Новые берега
В январе 2018 года Русская ассоциация участников фешен-индустрии (РАФИ) организовала коллективный стенд нескольких российских брендов на выставке Gallery в Дюссельдорфе. Компании по-разному оценили результаты своего участия, однако сошлись в одном: способствовать успешному продвижению отечественной продукции на зарубежных рынках должен национальный шоу-рум.
«Нам нужен постоянно действующий шоу-рум с постоянно действующими менеджерами и агентами, – считает Николай Хохряков, директор Pompa. – Это не очень хорошо, когда ради выставки приходится выпадать из жизни и бизнеса на неделю. И участников должно быть много, чтобы получить достаточное для этой идеи финансирование».
Торговый Милан
В пример российские экспоненты Gallery привели шоу-рум Showroom Moscow Russian Designers в Милане. Накопив за пять лет достаточный опыт работы с локальными дизайнерами и точками продаж, в 2017-м компания приняла решение переехать в Милан, сохранив изначальное название.
«Клиентам гораздо удобнее приезжать в Милан, чем в Москву. Здесь они заказывают большое количество европейских брендов, таких как Marni, Chloe, Celine, Stella McCartney, Versace, Moschino и т. д. И здесь же заказывают наши российские бренды», – заверяет основатель и гендиректор Showroom Moscow Russian Designers Сергей Пищулин.
Выбирая между Парижем и Миланом, Сергей Пищулин отдал предпочтение последнему, имея за плечами не очень успешный опыт работы во французской столице. В 2012 году он, будучи коммерческим директором Alena Akhmadullina, возил коллекции бренда в Париж, где они были представлены в одном из лучших шоу-румов страны.
«В Париже кампания продаж длится всего десять дней, а не месяц, как в Милане, – рассказывает Сергей Пищулин. – Два дня в наш шоу-рум вообще никто не заходил. Меня это насторожило, и после Парижа я поехал на разведку в Милан. Каково было мое удивление, когда я обошел несколько шоу-румов и везде работа кипела. В один из них стояла очередь, чтобы просто зайти, так как внутри все продавцы были заняты и клиенты ждали на улице. Тогда я и понял, что Париж больше про моду в высоком смысле этого слова, а Милан про торговлю».
Верный выбор локации подтверждают результаты работы: уже второй сезон подряд, после переезда в Милан, продажи Showroom Moscow Russian Designers показывают рост на 15%. За месяц кампании сезона осень-зима 2018/19 шоу-рум посетили представители 118 бутиков из России и стран бывшего СНГ. Удалось привлечь внимание и зарубежных ритейлеров, представленных 27 байерами.
Дороги ведут в Париж
Консалтинговое агентство Dear Progress, напротив, после успешной презентации нескольких российских брендов на Pitti Uomo во Флоренции сделало свой выбор в пользу Парижа. Основатели компании Денис Ерхов и Катя Петухова самостоятельно нашли помещение в квартале Маре всего за три недели до начала кампании, длившейся со 2 по 6 марта 2018 года, и представили в шоу-руме шесть российских марок: E404, ZDDZ, T3CM, Check Ya Head, «Волчок» и «Преступление наказание», а также украинские Fusion и Tattoosweaters.
«Флоренция была для нас экспериментом и, несмотря на то, что прошел он очень хорошо, мы решили сконцентрироваться на Париже, – говорит Денис Ерхов. – Все-таки Pitti во Флоренции на 90% покрывает именно итальянский рынок, а в Париже у тебя есть возможность работать со всем миром – он является столицей оптовых продаж и работает намного лучше, чем другие города, где проходят недели моды, поэтому туда стекаются как бренды, так и байеры со всей планеты».
Так, среди посетителей парижского Dear Progress были представители Harvey Nickhols, RARE Market, Vfiles, KaDeWe, I.T Hong Kong – всего прошло около 40 встреч с клиентами из Гонконга, Австрии, Бейрута, Лос-Анджелеса, Сиднея, Шанхая, Японии, Кореи, Швеции. «Мы опровергли расхожее мнение, что часто байеры присматриваются к брендам около трех сезонов перед тем, как закупить марку, – подводит итоги Денис Ерхов. – Все наши марки заказали сразу, конечно, кого-то больше, кого-то меньше, но никто не остался менее чем с пятью новыми зарубежными магазинами». Так, например, калифорнийские клиенты сделали заказ сразу на семь марок из представленных восьми.
Для нового сезона, кампания которого длится с 21 по 26 июня, Dear Progress вновь выбрал локацию в Париже, арендовав двухэтажную галерею в центре Маре и вдвое увеличив площадь шоу-рума. Его пространство условно зонировано на три сегмента: премиальный сегмент, casual и streetwear. «Но, как показывает практика, байеры на это не обращают внимания, и уже в прошлый раз у нас были случаи, когда одни и те же клиенты закупали марки абсолютно разного ценового и стилистического диапазона, – говорит сооснователь Dear Progress. – Одежда как таковая уже не так притягивает покупателей, всем важны история, концепция».
Свежее решение
Именно в свежести идей, в сочетании с низкими по сравнению с конкурентами ценами, видит преимущество российских брендов Денис Ерхов: «Мировой рынок моды сейчас переживает затишье, в последнее время запускается мало новых марок, поэтому во всех магазинах приблизительно один и тот же ассортимент, что, конечно, не помогает им в конкуренции: хорошего сервиса теперь недостаточно, чтобы заинтересовать клиентов, – нужен уникальный продукт».
Воодушевляет тот факт, что зарубежные байеры уже не рассматривают привезенные Dear Progress марки только через призму постсоветской эстетики Гоши Рубчинского и видят их самобытность. Делая свой выбор, клиенты обращают внимание и на другие аспекты: стабильность бренда, выраженную в количестве отшитых коллекций, существующие точки продаж, логистику; зачастую перевес бывает на стороне украинских марок, а не российских – ввиду более удобной доставки.
«К нам постоянно поступает огромное количество заявок, потому что марки понимают: на российском рынке потенциал у всех довольно ограничен, – говорит Денис Ерхов. – Однако быть успешным в России не значит, что ваш продукт будет работать на международном рынке, здесь все индивидуально. У нас есть несколько вариантов сотрудничества, для кого-то из клиентов мы делаем консалтинг полного цикла, от скетча до финальных продаж, а некоторым предоставляем помощь только в выходе на зарубежные рынки и продажах».
Для клиентов Showroom Moscow Russian Designers, представляющих преимущественно Россию и СНГ, на первый план после дизайна и качества выходят цены в рублях, что страхует предпринимателей от курсовых скачков и риска значительного роста суммы перед отгрузкой, когда необходимо оплачивать 70% заказа. Большое значение имеет и быстрая доставка, занимающая 2-3 дня в любую точку России.
Иностранные клиенты, по словам Сергея Пищулина, высоко ценят колорит российских марок: «Российские модные бренды – это яркий этнический продукт. В наше время, когда преобладает fast fashion, это качество бесценно. Международные байеры приходят к нам, как на экскурсию. Они в шоке от того, какой необыкновенной красоты товар мы предлагаем».
В ассортименте шоу-рума представлены отечественные марки Graviteight, Dima Neu, Alina German, Annette Hoffmann, Saint-Tokyo, Julia Davidian, Kondakova, House of Fame, Cepheya, Miro, Xassa, Per Te, Mia Muso в ценовых сегментах средний и средний плюс. Все они отшиваются на фабриках Москвы и Санкт-Петербурга и готовы адаптировать модели под нужды клиента: делать двойные подклады и длинные рукава для северных регионов, удлинять изделия и закрывать прозрачные детали подкладами для Кавказа. Кроме того, расширяется и ассортимент за счет включения в коллекции шуб, обуви, пуховиков, трикотажа и аксессуаров.
Русская экзотика
Высокий потенциал для российских брендов за рубежом видит японский байер Кадзума Мори. По его словам, в Японии наблюдается тренд на кириллицу и русский авангард XX века, особенно ввиду политического контекста и влияния на моду Гоши Рубчинского и Vetements. Изначально Мори специализировался на скандинавских марках streetwear, однако любовь к Восточному Берлину, где он жил некоторое время, вызвала у него интерес к русской культуре и привела к нашим дизайнерам.
«В то же время в мир моды вошли Гоша Рубчинский и Тигран Аветисян, и я встретил Колю Котова в Хельсинки. В работах этих дизайнеров я ощутил то, чего до сих пор не было в дизайне», – рассказал Кадзума Мори в интервью The Issue Magazine. Затем была поездка в Москву, знакомство с новыми брендами, лекция о моде на форуме Be in Open и решение о дистрибуции российских брендов в Японию.
По мнению Мори, важное условие для продажи зарубежных марок – это личное проникновение в культуру представляемой страны. «Как говорят в России, каков лес, таков и зверь – мода всегда зависит от окружающей среды и атмосферы города, – считает Кадзума. – Мы представляем российскую моду, но продаем не только ее, но и культуру. Если бы я никогда не был в России, я бы не смог рассказать байерам и покупателям о русской культуре и атмосфере».
В ассортименте шоу-рума Riverhead Showroom, представляющего в Японии только русскую моду, значатся такие марки как T3CM, SVARKA, SOWHAT?, Sovetskу1917, Fusion и Ssanaya Tryapka. «Самое главное при выборе бренда, чувствую ли я какую-то сущность русской культуры или нет, – объясняет свои предпочтения Кадзума Мори. – И оригинальность также очень важна. Ко мне обращается много брендов по электронной почте, Instagram и Facebook, но мы не хотим продавать аналаги Off White с кириллицей, но тем же дизайном».
Выходит на японский рынок и проект «Русские сезоны», который совместно с Российским экспортным центром запускает одноименную витрину на японском маркет-плейсе Rakuten Global Market – крупнейшей по объемам продаж в стране розничной торговой площадке. Витрина стартует в тестовом режиме в июле, а полноценно заработает к сентябрю, когда будут отлажены технические аспекты, способы продвижения и отработаны вопросы логистики. В настоящий момент для реализации в Японии отобраны 20 товаров пяти российских брендов.
Всего проект, созданный при поддержке Минпромторга России для продвижения российских производителей на экспорт, инициировал пять российских павильонов на популярнейших маркетплейсах в Азии: Tmall, JD, 1688, Lazada и Rakuten. В марте текущего года «Русские сезоны» открыли международную штаб-квартиру в Дубае, в сентябре витрины также появятся на зарубежных сайтах eBay. Специально для участников проекта «Русские сезоны» компания DHL Express предоставит специальные льготные тарифы на экспресс-доставку товаров в 220 стран мира.
«C помощью витрин «Русские сезоны» мы хотим постучаться в каждый дом по всему миру и познакомить зарубежных покупателей с уникальной историей российской моды, развивать представление о России как о стране, способной создавать практичный, красивый и качественный продукт для людей из разных стран», – говорит президент «Русских сезонов» Дарья Мациевская.
Объединение в шоу-румы, национальные витрины и коллективные стенды – возможно, наиболее эффективный способ донести свой продукт до зарубежных клиентов, экономя на продвижении и отдав все процессы в одни руки. Главное, правильно определить, чьи руки будут наиболее надежны для конкретного бренда и созрел ли он для работы на новых берегах.
Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion