О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Деконструктивизм

Направление в моде 1980-х – 1990-х годов, для которого характерен принцип выявления структуры одежды.
Работы Рей Кавакубо на выставке Rei Kawakubo/Comme des Garçons Art of the In-Between в Метрополитен-музее, 2017 год
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Понятие «деконструктивизм» в культурологический обиход ввел в 1960-х французский философ Жак Деррида (Jacques Derrida), который обозначил этим термином метод анализа текста через его составляющие, что позволяет выявлять внутренние противоречия между смыслом и формой.

В начале 1980-х состоялись парижские и нью-йорские показы коллекций Comme des Garçons Рей Кавакубо (Kawakubo Rei) и Y’s Йоджи Ямамото (Yamamoto Yōji), которые предъявили европейской и американской аудитории новый образ: вещи словно распадались на части, были переделаны или не завершены.

В 1985 году исследователь моды Гарольд Кода в статье «Рей Кавакубо и эстетика бедности» (Harold Koda, «Rei Kawakubo and the Aesthetic of Poverty») назвал «издевательством» создание дорогих модных предметов гардероба, имитирующих изношенные вещи старьевщиков или одежду уличных нищих.

Журналистка The New York Times Бернадин Моррис (Bernadine Morris) в репортаже о парижских показах Comme des Garçons 1983 года обозначила основные особенности стиля деконструктивизма: «эта одежда не обнажает, а напротив, скрывает тело и не ставит своей целью соблазнить текстурой или цветом. Ее нельзя описать в привычных терминах, потому что ее формы текучи, а пропорции не соответствуют человеческим. Не имеет значения, на каком уровне расположен подол или обозначена талия… нет и намека на тело: руки продеты в разрезы похожего на накидку топа, а одежда многослойна…»

Считается, что применительно к моде понятие «деконструктивизм» стало использоваться после выставки «Деконструктивистская архитектура» («Deconstructivist Architecture»), состоявшейся в 1988 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Представленные на ней проекты нового поколения архитекторов — Рема Колхаса (Rem Koolhaas), Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind), Захи Хадид (Zaha Hadid) и др. — положили начало направлению, переосмыслившему идеи советского конструктивизма и ставшему популярным на рубеже XX–XXI веков.

Основные принципы деконструктивизма в моде 1990-х были изложены в статье Элисон Гилл «Деконструктивная мода: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды» (Alison Gill, «Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes», 1998), где этот стиль описывался как «незаконченная, разваливающаяся, переработанная, прозрачная или гранжевая одежда».

Помимо Кавакубо и Ямамото к деконструктивизму в моде относят также дизайнеров «Антверпенской шестерки», в частности, Мартина Маржела (Martin Margiela), Анн Демельмейстер (Ann Demeulemeester) и Дриса ван Нотена (Dries van Noten), а также Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood).

По своей сути, деконструктивизм освобождает одежду от жестких структур и устоявшихся правил, поощряя свободу и индивидуальность в методах построения костюма. Это движение принимает несовершенства, незаконченность и хаотичность. Для предметов одежды характерны обтрепанные края, необработанные подолы, не совпадающие или вывернутые наружу швы, демонстрирующие сознательное пренебрежение традиционными технологиями изготовления одежды. Вещь как бы разрезается на части и реконструируется инновационным способом, включая сборку деталей из различных предметов или материалов.

К примеру, Мартин Маржела работал с отпоротыми подкладками винтажных платьев, создавая из них самостоятельные предметы одежды. На поверхность выходили ранее скрытые конструктивные элементы: вытачки, молнии, швы. Он же создавал новые жакеты путем перелицовки старых: швы оказывались не на изнаночной, а на лицевой стороне изделия.

Деконструктивисты часто экспериментируют с асимметричным кроем, драпировкой и многослойностью, используют контрастные ткани, цвета и фактуры, что усиливает ощущение беспорядка, расширяя границы дизайна и смыслов. Так, коллекции Вивьен Вествуд, воплощая панковский бунт и эстетику бедности, создали концепцию «антимодной» дизайнерской одежды, встроенной в коммерческую систему fashion-индустрии.

Деконструктивизм как направление, открывшее возможности нестандартных решений в создании одежды, закрепил ряд приемов и новшеств: рваные края, демонстрация изнанки, асимметрия, гипертрофия форм, увеличенные размеры (так называемый «oversize»), апсайклинг и др.


Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний