневной жизни. Для создания коллекций марки использовались натуральные ткани, формула дизайна гласила: вне возраста, вне пола, вне сезона, вне времени.

Тогда же, в начале 1980-х, в Париже начали демонстрировать работы два других японских дизайнера — Рэй Кавакубо (Rei Kawakubo под маркой Comme des Garçons) и Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto). Считается, что Миякэ, Кавакубо и Ямамото стали зачинателями новой японской авангардной моды, деконструктивизма.

В 1985 году дизайнер запустил линию Issey Miyake Permanent, в которой повторил лучшие ткани и формы из прошлых коллекций.

В 1986 году началось сотрудничество Миякэ с американским фотографом Ирвингом Пенном (Irving Penn), которое длилось более десяти лет. При этом дизайнер ни разу не общался напрямую с Пенном — на японском языке их взаимодействие называлось «А-Ун» (молчаливое общение). Одежду для фотосессий создавал ассистент Миякэ, Мидори Китамура (Midori Kitamura), а Пенн интерпретировал модели в съемке исходя из собственного видения. По итогам этой работы были выпущены семь книг, объединивших 250 фотографий.

Работы Иссея Миякэ. Фото: Ирвинг Пенн

Работы Иссея Миякэ. Фото: Ирвинг Пенн

Тогда же, в 1986-м, фото Миякэ впервые появилось на обложке журнала TIME под заголовком «Переодеваемся: маэстро стиля» («Changing clothes: maestro of style»).

В 1988 году Миякэ начал экспериментировать с плиссировкой, стремясь добиться простоты производства, удобства ношения и ухода за одеждой из такой ткани. Миякэ также исследовал текстиль на скручивание, сжатие, растягивание, несминаемость и износоустойчивость. Результаты разработок дизайнер воплотил в запущенной в 1993 году линии Pleats Please Issey Miyake. В 2006 году за эту линию Миякэ был удостоен Киотской премии в области искусства и философии, присуждаемой Фондом Инамори в Японии.

В 1992 году был выпущен аромат L’Eau d’Issey. Не перегруженный большим количеством составляющих этот парфюм, вдохновленный океанической водой, стал популярным и хорошо продаваемым во всем мире.

В 1997 году Миякэ частично отошел от дел компании, передав управление бизнесом партнерам, и сосредоточился на исследованиях.

В 1998-м дизайнер создал новую разработку — A-POC (A Piece Of Cloth): в вязальный или ткацкий станок, запрограммированный компьютером, подавалась только одна нить, из которой создавались модели одежды массового производства. Новаторство метода A-POC состояло в синтезе дизайнерского мышления и высокой инженерии, при этом авторство Миякэ на изделиях этой коллекции не указывалось. Дизайнер отмечал: модель настолько утилитарна, что покупатель является соавтором купленной вещи и волен интерпретировать ее по своему усмотрению. В экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) представлена одна из ранних версий A-POC под названием QUEEN.

Широкую известность получила также работа Иссей Миякэ для команды сотрудников Стива Джобса — концепция утилитарной одежды, центральным стилеобразующим элементом которой стала черная водолазка.

В 1999 году Миякэ вошел в список самых влиятельных азиатов ХХ века по версии журнала TIME. «Используя будущее в качестве ориентира и вдохновляясь природой, инновационный японский дизайнер создал одежду, имеющую непреходящую глобальную привлекательность», — уточнило издание.

В 2004 году под руководством дизайнера был основан Фонд Иссей Миякэ (The Miyake Issey Foundation). Вначале он был архивом работ Miyake Design Studio, в 2011 году расширился и стал оказывать поддержку дизайнерам, опирающимся в своем творчестве на национальные традиции и историю японских ремесел.

В дальнейшем на базе команды профессионалов дизайнерского бюро Миякэ была создана Reality Lab (англ. «Лаборатория реальности»), которая, помимо работы над дизайном, стала проводить исследования и внедрять инновации, нацеленные на сохранение окружающей среды и устойчивое развитие.

В 2005-м Миякэ получил премию Praemium Imperial от Японской ассоциации искусств. В 2007 году дизайнер вышел на пенсию, после чего все коллекции, выпускаемые под его именем, стали разрабатываться другими сотрудниками. Тем не менее дизайнер продолжал лично следить за общим направлением выпускаемых линий.

В 2016 году в Национальном центре искусств Токио открылась выставка «Работы Иссея Миякэ», которая отобразила его карьерный путь и достижения, а также проиллюстрировала, как эти достижения вдохновили следующее поколение дизайнеров.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Гаравани Валентино (Garavani Valentino)
Итальянский дизайнер, основатель модного дома Valentino.
ZARINA
Российский бренд, специализирующийся на женской одежде для офиса и базовом гардеробе
Плейн Филипп (Plein Philipp)
Немецкий дизайнер, основатель и владелец компании Philipp Plein.
Ван Бейрендонк Вальтер (Van Beirendonck Walter)
Бельгийский дизайнер, участник «Антверпенской шестерки», основатель одноименного бренда.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю