История проекта началась в 2007-м, когда шведские предприниматели Йонас Нордландер (Jonas Nordlander) и Филип Энгельберт (Filip Engelbert) запустили в России интернет-аукцион Avitok. Так как подобный формат не пользовался популярностью среди пользователей рунета, Нордландер и Энгельберт пересмотрели концепцию бизнеса и в октябре того же года запустили сервис объявлений Avito, специализировавшийся на товарах повседневного спроса, который также предполагал возможность проведения аукционов. В 2009-м основатели полностью отказались от аукционной модели, сосредоточив внимание на работе с объявлениями.
К декабрю 2009 года, благодаря инвестициям от фондов Kinnevik и Vostok Nafta в размере около 10 млн долларов, которые были направлены на продвижение сервиса, аудитория Avito составила 3,4 млн уникальных пользователей. Так как узнаваемость проекта оставалась низкой, было принято решение о масштабной рекламной кампании.
В 2010-м компания привлекла 26 млн долларов от шведского концерна Investment AB Kinnevik и фонда Northzone Ventures.
В начале 2010 года стартовала первая рекламная кампания сервиса на федеральных телеканалах ТНТ, СТС и «Первом», на которую было потрачено 116 млн рублей. Осенью 2010-го реклама была размещена в печатных изданиях, на радио и уличных носителях.
Через несколько месяцев Avito обошел основного конкурента, сервис объявлений «Из рук в руки», и стал лидером рынка. К концу 2010-го аудитория сайта достигла 6 млн пользователей. Количество просмотров сервиса выросло в 16 раз, но компания все еще работала в убыток. Годовая выручка составила около 1 млн долларов, что было значительно меньше вложенных в рекламу средств.
В 2011 году Avito запустил мобильную версию сайта и приложение для смартфонов, а также сервис «Магазины», позволивший продавцам создавать виртуальные витрины товаров, принесший компании около 6% от общей выручки.
В 2012-м Avito вошел в топ-5 самых посещаемых сайтов страны, уступая только «ВКонтакте», «Одноклассники», Mail.ru и «Яндекс».
В том же году компания получила 75 млн долларов от международных фондов Accel Partners и Baring Vostok Private Equity Fund, благодаря чему продолжила проведение масштабной рекламной кампании.
По итогам 2012 года интернет-сервис продемонстрировал значительный рост выручки, которая достигла 30 млн долларов. В течение года пользователи Avito продали товаров на сумму 1 трлн рублей, что составляло 2% от ВВП России.
В этот же период компания начала выход на международные рынки, запустив сайт Avito.ma в Марокко, который стал крупнейшей платформой объявлений в этой стране.
В 2013-м после покупки части акций сервиса крупным международным холдингом Naspers, произошло слияние Avito с российскими сегментами принадлежащих ему OLX.ru и Slando.
Устранение ключевых конкурентов и консолидация рынка позволили Avito укрепиться на лидерских позициях и отказаться от агрессивной рекламной стратегии. В 2013 году количество рекламных показов сократилось до 16,9 тыс., что было почти в пять раз меньше, чем в 2012-м. Уменьшив затраты на рекламу, по итогам 2013 года компания получила первую крупную прибыль, составившую 679 млн рублей.
В 2014 году компания запустила сервис «Avito Промо», позволявший пользователям размещать рекламные кампании и продвигать их, что укрепило бизнес-модель за счет роста рекламных доходов.
К концу 2014-го Avito вошел в десятку крупнейших интернет-компаний России по версии Forbes.
Сервис ввел систему вертикальных категорий объявлений, которые группировались по тематикам, улучшив структуру платформы и удобство ее использования. В это же время компания начала брать плату за публикацию объявлений, а не только за их продвижение. По данным «РБК», доход Avito от этой модели варьировался в диапазоне от 500 млн до 1,5 млрд рублей.
Рост платформы привел к необходимости улучшения логистики. В 2015 году компания приобрела CheckOut, получив собственную систему доставки товаров, доступную как для бизнес-клиентов, так и для частных пользователей.
В 2015 году холдинг Naspers приобрел контрольный пакет акций Avito, увеличив свою долю с 17,8% до 67,9%.
В том же году платформа запустила сервис контекстной рекламы «Avito Контекст» и начала брать плату за размещение бизнес-объявлений, сохранив при этом бесплатные публикации для частных пользователей.
В 2016-м компания открыла проект по развитию fashion-направления #AvitoFashion, в рамках которого заработали магазины российских брендов Dasha Gauser, CODE: UNIK, AFOUR Custom, RxB Shoes, Varvara, Anna Stevar, Eleonora Amosova, Chrisbery, Yulia Topolnikova, Bouton, Rosol. Dress2Travel.
В 2016-м выручка «Авито» составила 11,68 млрд рублей, в 2017 году она увеличилась до 15,5 млрд рублей, а в 2018-м достигла 20 млрд рублей при прибыли в 8,9 млрд рублей.
Весной 2018 года «Авито» запустил сервис доставки товаров от продавцов к покупателям, охватив более 650 городов России, что позволило пользователям приобретать товары у частных лиц и малого бизнеса без личных встреч.
В сентябре 2018-го начала работать система отзывов и рейтингов продавцов, позволившая оставлять оценки и комментарии после завершения сделки.
К октябрю 2018 года количество пунктов выдачи заказов сервиса в разных регионах страны превысило 3600.
25 января 2019-го холдинг Naspers консолидировал 99,6% акций «Авито», фактически став его полноправным владельцем.
В том же году «Авито» начал сотрудничество с Почтой России, что позволило значительно расширить географию доставки, охватившей 19 877 населенных пунктов.
В 2019 году выручка компании составила 24 млрд рублей, прибыль — 9,4 млрд рублей. За год пользователи сервиса продали товаров на сумму 1,32 трлн рублей, что составляло 1,45% от ВВП страны.
В 2020-м выручка выросла до 29 млрд рублей, а прибыль до 10,6 млрд рублей. В 2021 году выручка увеличилась до 31 млрд рублей.
В период с 2016 по 2020 годы российское издание Forbes регулярно ставило «Авито» на третье место в списке самых дорогих компаний рунета (после Mail. Ru Group и «Яндекса»). В 2021-м компания опустилась на пятое место в этом рейтинге, к февралю 2021-го ее стоимость составила 4,9 млрд долларов.
В феврале 2021 года «Авито» анонсировал запуск маркетплейса, начав переход на транзакционную модель взаимодействия между профессиональными продавцами и покупателями. Нововведение позволило пользователям не только искать товары, но и напрямую совершать покупки через платформу.
В октябре 2021-го компания улучшила процесс отправки товаров, внедрив функцию на странице заказа, которая позволяла продавцам выбрать подходящее отделение для отправки, а покупателям узнать режим работы и точный адрес отделения, а также выбрать время для посещения.
Согласно данным AppAnnie, если в 2018 году на «Авито» с мобильных устройств ежемесячно заходили 19 млн пользователей, то к 2021-му этот показатель вырос до 50 млн, при этом каждую минуту на сайте происходило 120 сделок.
В конце 2021 года «Авито» стал самым посещаемым сайтом объявлений в мире, обогнав Craigslist, по версии SimilarWeb.
В феврале 2022-го к руководству «Авито» присоединился бывший топ-менеджер Amazon Хартмут Финк (Hartmut Fink), который сосредоточил внимание на развитии доставки и платежей в «Авито Товарах».
В марте 2022 года «Авито» объявил о выделении из состава OLX Group в самостоятельную компанию, после чего продолжил работать в составе группы Prosus, сохранив команду топ-менеджеров во главе с Владимиром Правдивым. В мае 2022-го Prosus начала искать покупателя на свою долю в «Авито».
В мае 2022-го подразделение Prosus, принадлежащее Naspers, объявило о прекращении деятельности в России, в октябре того же года сообщило о заключении соглашения с Kismet Capital Group Ивана Таврина о продаже «Авито» за 151 млрд рублей.
В ноябре 2022 года сервис добавил функцию «Корзина», позволившую покупателям собирать товары от разных продавцов и оформлять заказ на несколько позиций сразу.
