События / Выставки

Переломный момент

Почему организаторы и экспоненты считают прошедшую выставку CPM знаковой
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

1300 брендов из 30 стран, 21 300 посетителей из 50 государств — таковы итоги 33-й выставки CPM — Collection Premiere Moscow, состоявшейся 3—6 сентября в столичном ЦВК «Экспоцентр». И организаторы, и многие экспоненты назвали этот выпуск «знаковым».

Бег на месте

Тема Russian Fashion Retail Forum, традиционно проходящего во время CPM, звучала в этот раз так: «Актуальные вызовы эпохи цифровой трансформации в российском fashion-ритейле…» Если же сформулировать более конкретно, то все выступления экспертов и спикеров были посвящены одному вопросу — борьбе за клиента на стагнирующем рынке.

По данным, которые привела во время форума Ануш Гаспарян, соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group, в 2018-м стоимостный объем российского рынка одежды составил 1451,3 млрд рублей — это ровно столько же, сколько и в предыдущем году. После серьезного падения в 2015-м (-9%) модный ритейл в нашей стране пару лет показывал слабый рост (+1% в 2016-м, +3% в 2017-м) и теперь замер.

«За 20 лет мы в России мы прошли тот путь, который Европа и Америка проходили лет за 150, — напомнила Ануш Гаспарян. — Сегодня российский рынок очень развит, как с точки зрения присутствия международных и локальных, так и с точки зрения ведения бизнеса. С 2001 года он развивался семимильными шагами, от +9% до +36% в год. Сейчас такого мощного прироста нет, потому что рынок уже насытился. После кризиса 2014 года продажи очень сильно упали. Теперь рынок стагнирует. По сути, мы топчемся на месте».

CPM-2.jpg

Выставка CPM

Как сообщил председатель Европейского Совета по экспорту одежды и текстиля (EFTEC) Райнхард Дёпфер, экспорт одежды из стран Евросоюза в Россию, по итогам 2018 года, увеличился лишь на 1%, до 2 387 млн евро. Тенденцию замедленного роста не преодолели и основные поставщики — Италия (+1%, 890 млн евро) и Германия (+1,2, 490 млн евро). «Это показатели почти на уровне 2010 — 11-го годов. То есть почти 10 лет строительства бизнеса европейских компаний на российском рынке прошли впустую. Тем не менее, большинству европейских поставщиков и их клиентов удалось не только сохранить крепкие дружественные связи, но и еще сильнее сблизиться — благодаря этому опыту. Партнеры вместе пережили тяжелые кризисные времена», — отметил Райнхард Дёпфер.

Лишь четырем европейским странам-экспортерам удалось серьезно повысить уровень товарооборота, достигнутый после кризиса в 2009 году: Польше (149 млн евро, в 11 раз), Испании (320 млн евро, +286%), Финляндии (176 млн евро, +252%), Литве (127 млн евро, +6,7%).

По прогнозам EFTEC, в 2019-м ожидается умеренный рост объема поставок одежды из Евросоюза — на 1,7%, до 2793 млн евро. «2019 год — переломный, — уверен Райнхард Дёпфер. — Разумеется, все проблемы, которые испытывает покупатель, отражаются на продажах одежды, поэтому прогнозировать трудно. И эйфории относительно будущего мы не испытываем. Мой совет вам: старайтесь сокращать затраты и инвестируйте в современные технологии. Чем лучше вы наладите цифровые связи между поставщиками и заказчиками, тем успешнее станете в будущем».

Онлайн-разговор

Постоянный участник CPM, немецкий производитель одежды, специалист в сегменте брюк Brax, недавно запустил русскую версию своего сайта, чтобы говорить с клиентами на одном языке. «Таким образом мы ближе познакомим российских потребителей с ценностями Brax и научимся правильно воспринимать запросы клиентов, — прокомментировал руководитель направления международных продаж компании Штефан Ланге. — Мы продаем не просто брюки или одежду — мы продаем определенный образ. Поэтому привлекаем селебрити к работе с брендом, это помогает нам рассказывать о себе и нашей продукции. Приглашение известных спортсменов Бастиана и Аны Швайнштайгеров в качестве амбассадоров Brax вызвало большой резонанс, а вечеринка по поводу премьеры весенне-летних коллекций 2020 от BRAX в. Дюссельдорфе получила широкое освещение в соцсетях. И мы, конечно, будем проводить крутые мероприятия и здесь, в России. А с помощью сайта сможем раньше сообщить о них своим клиентам, скажем, в Сочи, Красноярске или Хабаровске. Таким образом, мы, с одной стороны, транслируем наш международный опыт в Россию, а с другой, предоставляем им оперативную связь — они могут общаться напрямую с нашей русской командой в Германии, и это будет канал быстрой коммуникации».

