Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Зона, свободная от НДС

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

10 апреля 2018 года покупатель из Китая оформил в ЦУМе первый в России чек по системе Tax Free. Об итогах годовой работы проекта и его перспективах шла речь на пятой конференции «Российский рынок товаров роскоши», организованной Франко-российской торгово-промышленной палатой (CCI France Russie) 10 апреля 2019-го.

В ручном режиме

Первоначально в пилотный проект Tax Free, запущенный в 2018 году, входили 15 торговых точек в Москве, Санкт-Петербурге, Красногорске и Сочи, принадлежащих группам Mercury и Bosco di Ciliegi. Затем к системе подключились ритейлеры, которые работают в городах, где проходил Чемпионат мира по футболу.

«Первые чеки Tax Free в России оформлялись в ручном режиме, – рассказал во время конференции Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ. – Никто не знал, как и что нужно делать. Таможня не понимала, о чем идет речь… Но все остались довольны. Сейчас мы имеем очень неплохую практику. Мы внесли точечные коррективы, расширили перечень локаций и постоянно получаем новые заявления на подключение к системе. К концу этого года мы рассчитываем, что Tax Free охватит всю Россию».

Tax-Free-Galerias-Tsum.jpgК 10 апреля нынешнего года число участников, по данным Минпромторга РФ, достигло 689 магазинов 97 организаций розничной торговли. Среди них – «Снежная Королева», Balmain, Calvin Klein, Harry Winston, Jaquet Droz, Longines, Swatch, Tissot, QUIKSILVER, «Московский ювелирный завод», O'STIN. В апреле-декабре 2018 года, по сведениям министерства, иностранные покупатели оформили 73 тыс. чеков на сумму около 8 млрд руб. Компенсация НДС составила 767 млн руб. Размер среднего чека – 100 тыс. рублей. 

«Пик продаж по системе Tax Free пришелся на период Чемпионата мира по футболу, увеличение оборота составило около 30 %, – прокомментировал Никита Кузнецов. – Но и после этого не произошло масштабного спада. В декабре также наблюдался всплеск. Мы очень оптимистично смотрим на то, как в дальнейшем это будет происходить». Как сообщается в исследовании Минпромторга, оборот участников пилотного проекта увеличился за год в среднем на 25%. 

Global Blue, один из операторов Tax Free, провел опрос своих клиентов, совершивших покупку в нашей стране. 76% респондентов сообщили, что перед поездкой выясняли, работает ли в России Tax Free. 84% ответили, что именно наличие Tax Free побудило их совершить покупку. В итоге, Россия вошла в топ-4 европейских стран по размеру среднего чека (1957 евро), уступив лишь Франции (2148 евро), Великобритании (2133 евро) и Италии (1904 евро). 

По данным Global Blue, ключевыми категориями приобретаемых товаров стали: ювелирные изделия и часы (34% общих продаж, при этом в 84% покупок средний чек превысил 30 тыс. евро), одежда (42%), изделия из кожи (23%).

Наше всё

Согласно исследованию Global Blue, в период с 10 апреля 2018-го по 31 марта 2019-го системой Tax Free в России воспользовались представители 181 страны. С огромным отрывом от остальных лидируют туристы из Китая (56%), за которыми следуют покупатели из США (2,77%), Мексики (2,72%), Израиля (2,22%), Таиланда (2,12%), Бразилии (1,79%), Вьетнама (1,67%), Индии (1,43%), Украины (1,36%). Global Blue выделяет три категории потребителей: элитные (0,4%), со средним чеком свыше 20 000 евро; частые (3,6%) – те, кто регулярно совершал покупки, приезжая в Россию два раза и более за отчетный период; редкие (96%) – те, кто оформил чек Tax Free один раз. Во всех группах тоже лидируют граждане Китая. Например, китайские туристы составили 65% элитных клиентов, совершивших покупку со средним чеком свыше 5 тыс. евро.

Custom-Tax-Free-control-Rusia.jpgСогласно оценкам Fashion Consulting Group (FCG), каждый пятый турист в России – гражданин КНР, который в среднем тратит в Москве 550-600 долларов в день, приобретая товары класса люкс: одежду, обувь, аксессуары, часы, косметику, драгоценности, мех, янтарь. 