В декабре 2022-го Avito представил коллекцию, разработанную совместно с российским брендом Hooli, под названием «Первооткрыватели». В нее вошли асимметричные дождевики, теплые бомберы, оверсайз-худи и другие базовые вещи.
Avito x Hooli
В этот же период компания ввела комиссию в размере 2% от стоимости за продажу товаров с помощью доставки для нескольких категорий, таких как одежда, обувь, аксессуары, товары для детей и др.
В 2022 году стоимость «Авито» увеличилась до 6,2 млрд долларов, что позволило компании вернуться на третье место в списке самых дорогих компаний рунета.
Чтобы предотвратить мошенничество, «Авито» вводит различные технические меры, например, блокирует возможность вставлять ссылки на внешние ресурсы и призывает пользователей вести все коммуникации внутри сервиса. В феврале 2022 года платформа скрыла телефоны частных продавцов, заменив их на специальные временные номера, чтобы затруднить работу автоматических систем. Тогда же была внедрена верификация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
По данным компании, в 2022 году категория одежды, обуви и аксессуаров заняла первое место по продажам, которые за год увеличились 83%.
В марте 2023-го платформа опередила Ozon и Wildberries по числу пользователей — аудитория «Авито» впервые превысила отметку в 60 млн посетителей в месяц. В апреле 2023-го количество активных объявлений на платформе превысило 150 млн, увеличившись за год почти в два раза.
14 апреля 2023 года Владимир Правдивый, занимавший должность генерального директора «Авито» с 2016 года, сообщил о своей отставке. Руководство компанией перешло к новой команде топ-менеджеров.
В мае 2023-го совместно с сервисом «Яндекс Доставка» в тестовом режиме была запущена доставка крупногабаритных товаров в Москве и Санкт-Петербурге. Летом того же года открылся раздел «Авито Премиум», где продавались товары от премиальных брендов, прошедшие проверку на подлинность.
В июне 2023 «Авито» создал специальный раздел для одежды, обуви и аксессуаров российских брендов. Для запуска пилота компания привлекла Институт развития индустрии моды Beinopen, в сотрудничестве с которым отобрала 30 производителей, в том числе Cocos, Fakoshima, 404 Not Found, You Wanna и др.
С 13 ноября по 12 декабря 2023 года на Патриарших прудах в Москве работала точка выдачи заказов нового формата, которая включала в себя попап-магазин с лаунж-зоной, примерочными комнатами и фотозоной. Специально для этого пространства студией ароматов для дома 4elements был создан фирменный парфюм «Авито Премиум», призванный вызывать ассоциации с атмосферой роскоши и дополнять впечатления от покупки.
В 2023 году выручка компании составила 100,9 млрд рублей, прибыль — 39,3 млрд рублей.
В апреле 2024-го «Авито» анонсировал запуск раздела «Молл», предназначенного для продажи новых и «как новых» товаров от крупных и частных продавцов, оформленный по аналогии с классическими маркетплейсами.
В июле 2024 года стартовала коллаборация платформы с российским брендом Monochrome, в рамках которой была разработана система дропов, эксклюзивно размещаемых в разделе «Авито Премиум» каждую неделю.
В сентябре 2024-го началось тестирование раздела «Avito Бизнес 360» с товарами и услугами для предпринимателей, а также в партнерстве с российской ресейл-платформой Second Friend Store был запущен консьерж-сервис продажи вещей люксового сегмента для жителей Москвы и Московской области.
В декабре 2024 года компания приобрела сервисы интернет-рекламы AdRiver и Soloway, которые входили в группу Internest.
В этом же месяце сервис начал тестировать доставку из-за границы. На первом этапе пользователям были доступны товары только из Китая, продавцы, доставлявшие их, были отмечены значком «Товары из-за рубежа».
За 2024 год на платформе было продано более 900 тысяч товаров.
В начале 2025 года головной офис «Авито» находился в Москве, также работали офисы в Санкт-Петербурге, Казани и Самаре, численность персонала компании превышала 10 тыс. человек, количество объявлений на сервисе составляло более 230 млн.
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.