CPM-3.jpg

Немецкий павильон на выставке CPM

По данным FCG, интернет-ритейл, ориентированный на бюджетный сегмент и на нишевый спрос, чувствует себя более чем уверенно: по итогам 2018 года, в некоторых категориях одежды, обуви, аксессуаров рост превысил 10%. Оборот Wildberries, ведущего сегодня игрока российского fashion-рынка e-commerce, в первом полугодии увеличился на 61%. Именно онлайн-игроки диктуют сегодня правила игры. «Если вас нет в интернете, значит, вас нет на рынке», — считает Ануш Гаспарян.

Однако далеко не все ритейлеры готовы менять сложившуюся за десятилетия схему работы. «Меня весьма удивило, если не сказать обескуражило, что закупщики европейских брендов работают по старинке, как много лет назад. Они часто заказывают коллекции тех итальянских брендов, у которых даже сайта своего нет, — поделилась наблюдением Яна Недзвецкая, дизайнер, создатель брендов LO и JN, принявших участие в CPM. — Наши партнеры давно привыкли заказывать все наши коллекции через интернет — у нас сайт с розничными и оптовыми ценами, достаточно зарегистрироваться, чтобы получить всю необходимую информацию. Очень удобно закупать коллекцию, не приезжая в офис. Это огромная экономия средств на билеты и гостиницу. А те, кто покупал и продолжает покупать в Европе, действуют по старинке — просят лукбук, в котором нельзя показать даже видеокартинку модели. Я не представляю, как можно без видео делать заказ в наше время!»

Российский ландшафт

В 33-м выпуске CPM приняли участие 630 компаний из России — это почти половина экспонентов выставки. И уже не первый год российский павильон становится местом притяжения байеров. «В спросе произошел разворот к локальным продуктам и брендам. Сегодня бренды, сделанные в России, в почете. Для потребителя уже нет никакой разницы, где произведен товар. Его волнует цена», — отметила Ануш Гаспарян.

В течение нескольких сезонов на CPM наблюдается тренд растущего интереса к российским поставщикам со стороны ритейлеров, работающих с европейскими марками. «В этом году у нас на стенде появилось гораздо больше владельцев бутиков, которые раньше закупали итальянские бренды, — сообщила Яна Недзвецкая. — Теперь эти марки стали не по карману большей части клиентов. И собственники бутиков задумались о снижении закупочных цен на сезонные коллекции для своих магазинов». «Они добавляют в брендовый портфель российские марки, но не в ущерб европейским, — уточнила Ольга Лозинская, гендиректор Radical Chic. — Действительно, подорожала логистика, выросли ввозные пошлины и НДС — однако не все локальные дизайнеры могут выдерживать производственные сроки и объемы. Я пока еще не сталкивалась с тем, чтобы кто-то отказался от хорошего европейского поставщика в пользу российского бренда».

Тем не менее число локальных участников выставки с каждым годом растет, и организаторы поддерживают эту тенденцию. «В осеннем сезоне мы наблюдаем положительную динамику участия производителей из России в сегментах модной одежды и аксессуаров, а также прирост посещения выставки со стороны специалистов по отношению к осеннему сезону 2018 года, — сообщил Николай Ярцев, российский директор проекта CPM. — Впервые на CPM представлено более 10 регионов России в концепции коллективных стендов, и это — не считая такие спецпроекты как My Country и Start-Up. Мы наблюдаем, как активные представители большого числа российских городов меняют ландшафт индустрии».

Среди участников 33-го выпуска — дебютанты CPM My Country, бренды Buts8, D. A. Atelier и TMDRESS из Красноярска; компании из Вологды, Екатеринбурга, Иваново, Иркутска, Владимира, Калуги, Карачаево-Черкессии, Краснодара, Москвы, Пензы, Ульяновская, Нижнего Новгорода, Саранска, Ставрополя, приехавшие на выставку при поддержке местных отраслевых ассоциаций, центров предпринимательства и развития экспорта.