В январе-феврале нынешнего года агентство FCG провело мониторинг цен в ключевых европейских, американских торговых столицах и Китае. Так, одна и та же модель сумки Noé стоит (цены приводятся в евро): в Париже – 1140, Лондоне – 1213, Москве – 1293, Нью-Йорке – 1392, Китае – 1604. Платье Louis Vuitton: в Париже – 2500, Лондоне – 2827, Москве – 2932, Нью-Йорке – 2934, Китае – 3468. Туфли Madeleine: в Париже – 690, Москве – 735, Лондоне – 768, Нью-Йорке – 839, Китае – 923.

«Китайские туристы это наше всё, и это тенденция, которая будет помогать ритейлу, – прокомментировала Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор FCG. – Однако мы видим: в России выгоднее покупать, чем в Китае, но не так выгодно, как в Европе».

По информации, которую приводит FCG в своем исследовании, туристический поток из Китая в Россию каждый год растет в среднем на 15-20%, а к концу 2019-го количество путешественников из Поднебесной может достичь 2 млн человек. Однако Иван Синицын, генеральный директор Российско-китайского маркетингового агентства Solver, напомнил, что Россия не входит в список главных стран для покупки люксовых товаров китайцами. По его словам, на нашу страну приходится чуть более 1% выездного потока из Поднебесной, и в 2019 году, по оценке Solver, число высокодоходных туристов составит лишь около 260-380 тыс. 

Кроме того, как обратила внимание Ирина Куликова, эксперт по рынку товаров класса люкс агентства Bain&Company, китайских потребителей активно стимулируют к покупкам на домашнем рынке. «Мы все уже привыкли, что китайцы очень много покупают товаров роскоши за рубежом, – сказала эксперт. – Но сейчас правительство Китая взяло курс на то, чтобы граждане совершали больше покупок внутри своей страны, для чего предпринимается ряд мер, в частности, снижается НДС. Кроме того, китайцы поколения Z, готовые приобретать люкс, склонны совершать покупки через локальные социальные сети и приложения».

В 2017 году, по данным Bain&Company, китайские клиенты обеспечили 32% покупок на глобальном рынке роскоши (254 млрд евро), из которых лишь 24% пришлось на внутренний рынок (80 млрд евро). Ожидается, что к 2025 году доля покупок китайцев на общем рынке вырастет до 46% (320-365 млрд евро), половина которых придется на Китай. 

«В отличие от 2014-го и 2015-го сегодня мы не в состоянии привлечь иностранных туристов самыми выгодными ценами, – уточнила Анна Лебсак-Клейманс. – Даже китайским путешественникам, которые приезжают на шопинг, обязательно нужны туристический experience, дополнительные ценности, приятные бонусы в виде интересных локаций, дружелюбных ресторанов и чистых улиц. Только в этом случае они радостно будут к нам приезжать».

Там посмотрим

Как сообщил на конференции Никита Кузнецов, в планы Минпромторга входит расширение географии Tax Free по всей стране к 2020 году. Однако пока существует ряд препятствий для реализации этого плана. 

TAXFREE_LOGO.jpgВо-первых, участников проекта регистрируют по-прежнему в «ручном режиме». «Сейчас мы вынуждены делать это через подачу заявлений в министерство, каждое из которых мы рассматриваем, а затем аккредитуем организации, – пояснил руководитель департамента Минпромторга. – А когда система будет распространена на всю страну, мы не сможем так работать, потому что это физически невозможно». К октябрю-ноябрю 2019 года планируется запустить систему электронного документооборота между магазинами, операторами Tax Free, Федеральной таможенной (ФТС) и налоговой (ФНС) службами, которая должна автоматизировать и упростить порядок участия в проекте. В качестве варианта, по словам Никиты Кузнецова, рассматривается подача заявлений в налоговые органы по месту регистрации компании. Но пока новый порядок находится на стадии обсуждения.

Во-вторых, далеко не все желающие могут присоединиться к рядам ритейлеров, работающих с Tax Free. «Есть одно «но» – применять Tax Free могут только плательщики НДС, – прокомментировал г-н Кузнецов. – А большая часть розничных точек в России, особенно мелких, являются плательщиками по упрощенной системе налогообложения, не платят НДС и, соответственно, не могут подключиться к Tax Free»

В-третьих, до сих пор не проработана стратегия географического расширения системы Tax Free. «Если проект стартовал в точечных локациях в конкретных торговых центрах, то затем постепенно, в течение года, мы перешли на другой принцип: на торговые коридоры и торговые улицы, такие важные как Невский проспект или Тверская улица, – рассказал Никита Кузнецов. – У нас пока нет технической возможности ввести систему по всей стране, поэтому расширяемся путем торговых коридоров и даже городов. Сейчас мы предложили включить город Великий Новгород целиком… Какова будет география популярности Tax Free? Тут трудно сказать. Наверное, ключевые туристические центры, крупные города… А там посмотрим». 

Тем не менее сами участники проекта Tax Free в России отмечают его позитивное значение. «Введение Tax Free оказало очень положительное влияние на работу брендов LVMH на российском рынке, – подтвердил во время конференции Александр Четвериков, вице-президент группы LVMH. – И если поток туристов в Россию будет расти, то это станет очень привлекательным добавлением к предложению ритейла».


О проекте Tax Free для российских организаций розничной торговли

(Информация опубликована на сайте Минпромторга РФ)


С 2018 года на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект Tax Free, который представляет собой систему компенсации суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) физическим лицам – гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Российские организации, продающие товары в розницу и являющиеся плательщиком НДС, в этом случае могут компенсировать гражданам иностранных государств (кроме граждан ЕАЭС) суммы налога.

Налог может быть компенсирован иностранцу, если товары приобретены у организации розничной торговли в течение одного календарного дня на сумму не менее 10 000 руб. с учетом налога.

Вывоз товаров с территории Евразийского экономического союза должен осуществляться в течение 3 месяцев со дня покупки через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 173-р.

Операторы системы Tax Free, действующие на территории Российской Федерации: Global Blue, Planet, Hi Ski.


Как организации получить право на компенсацию НДС иностранцам?

(Информация опубликована на сайте Минпромторга РФ)


Организация розничной торговли и/или ее обособленные подразделения должны соответствовать перечню критериев и располагаться по адресам, указанным в перечне мест размещения организаций розничной торговли или их обособленных подразделений для включения в перечень организаций розничной торговли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 105.

Чтобы получить право на выплату компенсации, организация розничной торговли должна быть включена в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации розничной торговли для включения в перечень необходимо подать заявление по форме о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – заявление), и справку налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в соответствии с приказом ФНС России от 20 января 2017 г. №ММВ-7-8/20 «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком… обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме», выданной на любую дату в пределах 30 календарных дней до дня подачи в Министерство заявления. Форма заявления и Порядок его рассмотрения утверждены Приказом Минпромторга России от 12.02.2018 N 416.

Подробнее: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/taxfree/

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
7 983

Инновационный крой без бумаги и отходов

Как с помощью ИИ создавать лекала с максимальной точностью и минимальным ущербом для экологии.
18 марта 09:53
8 757

Лицензионные герои в fashion: возможно ли импортозамещение?

Мария Рогожина, руководитель проекта «Вестник лицензионного рынка», о будущем российского рынка лицензирования.
25 июля 08:00
14 260

Как Shein одержал победу над Amazon и заново изобрел быструю моду

Как Shein одержал победу над Amazon и заново изобрел быструю моду – в материале The Guardian.
26 декабря 23:25
20 005

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
25 981

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
21 489

Гид

ДНК бренда (Brand DNA)
Комплекс базовых характеристик бренда, включающий ценности, философию, цели, эстетику, позиционирование и др.
Vassa&Co
Российский бренд женской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Пин-ап (pin-up)
Подчеркнуто женственный стиль, основой которого является мода 1950-х, в особенности силуэт «песочные часы».
Оверсайз
Стиль, характеризующийся использованием объемных силуэтов, свободным кроем и пропорциями, нарочито превышающими стандартные размеры фигуры.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю