О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Персона

Миякэ Иссей (Miyake Issey)

Японский дизайнер, основатель одноименного модного дома, один из ярких представителей деконструктивизма.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Иссей Миякэ (настоящее имя Миякэ Кадзунару, 三宅 一生, Miyake Kazunaru) родился 22 апреля 1938 года в городе Хиросима (Япония). Умер от рака печени 5 августа 2022 года в Токио (Япония).

В детстве Иссей хотел стать танцором, но поступил на факультет графического дизайна в Университете искусств Тама (Tama Art University) в Токио, который окончил в 1964-м. В следующем году поступил в Школу при Федерации высокой моды в Париже (École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), по завершении учебы стажировался у Ги Лароша (Guy Laroche) и Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy). В 1969 году переехал в Нью-Йорк, где изучал английский язык и работал у дизайнера Джефри Бина (Geoffrey Beene).

Вернувшись в Токио в 1970-м, Иссей Миякэ основал компанию Miyake Design Studio. С 1973 года представлял свои коллекции на Неделе моды в Париже .

С самого начала дизайнерской карьеры Миякэ интересовался созданием новых тканей и форм при помощи современных технологий, в чем ему помогала команда дизайн-студии — конструкторы, технологи и художники по текстилю. Обучившись передовым техникам изготовления и трансформации ткани, Миякэ обратился к культурному наследию Японии — посетил исторические ткацкие и красильные производства, чтобы объединить передовые технологии с многовековыми техниками ткачества, крашения и шитья, которые оказались очень функциональными. Например, использовал технику «сасико» — японскую вышивку, которая стежок за стежком укрепляет выношенную, разреженную ткань. Достижения дизайнера в этой области обеспечили ему мировое признание.

Также в историю моды вошли новаторские изыскания Миякэ по созданию одежды из «одного куска ткани» (piece of cloth) — одежды, вполне подходящей для использования в повседневной жизни.

В 1978 году издание Heibonsha выпустило первую монографию дизайнера «Иссей Миякэ: Восток встречается с Западом» («ISSEY MIYAKE: East meet West»).

В 1980-х Миякэ, сохранивший любовь к танцу, продолжил исследования человеческого тела и его динамики. При создании одежды он использовал не только ткань, но и бумагу, пластик и металл. Цикл этих работ дизайнер назвал «Body works». В 1982-м фото платья из ротанговой лозы было опубликовано на обложке художественного журнала Artforum.

В 1981 году Миякэ основал бренд Plantation, согласно концепции которого одежда это инструмент для повседневной жизни. Для создания коллекций марки использовались натуральные ткани, формула дизайна гласила: вне возраста, вне пола, вне сезона, вне времени.

Тогда же, в начале 1980-х, в Париже начали демонстрировать работы два других японских дизайнера — Рэй Кавакубо (Rei Kawakubo под маркой Comme des Garçons) и Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto). Считается, что Миякэ, Кавакубо и Ямамото стали зачинателями новой японской авангардной моды, деконструктивизма.

В 1985 году дизайнер запустил линию Issey Miyake Permanent, в которой повторил лучшие ткани и формы из прошлых коллекций.

В 1986 году началось сотрудничество Миякэ с американским фотографом Ирвингом Пенном (Irving Penn), которое длилось более десяти лет. При этом дизайнер ни разу не общался напрямую с Пенном — на японском языке их взаимодействие называлось «А-Ун» (молчаливое общение). Одежду для фотосессий создавал ассистент Миякэ, Мидори Китамура (Midori Kitamura), а Пенн интерпретировал модели в съемке исходя из собственного видения. По итогам этой работы были выпущены семь книг, объединивших 250 фотографий.

Работы Иссея Миякэ. Фото: Ирвинг Пенн

Работы Иссея Миякэ. Фото: Ирвинг Пенн

Тогда же, в 1986-м, фото Миякэ впервые появилось на обложке журнала TIME под заголовком «Переодеваемся: маэстро стиля» («Changing clothes: maestro of style»).

В 1988 году Миякэ начал экспериментировать с плиссировкой, стремясь добиться простоты производства, удобства ношения и ухода за одеждой из такой ткани. Миякэ также исследовал текстиль на скручивание, сжатие, растягивание, несминаемость и износоустойчивость. Результаты разработок дизайнер воплотил в запущенной в 1993 году линии Pleats Please Issey Miyake. В 2006 году за эту линию Миякэ был удостоен Киотской премии в области искусства и философии, присуждаемой Фондом Инамори в Японии.

В 1992 году был выпущен аромат L’Eau d’Issey. Не перегруженный большим количеством составляющих этот парфюм, вдохновленный океанической водой, стал популярным и хорошо продаваемым во всем мире.

В 1997 году Миякэ частично отошел от дел компании, передав управление бизнесом партнерам, и сосредоточился на исследованиях.

В 1998-м дизайнер создал новую разработку — A-POC (A Piece Of Cloth): в вязальный или ткацкий станок, запрограммированный компьютером, подавалась только одна нить, из которой создавались модели одежды массового производства. Новаторство метода A-POC состояло в синтезе дизайнерского мышления и высокой инженерии, при этом авторство Миякэ на изделиях этой коллекции не указывалось. Дизайнер отмечал: модель настолько утилитарна, что покупатель является соавтором купленной вещи и волен интерпретировать ее по своему усмотрению. В экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) представлена одна из ранних версий A-POC под названием QUEEN.

Широкую известность получила также работа Иссей Миякэ для команды сотрудников Стива Джобса — концепция утилитарной одежды, центральным стилеобразующим элементом которой стала черная водолазка.

В 1999 году Миякэ вошел в список самых влиятельных азиатов ХХ века по версии журнала TIME. «Используя будущее в качестве ориентира и вдохновляясь природой, инновационный японский дизайнер создал одежду, имеющую непреходящую глобальную привлекательность», — уточнило издание.

В 2004 году под руководством дизайнера был основан Фонд Иссей Миякэ (The Miyake Issey Foundation). Вначале он был архивом работ Miyake Design Studio, в 2011 году расширился и стал оказывать поддержку дизайнерам, опирающимся в своем творчестве на национальные традиции и историю японских ремесел.

В дальнейшем на базе команды профессионалов дизайнерского бюро Миякэ была создана Reality Lab (англ. «Лаборатория реальности»), которая, помимо работы над дизайном, стала проводить исследования и внедрять инновации, нацеленные на сохранение окружающей среды и устойчивое развитие.

В 2005-м Миякэ получил премию Praemium Imperial от Японской ассоциации искусств. В 2007 году дизайнер вышел на пенсию, после чего все коллекции, выпускаемые под его именем, стали разрабатываться другими сотрудниками. Тем не менее дизайнер продолжал лично следить за общим направлением выпускаемых линий.

В 2016 году в Национальном центре искусств Токио открылась выставка «Работы Иссея Миякэ», которая отобразила его карьерный путь и достижения, а также проиллюстрировала, как эти достижения вдохновили следующее поколение дизайнеров.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний