«Не нужно называть моду ремеслом»
Дизайнер российской марки ODOR Никита Калмыков попал в медийное поле несколько лет назад и быстро привлек к себе внимание благодаря работе сразу с двумя восходящими на тот момент трендами. Во-первых, он предложил более артистичное и чувственное восприятие мужской одежды, создавая рубашки с кружевными фрагментами, напоминающие об эстетике прошлых веков. Во-вторых, использовал антикварные материалы, не пожалев для одной из своих первых коллекций семейный архив текстиля, созданного прабабушкой.
Никита, где вы учились, почему выбрали профессию дизайнера одежды? Когда впервые почувствовали тягу к этому ремеслу?
Я окончил Университет имени Косыгина по специальности «дизайнер аксессуаров», проучившись там шесть лет. На протяжении всего времени обучения, помимо работы с аксессуарами из кожи, трудился над созданием одежды и выпустил несколько полноценных коллекций, а также много рисовал, занимался иллюстрацией.
Какие важные вещи вынесли из процесса обучения?
В те годы образование еще было полноценным, с шестилетним специалитетом, и я могу сказать, что получил очень многое за время учебы. В программе была масса академических предметов: живопись, рисунок, композиция, графика, общеобразовательные дисциплины. Обучение было разносторонним, но всегда оставалось время для самообразования, путешествий, получения новых знаний на практиках, неделях моды и в общении с совершенно разными людьми. Я понял, что обучение должно быть многогранным.
Чтобы заниматься созданием одежды, нужно смотреть и ориентироваться не только на одежду, но и на историю, историю моды, историю искусств, на графику, живопись. Чем больше навыков ты впитываешь в себя, тем качественнее получается продукт, который представляешь.
Самое важное, что я хочу сказать: не нужно называть моду ремеслом, потому что ремесло это технический навык, который отрабатывается и не требует особого врожденного таланта или вкуса. Ремеслу можно обучиться, а мода — помимо того, что это искусство, еще и бизнес, и серьезная профессия. Для того чтобы в России индустрия изменилась, встала в русло рабочего бизнеса, нужно так ее и воспринимать. А ремесло — это как раз те техники, которые мы используем в коллекциях. Например, вышивка или одежда, которую шьют портные.
Расскажите немного о своих стажировках. Какой опыт они вам принесли?
Во время обучения в институте я стажировался у Леонида Алексеева, где занимался аксессуарами, рутинными и ежедневными задачами и где смог понять, как функционирует мода в России. На одном из показов я был ассистентом у Кирилла Гасилина и впервые увидел, как устроена неделя моды изнутри, как работает организация
Как вы можете охарактеризовать аудиторию вашей марки? Что именно покупатели находят у ODOR?
Аудитория марки — абсолютно разные люди, но все они видят в вещи концептуальную наполненность, а не просто способ прикрыть наготу. Что я действительно ценю в своих клиентах — это их понимание, из чего создана вещь. Им нравится рассматривать детали, они вникают в происхождение тканей, кружева, фурнитуры. Им важно узнать идею конкретной коллекции, понять движение моей мысли и
Сейчас вы продолжаете работать с винтажными тканями? Где находите и приобретаете материалы для своих коллекций?
Да, я продолжаю эту историю, но сейчас она развивается более тонкими и иными смысловыми путями, сохраняя ДНК бренда. Все винтажные кружева, ткани и фурнитуру для коллекций продолжаю находить на блошиных рынках, правда, сейчас это стало сложнее
Большая ли у вас команда? Где и как производятся ваши вещи?
У нас совсем небольшая команда: помимо административного персонала агентства NOB (это около 10 человек) со мной и брендом работает ассистент. Есть одно производство в Подмосковье и одна портная, которая специализируется на сложных обработках. Вместе с ней мы придумываем технологические узлы так, чтобы это было и грамотно, и практично, и отвечало тем требованиям, которые я выдвигаю к своим сложным вещам. А уже заказы на производство партий размещаются в Москве и Подмосковье — это абсолютно разные места, они зависят от конкретной коллекции, варьируются в зависимости от сложности и задач.
С какими магазинами и шоурумами сотрудничает ODOR в настоящее время?
Сейчас помимо
Какими инструментами для продвижения марки вы пользуетесь? Насколько важны для вас социальные сети?
Основным продвижением занимается команда NOB, я же считаю важным моментом съемку одежды на разных людях. Заглянув в
Насколько сложно развивать нишевую марку с оригинальной эстетикой здесь, в России?
Нишевую марку развивать в России сложно, поскольку все универмаги и магазины заинтересованы в тиражных партиях. А производства Москвы и России в целом не обладают достаточными навыками для быстрого, технологичного и тиражного пошива сложных изделий. Им интереснее отшивать простую базу из простых материалов — удобных и легких в работе. Но в сегодняшнем положении перепотребления и перенасыщения модного рынка важно сохранять концепт и не поддаваться на те условия, которые диктуют сотрудники тиражных производств.
Как развивается ваша марка сейчас и в каком направлении вы планируете работать дальше?
Сейчас мы сконцентрированы на создании рубашек и блузок, они будут наполняться новыми смыслами, новыми сложными обработками. Также среди важных направлений работы — поиск новых шоурумов, новых коллабораций, работа с европейскими и азиатскими байерами. То, что я очень давно хочу воплотить в жизнь, и то, что я применял в съемке