Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Авито (Avito)

Российский интернет-сервис объявлений о товарах, услугах и др., принадлежит Kismet Capital Group с головным офисом в Москве
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

avito.png

История проекта началась в 2007-м, когда шведские предприниматели Йонас Нордландер (Jonas Nordlander) и Филип Энгельберт (Filip Engelbert) запустили в России интернет-аукцион Avitok. Так как подобный формат не пользовался популярностью среди пользователей рунета, Нордландер и Энгельберт пересмотрели концепцию бизнеса и в октябре того же года запустили сервис объявлений Avito, специализировавшийся на товарах повседневного спроса, который также предполагал возможность проведения аукционов. В 2009-м основатели полностью отказались от аукционной модели, сосредоточив внимание на работе с объявлениями.

К декабрю 2009 года, благодаря инвестициям от фондов Kinnevik и Vostok Nafta в размере около 10 млн долларов, которые были направлены на продвижение сервиса, аудитория Avito составила 3,4 млн уникальных пользователей. Так как узнаваемость проекта оставалась низкой, было принято решение о масштабной рекламной кампании.

В 2010-м компания привлекла 26 млн долларов от шведского концерна Investment AB Kinnevik и фонда Northzone Ventures.

В начале 2010 года стартовала первая рекламная кампания сервиса на федеральных телеканалах ТНТ, СТС и «Первом», на которую было потрачено 116 млн рублей. Осенью 2010-го реклама была размещена в печатных изданиях, на радио и уличных носителях.

Через несколько месяцев Avito обошел основного конкурента, сервис объявлений «Из рук в руки», и стал лидером рынка. К концу 2010-го аудитория сайта достигла 6 млн пользователей. Количество просмотров сервиса выросло в 16 раз, но компания все еще работала в убыток. Годовая выручка составила около 1 млн долларов, что было значительно меньше вложенных в рекламу средств.

В 2011 году Avito запустил мобильную версию сайта и приложение для смартфонов, а также сервис «Магазины», позволивший продавцам создавать виртуальные витрины товаров, принесший компании около 6% от общей выручки.

В 2012-м Avito вошел в топ-5 самых посещаемых сайтов страны, уступая только «ВКонтакте», «Одноклассники», Mail.ru и «Яндекс».

В том же году компания получила 75 млн долларов от международных фондов Accel Partners и Baring Vostok Private Equity Fund, благодаря чему продолжила проведение масштабной рекламной кампании.

По итогам 2012 года интернет-сервис продемонстрировал значительный рост выручки, которая достигла 30 млн долларов. В течение года пользователи Avito продали товаров на сумму 1 трлн рублей, что составляло 2% от ВВП России.

В этот же период компания начала выход на международные рынки, запустив сайт Avito.ma в Марокко, который стал крупнейшей платформой объявлений в этой стране.

В 2013-м после покупки части акций сервиса крупным международным холдингом Naspers, произошло слияние Avito с российскими сегментами принадлежащих ему OLX.ru и Slando.

Устранение ключевых конкурентов и консолидация рынка позволили Avito укрепиться на лидерских позициях и отказаться от агрессивной рекламной стратегии. В 2013 году количество рекламных показов сократилось до 16,9 тыс., что было почти в пять раз меньше, чем в 2012-м. Уменьшив затраты на рекламу, по итогам 2013 года компания получила первую крупную прибыль, составившую 679 млн рублей.

В 2014 году компания запустила сервис «Avito Промо», позволявший пользователям размещать рекламные кампании и продвигать их, что укрепило бизнес-модель за счет роста рекламных доходов.

К концу 2014-го Avito вошел в десятку крупнейших интернет-компаний России по версии Forbes.

Сервис ввел систему вертикальных категорий объявлений, которые группировались по тематикам, улучшив структуру платформы и удобство ее использования. В это же время компания начала брать плату за публикацию объявлений, а не только за их продвижение. По данным «РБК», доход Avito от этой модели варьировался в диапазоне от 500 млн до 1,5 млрд рублей.

Рост платформы привел к необходимости улучшения логистики. В 2015 году компания приобрела CheckOut, получив собственную систему доставки товаров, доступную как для бизнес-клиентов, так и для частных пользователей.

В 2015 году холдинг Naspers приобрел контрольный пакет акций Avito, увеличив свою долю с 17,8% до 67,9%.

