adidas
Название adidas является аббревиатурой, составленной из имени и фамилии основателя Адольфа («Ади») Дасслера (Adolf (Adi) Dassler, 1900 -1978). Свою первую обувь Адольф и его брат Рудольф (Rudolf Dassler) выпустили в 1920 году. В
1924-м они основали компанию Gebrüder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»). Первые в мире шипованные бутсы, а также обувь для легкой атлетики появились в 1925 году.В 1948 году Дасслеры решили разделить свое предприятие — каждый из них получил по фабрике в Херцогенаурахе. Рудольф запустил бренд Puma, а Адольф зарегистрировал в 1949 году марку Adi Dassler adidas Sportschuhfabrik, название которой в итоге сократилось до adidas.
Дизайн ранее выпускавшихся моделей обуви Dassler включал две, три и четыре полоски. В 1949 году Адольф Дасслер зарегистрировал модель обуви с тремя полосками, ставшими впоследствии знаковыми для бренда. В 1951 году adidas приобрел товарный знак с тремя полосами у финского бренда Karhu, а в 1971 году к ним добавился трилистник.
Компания adidas активно росла в течение
1950-х годов, когда немецкие футболисты перешли на обувь ее производства — бутсы были легкими и имели завинчивающиеся шипы. Затем компания разработала линию спортивных товаров, представив в 1963 году свои первые футбольные мячи, а спустя четыре года — линию одежды. В течение многих лет adidas оставался крупнейшим производителем спортивной обуви, но в1970-х годах конкуренция усилилась, особенно со стороны новых игроков, таких как Nike. В1980-х , после смерти Ади Дасслера, доля компании на рынке сократилась. Наследники Дасслера покинули фирму в1990-м . В 1990 — 1993 годах adidas принадлежал французскому менеджеру Бернару Тапи (Bernard Tapie), который не смог возродить бизнес. Компания была продана французским инвесторам, а главным исполнительным директором и председателем совета директоров стал РоберЛуи-Дрейфус (RobertLouis-Dreyfus ), при котором началась реорганизация компании. В 1995 году она стала публичной и смогла избавиться от долгов.
Штаб-квартира adidas
Под руководством
Луи-Дрейфуса adidas приобрел в 1997 году компанию Salomon Group, известную товарами для зимних видов спорта, а также владеющую поставщиком товаров для гольфа TaylorMade. В 2001 году холдинг adidas был переименован вAdidas-Salomon AG и занялся розничной торговлей, следуя примеру Nike. В 2004 году компания вступила в успешное партнерство с дизайнером одежды Стеллой Маккартни (Stella McCartney).В
2005-м adidas продала Salomon, но сохранила бренд TaylorMade. В следующем году название было изменено обратно на Adidas AG. Более поздние приобретения adidas включали компанию Reebok (включая бренды Rockport иReebok-CCM Hockey) в 2006 году и специализирующуюся на туризме Five Ten в2011-м .В марте 2015 года был представлен пятилетний стратегический
бизнес-план компании «Creating the New». В том же году продан бренд Rockport, а двумя годами позже, после прихода в adidas нового генерального директора Каспера Рорстеда (Kasper Rørsted), холдинг расстался с хоккейным брендом CCM и марками для гольфа TaylorMade, Adams Golf и Ashworth. Основные усилия были сосредоточены на развитии adidas и Reebok. В августе 2021 года adidas объявил о продаже Reebok компании Authentic Brands Group. Сделка, сумма которой составила около 2,5 млрд долларов, была завершена в марте 2022 года.В августе 2022 года из adidas ушел Каспер Рорстед, при котором бренд добился значительного прогресса в модернизации и оптимизации
бизнес-модели . Смену руководителя в компании объяснили необходимостью перезапуска после трех лет борьбы с экономическими последствиями пандемии и геополитической напряженностью. Место Рорстеда занял бывший гендиректор Puma Бьерн Гульден (Bjørn Gulden).
Флагман adidas на 5-й Авеню в Нью-Йорке
В марте 2022 года, после начала
российско-украинского конфликта, adidas сообщил о прекращении продаж в России. По результатам3-го квартала 2022 года уход с российского рынка привел к потере компанией более 100 млн евро.Осенью 2022 года adidas был вынужден разорвать контракт с дизайнером Канье Уэстом (Kanye West), в том числе остановить производство продуктов под брендом Yeezy. Причиной послужили антисемитские заявления музыканта. Операционный убыток от прекращения сотрудничества оценивался в 700 млн евро.
К началу 2023 года в Adidas Group, по данным компании, работали более 60 000 человек по всему миру. Общее количество магазинов adidas в 2022 году сократилось до почти 2 000 (в
2021-м сеть насчитывала около 2 200), а том числе по причине ухода бренда из России.В 2023 финансовом году выручка Adidas, не зависящая от валюты, не изменилась по сравнению с предыдущим годом, в то время как в пересчете на евро оборот снизился на 5% до 21,4 млрд евро. Годовой убыток от продолжающихся операций составил 58 млн евро по сравнению с чистой прибылью в 254 млн евро в 2022 году.
В конце апреля 2024 года компания сообщила, что вернулась к росту после снижения продаж в 2023 году. Продажи группы выросли почти на 4% и составили почти 5,5 млрд евро, при этом негативное влияние оказали валютные эффекты. С поправкой на них рост составил 8%. Прибыль выросла до 170 млн евро после убытка в 39 млн евро.
В финансовом отчете за второй квартал
2024-го Adidas отметила рост выручки до 5,82 млрд евро (+11% за аналогичный период 2023).Продажи кроссовок Adidas выросли на 17% по всему миру, что компенсировало потерю доходов от продукции Yeezy. После разрыва договора с Канье Уэстом, с которым бренд развивал линейку, компания продала оставшиеся модели по себестоимости. Закрытие Yeezy отразилось на доходах Adidas, однако в 2024 году оставшиеся модели линейки принесли бренду 350 млн евро, за вторую половину года компания прогнозировала продажи еще на 150 млн евро.
Согласно данным отчета за третий квартал
2024-го , выручка компании увеличилась на 7% и составила 6,4 млрд евро, операционная прибыль выросла на 46% до 598 млн евро, включая 50 млн евро за продажу оставшихся моделей Yeezy. Согласно обновленному годовому прогнозу, Adidas ожидает, что выручка нейтральная к валюте увеличится примерно на 10% в 2024 году, а операционная прибыль достигнет уровня около 1,2 млрд евро.