CPM-8.jpg

Коллективная экспозиция «Сделано Москве»

Московский экспортный центр (МЭЦ) второй раз подряд организовал коллективную экспозицию «Сделано Москве», представившую 24 московских марки, в том числе Akhmadullina Dreams, Laroom, Cephea, Maslov, Vassa&Co., Victoria Andreyanova, Radical Chic, Anna Slavutina, LO и JN. В день открытия выставки CPM с участниками стенда встретились руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин и гендиректор МЭЦ Кирилл Ильичев, который сообщил на своей странице в Facebook: «„Мы наигрались в моду, наигрались в пафос и хотим делать бизнес, зарабатывать деньги, а главное — видеть одежду своих брендов на обычных людях!“ — под таким лейтмотивом прошла беседа с дизайнерами-участниками коллективного стенда МЭЦ „Сделано Москве“». Алексей Фурсин, в свою очередь, прокомментировал в Faceboook: «Я смотрю на моду не как на то, что можно надеть на себя, а как на настоящее предпринимательство, которое приносит налоги в бюджет города. Да к тому же и активно экспортируется. В первом полугодии 2019 экспорт данного направления вырос к аналогичному периоду прошлого года на 16,3%, или 211,7 млн долларов США. „СНГ одеваете“, — скажут критики. Не только. В топ-5 — и Франция с Италией. Ровно поэтому мы через Московский экспортный центр активно поддерживаем индустрию… Участие в стенде CPM — возможность найти крупных байеров прямо на площадке. В прошлом году мы организовали для дизайнеров порядка 300 деловых встреч. 20% участников сразу договорились о подписании экспортных контрактов».

Участники коллективной экспозиции также отметили перспективность этого проекта. «Организация была очень четкая и профессиональная. Надеюсь, что эта поддержка будет носить системный характер, — рассказала Ольга Лозинская. — После выставки у нас появилось много новых контактов, с которыми мы работаем. Есть несколько заказов, правда, небольших, поскольку специфика такова, что российский региональный клиент хочет работать „на комиссию“, мы же в основном работаем „на выкуп“. К марке проявили большой интерес региональные байеры, магазины женской одежды, где аксессуар является дополнением образа».

«На мой взгляд, участие было успешным, учитывая постоянную толпу на нашем стенде, — поделилась Яна Недзвецкая. — Правда, в прошлом году наш стенд посетило втрое больше байеров. Если тогда мы заполнили 180 оферов, и получили 180 клиентов, то в этом году оферов было всего 70 — но именно заказов на самой выставке было втрое больше. Да и мы сами отработали намного эффективнее, с учетом прошлогоднего опыта. Сделали рассылку по всем нашим партнерам, и к нам пришли даже те, кто не работал с нами много лет. Плюс — мы не стояли и не ждали, когда к нам придут байеры, мы ходили по всей выставке, знакомились с посетителями и приглашали их на наш стенд. И конечно, тот факт, что собственник и генеральный директор компании был на стенде, в разы увеличил закупки нашей коллекции… Мы уже второй год принимаем участие в коллективном стенде МЭЦ, за что огромное спасибо Московскому правительству».

Как сообщил МЭЦ, стенд «Сделано в Москве» посетили представители многих регионов России, а также байеры из Италии, Республики Маврикий, Индонезии, Казахстана и Киргизии. «В прошлом году продукция fashion-индустрии экспортировалась в 104 страны, а лишь за первое полугодие 2019 года ее импортировала уже 91 страна, — отметил Алексей Фурсин. — Мы видим интерес к тому, что предлагают отрасли столичные дизайнеры. Опрос трети участников стенда показал, что деловой потенциал каждой встречи составил в среднем около 180,4 тыс. руб. Таким образом, общий деловой потенциал составил более 65 млн рублей. Более 80% всех проведенных встреч экспортеры оценивают как полезные».

Борьба за покупателя

Согласно данным, озвученным FCG на Russian Fashion Retail Forum, в период с 2014-го по первую половину 2019-го реально располагаемые доходы населения упали на 13%, а цены на товары и услуги выросли почти на 40%. Инфляция в первой половине 2019 года увеличилась на 2,4%, индекс потребительской уверенности упал на 15%, за чертой бедности в первом квартале этого года находилось 14,3% жителей страны. Доля денежных доходов, направленных на сбережения, в 2018 году составила 3,7%; для сравнения — в 1998-м этот показатель был 2,5%.

«Продолжается снижение стандартов жизни, все переходят на режим экономии, — прокомментировала Ануш Гаспарян. — Это означает, что предложение на рынке есть, но у людей нет денег, чтобы закупать, как раньше. Соответственно, мы должны продвигать свой товар в жесткой конкурентной борьбе за этот небольшой кошелек».

Стремясь привлечь и удержать клиента, некоторые российские компании-участники CPM стали активно диверсифицировать ассортимент. Так, один крупный производитель женской одежды в этом сезоне представил байерам мужскую коллекцию, а теперь планирует запустить детскую линейку, чтобы охватить таким образом все ключевые группы потребителей. Другой популярный нишевый бренд женской одежды, наряду с основной коллекцией повседневных моделей, стал предлагать брендированные зонты и кондитерские изделия, а в дальнейшем собирается производить еще и линейку верхней одежды, включая пуховики.

CPM-1.jpg

Свой путь к клиенту ищут и зарубежные компании. Немецкий бренд Brax провел исследование модного ритейла в московских торговых центрах. «Клиенты постоянно ищут что-то новое во всех базовых магазинах, которые, на мой взгляд, предлагают в основном скучные вещи, — поделился Штефан Ланге. — Пару месяцев назад я посетил „Вегас“, „Европейский“, „Афимолл“ и, сравнив ассортимент в крупных и небольших магазинах, увидел, что он довольно однообразный — в силуэтах, крое, цветах. Поэтому свежие идеи и решения, как в женском, так и мужском сегментах, очень хорошо продаются».

Каждый сезон Brax предлагает новые решения в дизайне коллекций. «Безусловно, классические силуэты по-прежнему востребованы и хорошо продаются, — уточнил руководитель международных продаж компании. — Но 20–30% коллекции у нас всегда составляют новые модели — например, в сегменте женской одежды, в сегменте брюк со стретчем и эластичным поясом; очень востребованы все решения, которые помогают сделать одежду более комфортной. Для нас стало сюрпризом, что русские мужчины, ранее предпочитавшие классический прямой силуэт брюк, теперь все активнее приобретают модный зауженный силуэт с шириной низа 36–38 см».

Стремясь повысить клиентскую лояльность, Brax ведет и активную деятельность в сфере событийного маркетинга, в частности, нынешней осенью компания планирует провести вещевую лотерею. «Это очень интересная история. Выигрыш — в особой, специально созданной для него коробочке — будет доставляться клиенту на дом — где бы он ни находился, в Италии или в России, — рассказал Штефан Ланге. — Это история о путешествии в мир Brax у себя дома, и это очень красиво. Клиенты покупают высококачественный продукт Brax, это прекрасно, и они получают возможность выиграть что-то хорошее также высокого качества — и это еще прекраснее».

Грузинский бренд дизайнерской одежды U.G.L.Y-studio, уже во второй раз принявший участие в CPM Designerpool, покорил посетителей нестандартными решениями в дизайне. «U.G.L.Y-studio в течение пяти лет пользуется спросом у российских туристов в Грузии и получает положительные отзывы. Мне неоднократно советовали презентовать бренд на российском рынке, — рассказала Нани Коберидзе, дизайнер и основатель марки. — Проект Designerspool это важная площадка для того, чтобы грамотно представить именно дизайнерскую одежду для профессиональной аудитории. Я получила возможность пообщаться не только с байерами, но и с российскими дизайнерами — благодаря знакомству с Янисом Чамалиди я приблизилась к понимаю специфики локального рынка и презентовала коллекцию в модном доме IANIS CHAMALIDY в Санкт-Петербурге. Сегодня U.G.L.Y-studio ведет переговоры и сотрудничает с несколькими российскими ритейлерами в Санкт-Петербурге, Сургуте и других российских городах».

В формате сообщества

Зона CPM Body & Beach переживает этап второго рождения после того, как ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» полностью взяло на себя ее организацию, расставшись с Eurovet. В 33-м выпуске площадь экспозиции нижнего белья, пляжной моды, одежды для дома и спорта, включая раздел, посвященный тканям, материалам и аксессуарам CPM Body & Beach Fabrics, увеличилась в два раза. Бельевой павильон собрал 150 брендов из 25 стран и 4 000 байеров, в том числе участников делегации представителей ритейла российских регионов, поездка которых организована Русской ассоциацией участников фешен-индустрии (RAFI).