В том же году платформа запустила сервис контекстной рекламы «Avito Контекст» и начала брать плату за размещение бизнес-объявлений, сохранив при этом бесплатные публикации для частных пользователей.

avito-2.jpg

В 2016-м компания открыла проект по развитию fashion-направления #AvitoFashion, в рамках которого заработали магазины российских брендов Dasha Gauser, CODE: UNIK, AFOUR Custom, RxB Shoes, Varvara, Anna Stevar, Eleonora Amosova, Chrisbery, Yulia Topolnikova, Bouton, Rosol. Dress2Travel.

В 2016-м выручка «Авито» составила 11,68 млрд рублей, в 2017 году она увеличилась до 15,5 млрд рублей, а в 2018-м достигла 20 млрд рублей при прибыли в 8,9 млрд рублей.

Весной 2018 года «Авито» запустил сервис доставки товаров от продавцов к покупателям, охватив более 650 городов России, что позволило пользователям приобретать товары у частных лиц и малого бизнеса без личных встреч.

В сентябре 2018-го начала работать система отзывов и рейтингов продавцов, позволившая оставлять оценки и комментарии после завершения сделки.

К октябрю 2018 года количество пунктов выдачи заказов сервиса в разных регионах страны превысило 3600.

25 января 2019-го холдинг Naspers консолидировал 99,6% акций «Авито», фактически став его полноправным владельцем.

В том же году «Авито» начал сотрудничество с Почтой России, что позволило значительно расширить географию доставки, охватившей 19 877 населенных пунктов.

В 2019 году выручка компании составила 24 млрд рублей, прибыль — 9,4 млрд рублей. За год пользователи сервиса продали товаров на сумму 1,32 трлн рублей, что составляло 1,45% от ВВП страны.

В 2020-м выручка выросла до 29 млрд рублей, а прибыль до 10,6 млрд рублей. В 2021 году выручка увеличилась до 31 млрд рублей.

В период с 2016 по 2020 годы российское издание Forbes регулярно ставило «Авито» на третье место в списке самых дорогих компаний рунета (после Mail. Ru Group и «Яндекса»). В 2021-м компания опустилась на пятое место в этом рейтинге, к февралю 2021-го ее стоимость составила 4,9 млрд долларов.

В феврале 2021 года «Авито» анонсировал запуск маркетплейса, начав переход на транзакционную модель взаимодействия между профессиональными продавцами и покупателями. Нововведение позволило пользователям не только искать товары, но и напрямую совершать покупки через платформу.

В октябре 2021-го компания улучшила процесс отправки товаров, внедрив функцию на странице заказа, которая позволяла продавцам выбрать подходящее отделение для отправки, а покупателям узнать режим работы и точный адрес отделения, а также выбрать время для посещения.

Согласно данным AppAnnie, если в 2018 году на «Авито» с мобильных устройств ежемесячно заходили 19 млн пользователей, то к 2021-му этот показатель вырос до 50 млн, при этом каждую минуту на сайте происходило 120 сделок.

В конце 2021 года «Авито» стал самым посещаемым сайтом объявлений в мире, обогнав Craigslist, по версии SimilarWeb.

В феврале 2022-го к руководству «Авито» присоединился бывший топ-менеджер Amazon Хартмут Финк (Hartmut Fink), который сосредоточил внимание на развитии доставки и платежей в «Авито Товарах».

В марте 2022 года «Авито» объявил о выделении из состава OLX Group в самостоятельную компанию, после чего продолжил работать в составе группы Prosus, сохранив команду топ-менеджеров во главе с Владимиром Правдивым. В мае 2022-го Prosus начала искать покупателя на свою долю в «Авито».

В мае 2022-го подразделение Prosus, принадлежащее Naspers, объявило о прекращении деятельности в России, в октябре того же года сообщило о заключении соглашения с Kismet Capital Group Ивана Таврина о продаже «Авито» за 151 млрд рублей.

В ноябре 2022 года сервис добавил функцию «Корзина», позволившую покупателям собирать товары от разных продавцов и оформлять заказ на несколько позиций сразу.

В декабре 2022-го Avito представил коллекцию, разработанную совместно с российским брендом Hooli, под названием «Первооткрыватели». В нее вошли асимметричные дождевики, теплые бомберы, оверсайз-худи и другие базовые вещи.

avito-1.jpg

Avito x Hooli

В этот же период компания ввела комиссию в размере 2% от стоимости за продажу товаров с помощью доставки для нескольких категорий, таких как одежда, обувь, аксессуары, товары для детей и др.

В 2022 году стоимость «Авито» увеличилась до 6,2 млрд долларов, что позволило компании вернуться на третье место в списке самых дорогих компаний рунета.

Чтобы предотвратить мошенничество, «Авито» вводит различные технические меры, например, блокирует возможность вставлять ссылки на внешние ресурсы и призывает пользователей вести все коммуникации внутри сервиса. В феврале 2022 года платформа скрыла телефоны частных продавцов, заменив их на специальные временные номера, чтобы затруднить работу автоматических систем. Тогда же была внедрена верификация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

По данным компании, в 2022 году категория одежды, обуви и аксессуаров заняла первое место по продажам, которые за год увеличились 83%.

В марте 2023-го платформа опередила Ozon и Wildberries по числу пользователей — аудитория «Авито» впервые превысила отметку в 60 млн посетителей в месяц. В апреле 2023-го количество активных объявлений на платформе превысило 150 млн, увеличившись за год почти в два раза.

14 апреля 2023 года Владимир Правдивый, занимавший должность генерального директора «Авито» с 2016 года, сообщил о своей отставке. Руководство компанией перешло к новой команде топ-менеджеров.

В мае 2023-го совместно с сервисом «Яндекс Доставка» в тестовом режиме была запущена доставка крупногабаритных товаров в Москве и Санкт-Петербурге. Летом того же года открылся раздел «Авито Премиум», где продавались товары от премиальных брендов, прошедшие проверку на подлинность.

В июне 2023 «Авито» создал специальный раздел для одежды, обуви и аксессуаров российских брендов. Для запуска пилота компания привлекла Институт развития индустрии моды Beinopen, в сотрудничестве с которым отобрала 30 производителей, в том числе Cocos, Fakoshima, 404 Not Found, You Wanna и др.

С 13 ноября по 12 декабря 2023 года на Патриарших прудах в Москве работала точка выдачи заказов нового формата, которая включала в себя попап-магазин с лаунж-зоной, примерочными комнатами и фотозоной. Специально для этого пространства студией ароматов для дома 4elements был создан фирменный парфюм «Авито Премиум», призванный вызывать ассоциации с атмосферой роскоши и дополнять впечатления от покупки.

В 2023 году выручка компании составила 100,9 млрд рублей, прибыль — 39,3 млрд рублей.

В апреле 2024-го «Авито» анонсировал запуск раздела «Молл», предназначенного для продажи новых и «как новых» товаров от крупных и частных продавцов, оформленный по аналогии с классическими маркетплейсами.

В июле 2024 года стартовала коллаборация платформы с российским брендом Monochrome, в рамках которой была разработана система дропов, эксклюзивно размещаемых в разделе «Авито Премиум» каждую неделю.

В сентябре 2024-го началось тестирование раздела «Avito Бизнес 360» с товарами и услугами для предпринимателей, а также в партнерстве с российской ресейл -платформой Second Friend Store был запущен консьерж-сервис продажи вещей люксового сегмента для жителей Москвы и Московской области.

В декабре 2024 года компания приобрела сервисы интернет-рекламы AdRiver и Soloway, которые входили в группу Internest.

В этом же месяце сервис начал тестировать доставку из-за границы. На первом этапе пользователям были доступны товары только из Китая, продавцы, доставлявшие их, были отмечены значком «Товары из-за рубежа».

За 2024 год на платформе было продано более 900 тысяч товаров.

В начале 2025 года головной офис «Авито» находился в Москве, также работали офисы в Санкт-Петербурге, Казани и Самаре, численность персонала компании превышала 10 тыс. человек, количество объявлений на сервисе составляло более 230 млн.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Гуляев Игорь
Российский дизайнер, основатель одноименного модного дома.
International Woolmark Prize (IWP)
Международный конкурс дизайна одежды из шерсти мериноса.
Veter.cc
Российский бренд экипировки для велоспорта и триатлона со штаб-квартирой в Москве.
Finn Flare
Финский бренд повседневной одежды для женщин и мужчин со штаб-квартирой в Москве (Россия).
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю