GAPANOVICH
Бренд основан в 2012 году в Мурманске дизайнером Александрой Гапанович, выпускницей лондонского колледжа искусств и дизайна Central Saint Martins, под названием Alexandra Gapanovich (в дальнейшем Sasha Gapanovich, GAPANOVICH).
Концепция марки строится на переосмыслении национальных культурных кодов, в частности, традиционного костюма Крайнего Севера, миксе локальных образов, паттернов, деталей со смыслами концептуального люкса. Фирменные черты дизайна марки — рюши, ручная вязка, работа с объемами, многослойность, ручная работа. Команда из двух человек, дизайнера и
мастера-закройщика , производит изделия ограниченным тиражом: вяжут, вываривают хлопок и используют ручные техники декорирования (вышивку, аппликацию, деконструкцию).В апреле 2021 года Sasha Gapanovich дебютировал на Mercedes Benz Fashion Week Russia, после чего имиджи коллекции были опубликованы в итальянском издании Vogue.
В 2021 году в коллаборации с Этнографическим музеем
Санкт-Петербурга под эгидой проекта Front Fashion марка создаламини-коллекцию «Наслоения», в которую вошли три модели, вдохновленные экспонатами из фондов музея. Основой образов стал саамский костюм из отшлифованных, заходящих друг на друга пластинок.В феврале 2023 года Александра Гапанович победила в номинации «лучшая творческая коллекция» международного конкурса PROfashion Masters в Москве.
В ноябре того же года бренд представил коллекцию «Секретики», вдохновленную известной детской забавой советского времени. Ее основой стали образы Крайнего Севера, как бы спрятанные в природные ландшафты Кольского полуострова в разные времена года.
В июле 2024 вышла первая свадебная коллекция GAPANOVICH, в которой использовались вариативность силуэтов, структур, фактур, многослойность, воздушность, объемы и прозрачные детали. Линейка эксклюзивно представлена в свадебном
концепт-сторе Anti-Bride Place.В августе
2024-го GAPANOVICH представил на Неделе моды UF LAB в Екатеринбурге коллекцию, вдохновленную творчеством Александра Пушкина. Ее центральным стал образ Царевны Лебеди, а характерными чертами — деконструктивизм, традиционная костюмная многослойность,А-образные силуэты, прозрачность, летящие рукава и юбки, цветочные драпировки, воротники из перьев. Коллекция была создана специально для проекта «Ассоциации» музея «Царское село» в Москве.В 2024 году изделия бренда представлены в 5 мультибрендовых магазинах в Москве и Махачкале, в том числе шоурумах Others, Front Fashion,
Anti-Bride Place, а также наонлайн-платформе Rustrends.