По пути еврозамещения: Индия
Как сегодня организована логистика из Индии и доступны ли российским заказчикам транзакции с компаниями этой страны?
Смена приоритетов
За первые шесть месяцев 2022 года товарооборот России и Индии вырос почти на 120%, до 11,5 млрд долларов — как следует из материалов Кремля ко встрече президента РФ Владимира Путина с премьером Индии Нарендрой Моди во время саммита ШОС в Самарканде. В топе торговых партнеров Индии Россия за год поднялась с
Индия давний торговый партнер России, в том числе в сфере легкой промышленности, которая является вторым по величине сектором занятости в стране. «Это очень интересная и перспективная страна во многих направлениях, — рассуждает Мария Моргунова, руководитель отдела маркетинга ООО "ЕвроТрансЭкспедиция". — Если вспомнить историю, то тесные связи с Индией у нас начали развиваться еще в
Мария Моргунова уверена, что сегодня растет как интерес российского бизнеса к Индии, так и индийских компаний к высвобождающимся нишам на рынке России: «Доля грузопотока товаров из Индии в нашей компании составляет около 15–25%. Но в условиях сегодняшних реалий есть основание полагать, что Индия станет стратегическим партнером России и в ближайшее время, год — два, грузопоток может быть приближен к 30–40%. Спрос на индийские товары в России увеличивается, как следствие, развивается и логистика с Индией. Сейчас мы возим косметику, текстиль, одежду и другие товары легкой промышленности».
Михаил Прохоров, эксперт, директор по логистике
Виолетта Максименко, старший специалист по международным контрактом
Шоурум тканей и текстильной фурнитуры DREAMS.Moscow представляет на рынках России и Беларуси продукцию индийских фабрик Creations by Shanagar и Ventures, среди клиентов которых такие бренды Armani, Chloe, Kenzo, Lanvin, Loewe и др. «Индия для нас — основной поставщик тканей, тесьмы, декоративных элементов с рукодельной вышивкой, — рассказывает Анна Ципровская, владелица DREAMS.Moscow. — С февраля
Мария Моргунова уточняет: «Серьезным испытанием для налаженных торговых связей между РФ и Индией стали санкции против российских банков. Отключение от SWIFT и запрет на операции с долларами привели к тому, что в начале марта индийские экспортеры не смогли получить платежи на сумму порядка $400–500 млн. Но уже в конце марта их представители договорились о создании собственной системы для взаимного расчета и передачи импортных и экспортных документов. С нашей стороны в основу этой механики взаиморасчетов легла СПФС — система передачи финансовых сообщений Банка России. Через нее рубли депонируются на счетах индийских банков, где их конвертируют в рупии, и точно так же в обратном направлении».
С северо-запада на юго-восток
В перевозках грузов из Индии много нюансов, отмечает Мария Моргунова — это сроки, специфика товара, объемы и габариты, условия внешнеторгового контракта, маршруты и пр.
«Логистика из Индии в основном идет по морю, через Иран или Китай — в зависимости от конечного адреса заказчика», — говорит Михаил Прохоров. «Морским транспортом перевозятся более крупные грузы, — уточняет Виолетта Максименко. — Учитывая тот факт, что европейские порты закрыты для российских грузов, индийское направление претерпело некоторые изменения в логистике, и грузопоток сейчас направлен либо через Владивосток, либо через Турцию. Обе схемы еще сырые, на каждом этапе мы сталкиваемся с теми или иными обстоятельствами, которые увеличивают сроки доставки. Порты, через которые направили весь грузопоток из Индии в обход европейских портов, переполнены, это увеличивает не только транзитные сроки, но и себестоимость доставки груза за счет дополнительного хранения в порту, демереджа и прочих расходов, которые возникают в ходе доставки. На сегодняшний день ситуация с морскими перевозками осложнена тем, что большая часть морских перевозчиков ушла с российского рынка
Свои особенности есть и у авиаперевозок. «Авиацией мы отправляем только небольшие грузы, так как в остальных случаях это финансово невыгодно», — объясняет Михаил Прохоров. «Авиаперевозка является одним из самых дорогих видов доставки. Но для клиента в определенных случаях важны сроки», — уточняет Виолетта Максименко.
Мария Моргунова обращает внимание, что для транспортировки товаров из Индии в Россию в основном используются мультимодальные маршруты: морем + железной дорогой или морем + авто. «Выбор маршрута зависит от различных параметров: даты готовности товарной партии и отгрузки товара поставщиком, расписания морских линий, объемов груза, сроков и др., — комментирует руководитель отдела маркетинга ООО „ЕвроТрансЭкспедиция“. — Мы предлагаем несколько вариантов маршрутов, расставляя акценты и детализируя плюсы и минусы. Первый маршрут, море + авто, проходит через Суэцкий канал с выгрузкой контейнера в
Мария Моргунова отмечает, что сложности маршрутов связаны не только с географической удаленностью Индии от России, но и с геополитическими факторами: «Первый
Виолетта Максименко утверждает: «Российские покупатели в большей степени доверяют индийским производителям и готовы претерпевать различного рода сложности в логистике до того времени, пока она не поменяется, либо структурируется».