Inditex

История холдинга берет начало в 1963 году, когда Амансио Ортега (Amancio Ortega Gaona, род. в 1936 году) основал в Испании небольшую швейную мастерскую Confecciones GOA. В 1975 году в
Ла-Корунье открылся первый магазин под брендом Zara, ставшим впоследствии флагманом в портфеле Inditex. В 1976 году бизнес Ортеги, развивавшего сеть магазинов Zara, был зарегистрирован под названием Goasam.Выпускаемая брендом одежда пользовалась спросом у покупателей, так как предлагала бюджетные копии дизайнерских моделей. В начале
1980-х Ортега внедрил в производство компьютерные технологии, что позволило значительно ускорить процессы — так, операции, занимавшие ранее до полугода, теперь выполнялись за 10–15 дней. Вкупе с большой командой дизайнеров это позволило быстро обновлять коллекции, мгновенно отвечая запросам потребителей — теперь им не надо было ждать месяцами, когда задаваемые модными подиумами тренды находили отражение в готовых к продаже товарах. Такой подход к производству положил начало явлению fast fashion («быстрая мода»).В 1985 году Амансио Ортега сменил название компании с Goasam на Inditex (Industria de Diseño Textil S.A. — «Предприятие дизайна текстильных изделий»). К концу
1980-х сеть магазинов Zara насчитывала уже 80 торговых точек и вышла на международный рынок — в 1988–90 годах были открыты магазины в Португалии (в Порту), США (вНью-Йорке ) и Франции (в Париже).В течение
1990-х годов и начала2000-х группа диверсифицировала портфель, запустив бренды Pull & Bear, Bershka, Oysho, Zara Home и Uterqüe (закрыт в 2022 году) и поглотив компании Massimo Dutti и Stradivarius.В 2000 году
штаб-квартира Inditex переехала в новое современное здание, а годом позже разместила акции на Мадридской фондовой бирже. В 2007 году ритейлер началонлайн-продажи .На российский рынок Inditex вышла в 2003 году, запустив сеть магазинов Zara через франчайзингового партнера — финский Stockmann. В 2006 году группа досрочно выкупила франшизу за 46 млн евро, начав стремительную экспансию в России как флагманского бренда, так и других марок в своем портфеле. В марте 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине, Inditex объявила о приостановке работы в России. К этому времени ритейлер располагал более чем 500 торговыми точками на российском рынке, ставшем для компании вторым по величине с долей 8,5% операционной прибыли.
В марте 2023 года Подкомиссия правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями в России одобрила сделку по продаже испанским ритейлером Inditex Group 100% компании
АО «Новая Мода» (ранее «Зара СНГ»), владевшей российскими активами группы. Покупателем российского бизнеса Inditex, включая магазины Zara, выступила компания Fashion And More Management DMCC. Новому владельцу перешли, в частности, права на аренду 245 магазинов, остальные 269 точек были закрыты. Бывшие торговые площади Inditex отданы под новые, специально созданные, бренды: Maag, Dub, Ecru, Vilet.Основатель компании Амансио Ортега являлся председателем совета директоров до 2011 года. В настоящее время он возглавляет советы директоров Pontegadea Inversiones SL и Partler 2006 SL, а также попечительский совет Fundación Amancio Ortega. Ортеге принадлежит контрольный пакет акций компании (предприниматель владеет 1 848 000 315 акциями через Pontegadea Inversiones SL и Partler Participaciones, SLU).
В 2022 году управление Inditex претерпело кадровые перестановки. Так, совет директоров возглавила дочь Амансио Ортеги, Марта Ортега Перес (Marta Ortega Pérez), построившая в группе всю свою карьеру начиная с 2007 года. Она заняла место Пабло Ислы (Pablo Isla), являвшегося бессменным гендиректором компании и зампредседателя совета директоров с 2005 года, а также председателем с 2011 года. Главный исполнительный директор Inditex Карлос Креспо (Carlos Crespo), возглавлявший группу с 2019 года, уступил должность Оскару Гарсии Масейрасу (Oscar García Maceiras), который пришел в компанию в 2021 году и являлся главным юрисконсультом и секретарем совета директоров.
По итогам 2022 финансового года чистая прибыль ритейлера выросла на 27% по сравнению с
2021-м и составила 4,1 млрд евро. Общий объем продаж превысил допандемийный уровень, увеличившись за год на 17,5%, до 32,6 млрд евро, что на 15% выше, чем в 2019 году. При этомонлайн-продажи достигли 7,8 млрд евро.Общая розничная сеть группы по состоянию на конец 2022 года насчитывала 5815 магазинов, штат сотрудников по всему миру составил около 165000 человек. Компания представлена в 213 странах. Производственная цепочка Inditex насчитывала 1729 поставщиков и 8271 фабрику, где задействовано 1576549 работников
По итогам 2023 финансового года (завершился 31 января) продажи Inditex в постоянной валюте выросли на 14,1% до 35,9 млрд евро при сокращении товарных запасов на 7%. Увеличение как в онлайн, так и в
офлайн-каналах продемонстрировали все бренды на всех рынках присутствия. Чистая прибыль выросла на 30,3% до 5,4 млрд евроВ финансовом отчете за первое полугодие 2024 года Inditex отметил увеличение продаж на 10,2% до 18,1 млрд евро. Прибыль компании выросла на 10% и составила 2,8 млрд евро.
Увеличение продаж, несмотря на закрытие 47 физических магазинов Zara, 33 Oysho, 16 Zara Home и др. марок группы в течение последних нескольких лет, согласно данным конгломерата, обусловлено операционной поддержкой бутиков и активным расширением ассортимента брендов.