Для экспонентов и посетителей, помимо обширной программы лекций и мастер-классов Body & Beach Talks, «Мессе Дюссельдорф Москва» организовало ряд мероприятий, направленных на укрепление профессионального сообщества, включая премию лучшим байерам в бельевом сегменте, которую получили Ирина Дулисова и Юлия Сердюк. «Приятно, что на бельевых байеров наконец обратили внимание. И полученная награда прямое тому доказательство, — поделилась Юлия Сердюк, руководитель концепт-бутика нижнего белья SWEETSSS… — Особо хочу отметить оформление и атмосферу VIP-лаунжа на выставке — это действительно зона комфорта с непринужденной обстановкой, где собирается сообщество нашей бельевой индустрии. Здесь можно встретить коллег и партнеров, а также с легкостью обрести новых. Хочется также поблагодарить организаторов за комплексный подход — семинары, показы, тренд-зоны, закрытые мероприятия — мы понимаем, что все это организовано для нас, для нашего удобства. И это действительно помогает в работе. Так что в целом, очень поддерживаю такую концепцию, направленную лицом к байерам».

Юлия Сердюк высоко оценила также качественное обновление состава экспонентов и предлагаемого ассортимента: «Некоторые партнеры добавили новые марки в свой портфель, и мы с удовольствием приняли их выбор. Меня заинтересовали бренды-новички на российском рынке: купальники на большие полноты SEA LEVEL (Австралия) из ткани, которая называется „лепка тела“, и ароматизированное белье Soul (Колумбия)».

На полигоне

33-я выставка CPM обозначила не только болевые точки российского модного рынка, но и способы их лечения — от попыток выстроить новые схемы взаимоотношений между поставщиком и клиентом до государственного регулирования процессов в отрасли.

«Сегодня имеет место быть централизация бизнес-инициатив: стимулирование легпрома со стороны государства через программы, через субсидирование перспективных направлений по заказу — на фоне стагнации, — отметила Ануш Гаспарян. — Что делает государство? Берет курс на развитие внутреннего производства, высокие технологии, борьбу с контрафактом, на экспорт. Индустрия моды стала полигоном борьбы с серым рынком. В сегменте одежды очень много контрафакта. Мы начали с маркировки обуви, шуб — и неминуемо перейдем на все остальные товарные категории».

Предстоящая маркировка товаров легкой промышленности стала самой горячей темой деловой программы Russian Fashion Retail Forum. Но невзирая на опасения многих производителей и ритейлеров, что из благого дела маркирование продукции превратится в процесс, который удорожает стоимость товара, активность закупок не снизилась.

CPM-5.jpg

Russian Fashion Retail Forum на выставке CPM

Кристиан Каш, международный директор проекта CPM, заверил: «Несмотря на некоторую неопределенность в отношении реализации нового закона о маркировке продукции, который будет реализован к концу этого года, павильоны, равно как и стенды выставки, были заполнены посетителями».

Тем более что у игроков рынка хватает других забот, с которыми они справляются самостоятельно. «Не секрет, что рост цен, связанный с повышением НДС или валютным курсом, переводится на потребителя. По сути, мы наблюдаем автоматическое сокращение платежеспособного спроса и, как следствие — удар по бизнесу, — поделилась Юлия Сердюк. — Причем, по трем сторонам: и по потребителю, и по производителю, и по ритейлеру. Со своей стороны мы постарались оставить тот же объем заказов, но ассортиментную матрицу и набор брендов немного обновили, чтобы суметь предложить аналогичные по качеству бренды с привычным для потребителя ценником. Конечно, некоторые „якоря“ убрать невозможно. Но в любом случае, у нашего покупателя выбор есть».

Завершая свое выступление на Russian Fashion Retail Forum, Ануш Гаспарян обратила особое внимание ритейлеров и производителей на необходимость выстраивания внятной связи с клиентом: «Если говорить о парадигме сегодняшнего маркетинга, то нужно думать даже не о продукте. Он у вас должен быть соразмерным рынку, „проходным“ во всех смыслах, начиная с ассортимента, который соответствует вкусовым предпочтениям целевой аудитории, заканчивая ценой. Надо четко понимать, как вести себя среди конкурентов, чем вы от них отличаетесь и в чем должны соответствовать им, что тоже очень важно. Но все почему-то забывают, что не в продукте сегодня дело. Продукт можно создать, по сути, любой. Сегодня ключевая проблема — это продажа. Если вы не можете продать, то грош цена вашему бизнесу. Тот, кто поймал способ продавать, будет чувствовать себя на рынке устойчиво».

Стал ли 33-й выпуск действительно знаковым и переломным моментом, после которого рынок нащупает новые пути развития, мы сможем узнать на следующей выставке CPM — Collection Première Moscow, которая состоится 24—27 февраля 2020 года московском ЦВК «Экспоцентр».

facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний

Как работать с Lamoda? 17 октября 13:01