О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Зона, свободная от НДС

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

10 апреля 2018 года покупатель из Китая оформил в ЦУМе первый в России чек по системе Tax Free. Об итогах годовой работы проекта и его перспективах шла речь на пятой конференции «Российский рынок товаров роскоши», организованной Франко-российской торгово-промышленной палатой (CCI France Russie) 10 апреля 2019-го.

В ручном режиме

Первоначально в пилотный проект Tax Free, запущенный в 2018 году, входили 15 торговых точек в Москве, Санкт-Петербурге, Красногорске и Сочи, принадлежащих группам Mercury и Bosco di Ciliegi. Затем к системе подключились ритейлеры, которые работают в городах, где проходил Чемпионат мира по футболу.

«Первые чеки Tax Free в России оформлялись в ручном режиме, – рассказал во время конференции Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ. – Никто не знал, как и что нужно делать. Таможня не понимала, о чем идет речь… Но все остались довольны. Сейчас мы имеем очень неплохую практику. Мы внесли точечные коррективы, расширили перечень локаций и постоянно получаем новые заявления на подключение к системе. К концу этого года мы рассчитываем, что Tax Free охватит всю Россию».

Tax-Free-Galerias-Tsum.jpgК 10 апреля нынешнего года число участников, по данным Минпромторга РФ, достигло 689 магазинов 97 организаций розничной торговли. Среди них – «Снежная Королева», Balmain, Calvin Klein, Harry Winston, Jaquet Droz, Longines, Swatch, Tissot, QUIKSILVER, «Московский ювелирный завод», O'STIN. В апреле-декабре 2018 года, по сведениям министерства, иностранные покупатели оформили 73 тыс. чеков на сумму около 8 млрд руб. Компенсация НДС составила 767 млн руб. Размер среднего чека – 100 тыс. рублей. 

«Пик продаж по системе Tax Free пришелся на период Чемпионата мира по футболу, увеличение оборота составило около 30 %, – прокомментировал Никита Кузнецов. – Но и после этого не произошло масштабного спада. В декабре также наблюдался всплеск. Мы очень оптимистично смотрим на то, как в дальнейшем это будет происходить». Как сообщается в исследовании Минпромторга, оборот участников пилотного проекта увеличился за год в среднем на 25%. 

Global Blue, один из операторов Tax Free, провел опрос своих клиентов, совершивших покупку в нашей стране. 76% респондентов сообщили, что перед поездкой выясняли, работает ли в России Tax Free. 84% ответили, что именно наличие Tax Free побудило их совершить покупку. В итоге, Россия вошла в топ-4 европейских стран по размеру среднего чека (1957 евро), уступив лишь Франции (2148 евро), Великобритании (2133 евро) и Италии (1904 евро). 

По данным Global Blue, ключевыми категориями приобретаемых товаров стали: ювелирные изделия и часы (34% общих продаж, при этом в 84% покупок средний чек превысил 30 тыс. евро), одежда (42%), изделия из кожи (23%).

Наше всё

Согласно исследованию Global Blue, в период с 10 апреля 2018-го по 31 марта 2019-го системой Tax Free в России воспользовались представители 181 страны. С огромным отрывом от остальных лидируют туристы из Китая (56%), за которыми следуют покупатели из США (2,77%), Мексики (2,72%), Израиля (2,22%), Таиланда (2,12%), Бразилии (1,79%), Вьетнама (1,67%), Индии (1,43%), Украины (1,36%). Global Blue выделяет три категории потребителей: элитные (0,4%), со средним чеком свыше 20 000 евро; частые (3,6%) – те, кто регулярно совершал покупки, приезжая в Россию два раза и более за отчетный период; редкие (96%) – те, кто оформил чек Tax Free один раз. Во всех группах тоже лидируют граждане Китая. Например, китайские туристы составили 65% элитных клиентов, совершивших покупку со средним чеком свыше 5 тыс. евро.

Custom-Tax-Free-control-Rusia.jpgСогласно оценкам Fashion Consulting Group (FCG), каждый пятый турист в России – гражданин КНР, который в среднем тратит в Москве 550-600 долларов в день, приобретая товары класса люкс: одежду, обувь, аксессуары, часы, косметику, драгоценности, мех, янтарь. 

В январе-феврале нынешнего года агентство FCG провело мониторинг цен в ключевых европейских, американских торговых столицах и Китае. Так, одна и та же модель сумки Noé стоит (цены приводятся в евро): в Париже – 1140, Лондоне – 1213, Москве – 1293, Нью-Йорке – 1392, Китае – 1604. Платье Louis Vuitton: в Париже – 2500, Лондоне – 2827, Москве – 2932, Нью-Йорке – 2934, Китае – 3468. Туфли Madeleine: в Париже – 690, Москве – 735, Лондоне – 768, Нью-Йорке – 839, Китае – 923.

«Китайские туристы это наше всё, и это тенденция, которая будет помогать ритейлу, – прокомментировала Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор FCG. – Однако мы видим: в России выгоднее покупать, чем в Китае, но не так выгодно, как в Европе».

По информации, которую приводит FCG в своем исследовании, туристический поток из Китая в Россию каждый год растет в среднем на 15-20%, а к концу 2019-го количество путешественников из Поднебесной может достичь 2 млн человек. Однако Иван Синицын, генеральный директор Российско-китайского маркетингового агентства Solver, напомнил, что Россия не входит в список главных стран для покупки люксовых товаров китайцами. По его словам, на нашу страну приходится чуть более 1% выездного потока из Поднебесной, и в 2019 году, по оценке Solver, число высокодоходных туристов составит лишь около 260-380 тыс. 

Кроме того, как обратила внимание Ирина Куликова, эксперт по рынку товаров класса люкс агентства Bain&Company, китайских потребителей активно стимулируют к покупкам на домашнем рынке. «Мы все уже привыкли, что китайцы очень много покупают товаров роскоши за рубежом, – сказала эксперт. – Но сейчас правительство Китая взяло курс на то, чтобы граждане совершали больше покупок внутри своей страны, для чего предпринимается ряд мер, в частности, снижается НДС. Кроме того, китайцы поколения Z, готовые приобретать люкс, склонны совершать покупки через локальные социальные сети и приложения».

В 2017 году, по данным Bain&Company, китайские клиенты обеспечили 32% покупок на глобальном рынке роскоши (254 млрд евро), из которых лишь 24% пришлось на внутренний рынок (80 млрд евро). Ожидается, что к 2025 году доля покупок китайцев на общем рынке вырастет до 46% (320-365 млрд евро), половина которых придется на Китай. 

«В отличие от 2014-го и 2015-го сегодня мы не в состоянии привлечь иностранных туристов самыми выгодными ценами, – уточнила Анна Лебсак-Клейманс. – Даже китайским путешественникам, которые приезжают на шопинг, обязательно нужны туристический experience, дополнительные ценности, приятные бонусы в виде интересных локаций, дружелюбных ресторанов и чистых улиц. Только в этом случае они радостно будут к нам приезжать».

Там посмотрим

Как сообщил на конференции Никита Кузнецов, в планы Минпромторга входит расширение географии Tax Free по всей стране к 2020 году. Однако пока существует ряд препятствий для реализации этого плана. 

TAXFREE_LOGO.jpgВо-первых, участников проекта регистрируют по-прежнему в «ручном режиме». «Сейчас мы вынуждены делать это через подачу заявлений в министерство, каждое из которых мы рассматриваем, а затем аккредитуем организации, – пояснил руководитель департамента Минпромторга. – А когда система будет распространена на всю страну, мы не сможем так работать, потому что это физически невозможно». К октябрю-ноябрю 2019 года планируется запустить систему электронного документооборота между магазинами, операторами Tax Free, Федеральной таможенной (ФТС) и налоговой (ФНС) службами, которая должна автоматизировать и упростить порядок участия в проекте. В качестве варианта, по словам Никиты Кузнецова, рассматривается подача заявлений в налоговые органы по месту регистрации компании. Но пока новый порядок находится на стадии обсуждения.

Во-вторых, далеко не все желающие могут присоединиться к рядам ритейлеров, работающих с Tax Free. «Есть одно «но» – применять Tax Free могут только плательщики НДС, – прокомментировал г-н Кузнецов. – А большая часть розничных точек в России, особенно мелких, являются плательщиками по упрощенной системе налогообложения, не платят НДС и, соответственно, не могут подключиться к Tax Free»

В-третьих, до сих пор не проработана стратегия географического расширения системы Tax Free. «Если проект стартовал в точечных локациях в конкретных торговых центрах, то затем постепенно, в течение года, мы перешли на другой принцип: на торговые коридоры и торговые улицы, такие важные как Невский проспект или Тверская улица, – рассказал Никита Кузнецов. – У нас пока нет технической возможности ввести систему по всей стране, поэтому расширяемся путем торговых коридоров и даже городов. Сейчас мы предложили включить город Великий Новгород целиком… Какова будет география популярности Tax Free? Тут трудно сказать. Наверное, ключевые туристические центры, крупные города… А там посмотрим». 

Тем не менее сами участники проекта Tax Free в России отмечают его позитивное значение. «Введение Tax Free оказало очень положительное влияние на работу брендов LVMH на российском рынке, – подтвердил во время конференции Александр Четвериков, вице-президент группы LVMH. – И если поток туристов в Россию будет расти, то это станет очень привлекательным добавлением к предложению ритейла».


О проекте Tax Free для российских организаций розничной торговли

(Информация опубликована на сайте Минпромторга РФ)


С 2018 года на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект Tax Free, который представляет собой систему компенсации суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) физическим лицам – гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Российские организации, продающие товары в розницу и являющиеся плательщиком НДС, в этом случае могут компенсировать гражданам иностранных государств (кроме граждан ЕАЭС) суммы налога.

Налог может быть компенсирован иностранцу, если товары приобретены у организации розничной торговли в течение одного календарного дня на сумму не менее 10 000 руб. с учетом налога.

Вывоз товаров с территории Евразийского экономического союза должен осуществляться в течение 3 месяцев со дня покупки через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 173-р.

Операторы системы Tax Free, действующие на территории Российской Федерации: Global Blue, Planet, Hi Ski.


Как организации получить право на компенсацию НДС иностранцам?

(Информация опубликована на сайте Минпромторга РФ)


Организация розничной торговли и/или ее обособленные подразделения должны соответствовать перечню критериев и располагаться по адресам, указанным в перечне мест размещения организаций розничной торговли или их обособленных подразделений для включения в перечень организаций розничной торговли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 105.

Чтобы получить право на выплату компенсации, организация розничной торговли должна быть включена в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации розничной торговли для включения в перечень необходимо подать заявление по форме о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – заявление), и справку налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в соответствии с приказом ФНС России от 20 января 2017 г. №ММВ-7-8/20 «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком… обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме», выданной на любую дату в пределах 30 календарных дней до дня подачи в Министерство заявления. Форма заявления и Порядок его рассмотрения утверждены Приказом Минпромторга России от 12.02.2018 N 416.

Подробнее: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/taxfree/

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний